Особенности американской, западноевропейской, японской моделей менеджмента организации

Американский менеджмент х арактеризуется жесткой организацией управления. Характерно: индивидуальный характер принятия решений (сверху-вниз); индивидуальная форма ответственности; формализация отношений: «Бизнес и ничего личного», четко формализованная процедура контроля, узкая специализация руководителей, целевые формальные рабочие отношения с подчиненными, тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью, наём работников на короткий срок, приоритетные качества руководителя: профессионализм и инициатива, служебный рост: ускорение продвижения по службе и деловая карьера зависит от личных результатов отдельно взятых работников. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основе того, смог ли он лично достигнуть тех целей, кот-е были ему поставлены. Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов.

Модель корпоративного управления построена на принципах развитого фондового рынка и низкой роли гос-ва, саморегулирование эк-ки. Главным оценщиком качества корпоративного управления выступает фондовый рынок. В структуре управления корпорацией выделяют 3 группы участников: Акционеры, Совет Директоров, Топ-менеджеры. Характерна распыленность акционерного капитала. В структуре владения акциями различают:

*мажоритарных акционеров – большие пакеты акций, способны влиять на решения. Определяют политику компании

* миноритарные акционеры – владельцы маленьких пакетов акций, кот не влияют на принятие решений.

Увеличение дивидендов на акцию привлекает мелких акционеров, но тормозит развитие компании. При увеличении нераспределенной прибыли стоимость текущий акций будет возрастать.Характерно мобильное и гибкое перемещение капитала в сферы с оптимал. прибылью (включая сферу по пр-ву нов.знаний и технологий).

Повышение стоимости компаний, слияния и поглощения = традиц. элемент корпоративного развития, тк развитый и гипертрофированный фондвый рынок, распыленность акционернго капитала, культурные традиции корпораций=инструмент извлечения дополнительных доходов. Особенности в неукоснительном следование кодексу Корпоративного Управления, кодексы регулярно пересматриваются с целью их соответствия современным мировым реалиям. Недостатки корпоративной модели: слишком ориентированна на краткоср. интересы инвесторов; неоправданно быстрый рост вознаграждения мен-в; легкость недружественных слияний и поглощений.

Европейский менеджмент. Понятие европейскогоменеджмента сформировалось в связи с образованием ЕС. Характерные черты: принятие решений во многом индивидуально, но с опорой на мнение корпорации или коллектива, индивидуальная форма ответственности, формализация системы управления: относительная и достаточно гибкая, использ ежличностная сфера, форма контроля индивидуальная, но дополн общественным, распространено делегирование полномочий, относительная специализация руководителей, продвижение зависит от личных результатов и умение налаживать отношение с подчиненными, оплата труда в зависимости от достигнутого результата.Характерна развитая система образования в области менеджмента, которая учитывает национальные традиции и черты.

Модель корпоративного управления основана на базе немецкой модели:о тносительно высокая степень концентрации акционерного капитала, высокая роль банков в корпоративном управлении, двухуровневая структура совета директоров (наблюдательный совет и правление), реальное участие наемного персонала в принятии управленческих решений, широкое использование холдинговых отношений.

Значительная часть акций мелких собственников находится в оперативном управлении либо банков, либо институциональых фондов, дочерние компанииии сохраняюют заметную долю самостоятельности. (в производ-х, финанс-х реш-ях, инновациях) В данной модели роль гос-ва весьма значительна. Это проявл. в эффекивной системе социальной защиты персонала и населения и значит удел весе гос.собст-ти.

Деят-ть корпорации – установление компромисса м/д человеком и финансовыми ресурсами => модель менее гибкая; механизмы, учитыв изменения конъюнктуры несовершенны. Это инсайдерская модель => основана на удовлетворении интересов всех участников корпорации, а не только акционеров Роль банка: д оминир роль банков основана на системе делегирования банку права голосования на собрании акционеров др.владельцами акций

Плюсы модели: 1) нацеленность на достижение долгосрочных целей. 2) принцип соц взаимодействия, направленный на баланс интересов всех участников корп. 3) макс уст-ти корпор и стабильности межкорпоративных связей.

Недостатки: 1) негибкость Европ модели 2) замедление инновационных возможностей 3) акцентирование усилий на минимизацию рисков => снижение доходности. 4) невозможность быстро принимать важные для развития решения (сокращение штата, реорганизация).

На японский мен-т повлияла самобытная культура Японии и то, что на мир.рынок она вышла после Второй мир. войны. Япония переняла у Европы и США положит.аспекты опыта, прежде всего – ориент-ю на нов. техн-ии и психол. методы мен-та. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образ-е, поэтому рук-лей в Японии готовят непосредственно в проц-е работы. Для яп мен-та характерным является патернализм. Предприятие – это семья.Характерные черты японского мен-та: принятие решений коллективно на основе единогласия и формируются снизу-вверх, форма ответственности коллективная, недостаточно гибкая система управления с широким использованием неформальных отношений, форма контроля: неформальная организация с широким использованием коллективного контроля, делегирование полномочий осуществляется в редких случаях, специализация руководителей: менеджеры универсального типа, оплата труда определяется трудовым стажем и результатом труда.Качества руководителя: умение координировать и контролировать. Служебный рост замедленный, строится по старшинству и стажу работы. Участие подчиненных в управлении: основа существования и развития организации

Характерные черты японской модели корпоративного управления:

Государственная власть в различных формах поддерживает развитие частного бизнеса, уделяя особое внимание внешнеэкономической деятельности.Основным звеном выступают крупные промышленно – финансов группы, представляющие экономические объединения, основанные на акционерном контроле и взаимном участие в капитале. Возникают холдинги «Кейрецу». Ключевую роль играют уполномоченные банки и торговые организации.Советы директоров состоят из внутренних членов представителей корпорации. Главную роль играют инсайдеры, участники семейных кланов, исполнительные директора. Нет жесткого разделения собственности и управления. Компания может пригласить внешнего инвестора, но в этом случае он должен приобрести часть акций.Особое значение придается налаживанию внутрикорпоративному взаимодействию менеджерами среднего звена.Широко распространена ротация. На одном месте работник не может быть более 5-6 лет. Человек должен освоить 5-6 специальностей и быть универсалом.Внутрикорпоративное отношение фирм, компаний, банков, высшего и среднего мен-та закреплено и усиливается системой пожизненного найма.

5. Основные исторические этапы в XX веке (досоветский, “новой экономической политики» и командно-административный периоды) и современные особенности развития российской модели менеджмента (экономические кризисы и развитие менеджмента в пореформенной России).

В началеXX в. в России складываются новые отрасли промышленности, основа – механический труд, возникают субъекты фабрично-заводской организации производства (Центральная Россия, Иваново – текстиль, СПб, Урал).

С 1910 года в России активно развивается машиностроение. С развитием промышленности возникает теория управления промышленными организациями, похожая на западную, но со своими особенностями. Постепенная модернизация производства и технический прогресс ставят вопрос о квалификации труда и совершенствовании управления (исследования в ВУЗах и НИИ).

1912-14гг. – в России переводятся труды Тейлора, Ганта, Гилберта. Образовалось 2 лагеря: сторонники идей Тейлора (Поляков, Железнов, Озеров), но они предостерегали от механического переноса идей Запада в Россию. Второй лагерь – противники (Воронцов, Маслов, Покровский) – видели менеджмент как средство усиления эксплуатации рабочих.

После 1917 г. – курс на новую нерыночную экономическую систему: на макроуровне – централизация и плановость, на микроуровне – выборность руководителей, система государственных закупок и др. С 1921 г. – система НИИ в области управления и приоритет на марксистско-ленинскую политическую экономику.

В период НЭПа (1921-29гг) – развиваются рыночные механизмы => необходимость обеспечения эффективности управления в этих условиях. Развивается теория НОТ с учетом достижений развитых стран.

С 1929г. сворачивается НЭП => сужалась роль экономических методов управления, хозяйственная самостоятельность. Начало эпохи жесткого командно-административного управления, теории планирования экономики, промышленности и с/х, а также экономики предприятия.

В советской школе научного управления выделяют 2 направления:

1. Организационно-техническая концепция управления. Богданов А.А. разработал всеобщую организационную теорию (Тектология), выделял общие черты и принципы в управлении, природе, технике, обществе (экономике). Гастев А.К. организатор Центрального института труда, концепции узкой базы НОТ, концепции трудовых установок, концепция содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Ереманский – концепция физиологического оптимума, методология рационализации машинного производства на основе комплексного подхода.

2. Социально-организационные концепции управления. Дунаевский – вопрос о нормах управляемости. Кержинцев выделил вНОТ 3 элемента: труд, производство и управление. Витке – социально-трудовая концепция управления производством состоит в рациональном сочетании людских воль. Струмилин С.Г. – политическая экономия социализма. Разрабатывал теории планирования. Вознесенский А.Н. – председатель Госплана, теоретик военной экономики СССР.

Во второй половине XX в. развитие и внедрение ЭВМ => разработка теории управления информацией, кибернетики, => развитие науки управления на базе теории систем и системного подхода (объект и субъект управления, связи управления, внутренняя и внешняя среда и т. д.).

В самом процессе управления выделяются общественно-организованная форма и информационное содержание. Появляются экономико-математические модели управления.

Выделяют также: 1. Процессный подход в управлении – процесс достижения целей путем совершенствования цепи событий. 2. Программно-целевой подход: разработка стратегических целей, разработка системы ресурсообеспечения достижения целей, система бюджетно-финансового обеспечения. Развитие процессного подхода дает толчок развитию теории организации, затем теории управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: