Студент должен иметь представление:
об индивидуальной и общественной стоимости товара;
об эластичности спроса и предложения; знать:
принципы, признаки и функции рынка;
свойства товара;
понятие стоимости и цены товара;
сущность и функции денег; - механизм рыночного ценообразования;
уметь:
- строить кривые спроса и предложения и анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товаров.
Методические указания
При изучении данной темы нужно уяснить, что в самом общем виде рыночная система - это совокупность взаимосвязей между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) материальных и нематериальных продуктов и услуг.
Базовыми «компонентами» рыночной системы выступают:
- частная собственность на средства производства;
- свобода предпринимательства;
- личная выгода;
- минимальное вмешательство государства в экономику.
Общественное разделение труда, развитие товарного производства
в определенных условиях приводят к формированию следующих зон рыночного пространства:
|
|
- местного рынка;
- национального рынка;
- мирового рынка.
С точки зрения специфики реализуемых товаров выделяют: — рынок потребительских товаров;
- рынок промышленных товаров;
- рынок услуг.
Важно помнить, что в отличие от продуктов труда, товар обладает двумя свойствами: полезностью и способностью обмениваться на другие полезности, или стоимостью.
Исторический процесс развития товарного производства на определенном этапе привел к возникновению денег. Деньги - это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Возникновение денег привело к выражению стоимости всех товаров в денежной форме. Появилось понятие «цена товара», то есть денежное выражение его стоимости.
Деньги выполняют определенные функции, которые необходимо уяснить.
Необходимо понять также, что взаимосвязь между ценой, спросом и предложением товаров противоречива. Она отражает интересы и позиции как продавцов, так и потребителей товаров, реализуется через уровень цен. Следует изучить также содержание законов спроса и предложения, факторы спроса и предложения.
Изучая механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке, нужно понять, что под влиянием специфических особенностей как спроса, так и предложения на конкурентном рынке происходит установление равновесной цены. Это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита.
Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.
Важное значение имеет изучение понятий эластичности спроса и предложения, которые используются для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку.
|
|
В полном объеме материал темы следует изучать по рекомендуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.
Контрольные вопросы
16. Товарное производство, товар, его свойства.
17. Сущность, виды и функции денег.
18. Сущность и основные функции рынка; система рынков.
19. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения
покупательского спроса.
20. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения.
21. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная
цена,
22. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка.
3.2. Рынок как регулятор производства товаров
Студент должен знать:
закон стоимости и его функции; — суть конкуренции и ее черты; - положительные и отрицательные аспекты монополии.
Методические указания
Стоимость относится к числу фундаментальных проблем экономической науки. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Теория стоимости - это фундамент, на котором строятся экономические отношения.
Нужно уяснить, что первый весомый вклад в разработку теории стоимости внесла английская классическая политическая экономия. Она выдвинула теорию трудовой стоимости, которая определяет стоимость материальных благ затратами труда в процессе производства. В классической модели средний уровень цен (естественная стоимость) определяется в производстве и задается издержками. Предложение же товара определяется спросом, складывающимся при данной цене.
Представителями новой экономической концепции - теории предельной полезности - в теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Был использован также принцип предельности, что заключалось в переходе от анализа совокупных и средних величин к анализу предельных, т.е. дополнительных величин.
Следует уяснить также, что в развитой хозяйственной системе стоимость носит общественный, а не индивидуальный характер. Происходит рыночное согласование индивидуальных оценок. При наличии значительного числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключенной в значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена, тем уже эти границы, и в конечном счете ряд субъективных ценностей сходится к единой, общественной, рыночной ценности блага.
Необходимо понять также, что участники рыночного обмена не ставят цель содействовать общественной пользе, они имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.
Важным элементом при изучении данной темы является анализ основных моделей современного рынка: монополии и конкуренции.
Если на начальной стадии капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже ХГХ-ХХ веков), стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются.
Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта.
|
|
Монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так, положительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна; во-вторых, у монополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своём производстве.
Следует уяснить также и отрицательные стороны монополистического господства. Это: нерациональное распределение ресурсов общества, усиление социального неравенства, возможность экономического застоя и торможения НТП, опасность для демократии.
Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной МОНОПОЛИН.
Более подробно и детально материал темы нужно изучить по рекомендованной или имеющейся в учебном заведении литературе.
Контрольные вопросы
23. Теория стоимости (ценности). Сущность, виды, основные положения их.
24. Монополия и конкуренция: модели современного рынка.
25. Плюсы и минусы монополий, их регулирование.