Материальным результатом труда

выступает  


Рис. 2.3 – Содержание материального результата труда

Продукт труда может быть использован в разных сферах народного хозяйства. Например, зерно может служить сырьем для производства муки или изготовления пива или водки, использоваться как корм для скота или как семена для его воспроизводства. Продукт труда, который существует в готовой для потребления форме, может снова стать сырьем для производства продукта (например, виноград - для изготовления виноградного сока, вина). Таким образом, является ли конкретная потребительская стоимость средством производства или конечным предметом потребления, зависит от дальнейшей функции и ее места в процессе труда. Предметы труда, которые подлежат обработке в процессе производства и изменяют свою форму, превращаются в продукты труда, которые делятся на средства производства и предметы потребления. Относительно общественного производства в целом они называются продукцией І и ІІ подразделений, а в промышленности - продукцией групп “А” и “Б”.

В течении определенного периода времени изготовленная продукция пребывает на разных стадиях технологического процесса и в соответствие с этим называется

▪ Незавершенная продукция

▪ Полуфабрикаты

▪ Готовая продукция


Рис. 2.4 – Сущность товара в условиях товарного производства

По экономическому назначению средства производства в свою очередь делятся на средства труда и предметы труда, а предметы потребления - на продовольственные и непродовольственные товары.

Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента в натуральном виде.

           
   
 
 
   
 


В условиях товарного производства и рыночной экономики произведенная продукция, выполненная работа или предоставленная услуга являются товаром, который имеет не только потребительскую стоимость, но и стоимость (меновую стоимость). Для постоянного и полного удовлетворения потребностей рынка планирование и учет производства товаров для продажи осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) показателях.

Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются конкретные физические единицы - штуки. тонны, метры и т.д. В практике планирования и учета объема продукции в отдельных случаях используют условно-натуральные (условные банки консервов, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство стальных труб может измеряться тоннами и метрами, ткани - погонными и квадратными метрами).


 
 
применимы только для однородной продукции (нефти, газа, угля, электроэнергии, горнорудной продукции и т.д.).    


натуральных показателях

(штуки, тонны, метры и т.д.)

условно-натуральных

используются для соизмерения некоторых однородных видов продукции различного ассорти-мента    

показателях

(усл.банки, кв.метр, ло-

шадиная сила)

трудовых измерителях

применяются для оценки трудоемкости продукции  

(часы и минуты рабочего

времени: нормо-час, чело-

веко-час, станко-час)

 
 
для определения объема произведенной продукции (работ, услуг) в ценностном выражении  


стоимостных показателях

(национальная денежная

единица, валюта)

Рис. 2.5 - Измерители объема продукции в натуральном выражении

Объем продукции в стоимостном выражении на большинстве предприятий разных отраслей производственной и непроизводственной сферы определяется показателями валовой, товарной, реализованной и чистой продукции.

Рис. 2.6 – Показатели объема продукции в стоимостном выражении

Рис. 2.7 – Составляющие товарной и валовой продукции

Товарная продукция представляет собой общую стоимость всех видов готовой продукции (Посн), полуфабрикатов (Пф), работ и услуг производственного характера (Рпр), которые предназначены для продажи разным потребителям. Объем товарной продукции выражается в оптово-отпускных ценах.

Vтп = Посн + Рпр + Пф

Посн = Пі * Цооі

Валовая продукция, кроме элементов, которые входят в состав товарной продукции, включает также изменение остатков незавершенного производства (ÄНз) в течение отчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и другие элементы в зависимости от отраслевых особенностей производственной деятельности предприятия (остатки инструментов и приспособлений собственного производства - ÄИн). При этом динамика остатков незавершенного производства учитывается только на тех предприятиях, на которых продолжительность производственного цикла по большинству продукции превышает два месяца.

Vвп = Vтп + ÄНз + ÄИн

ÄНз = Нз на конец - Нз на начало

периода периода

Установление показателей объема производимой продукции имеет отраслевые особенности.

Для химических предприятий, например, объем валового выпуска продукции в натуральном измерении определяется с указанием содержания в продукции основного вещества в соответствии с ГОСТом или утвержденными техническими условиями: кальцинированная сода – 100%, фенол – 100%, кислота серная – 95% и т.п.

Когда вырабатываемый химический продукт содержит полезного вещества меньше, чем это предусмотрено по ГОСТу, он считает браком и в состав продукции не включается. Если содержание полезного вещества превышает установленную норму, возникает необходимость пересчета выработанной продукции на заранее установленные единицы измерения.

Следует помнить, что объем товарной и валовой продукции производственного объединения, в составе которого предприятия или другие производственные звенья находятся на самостоятельном балансе, определяется путем суммирования соответствующих их показателей.

С целью более полной характеристики динамики производства продукции и показателей его эффективности (прежде всего производительности труда) при составлении производственной программы предприятия делают расчет чистой продукции. Исходной базой для ее исчисления служит объем товарной продукции, из стоимости которой исключают материальные затраты (Мз) и сумму амортизационных отчислений (Ао), т.е. стоимость овеществленного труда.

Vчп = Vтп - Мз - Ао

По своему экономическому смыслу показатель чистой продукции представляет вновь созданную на предприятии стоимость и в соответствие с этим характеризует результаты использования исключительно собственного трудового потенциала.

Vчп = Зпл + П,

где Зпл - зарплата работников предприятия;

П - прибыль предприятия.

Поэтому показатель чистой продукции целесообразно использовать для объективной оценки уровня эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Степень удовлетворения спроса рынка в произведенной тем или другим предприятием продукции отражают не размеры ее производства в натуральном и стоимостном выражении, а объемы фактически реализованных (проданных) изделий. Различают плановые и фактические объемы реализованной продукции.

Плановый показатель реализованной продукции определяют исходя из объема товарной продукции, предусмотренного производственной программой предприятия на соответствующий год, с учетом изменения остатков продукции нереализованной на начало и конец расчетного периода, фактический - после оплаты стоимости полученной потребителем (заказчиком) продукции и поступления соответствующих денежных сумм на банковский счет поставщика.

Vрп = Vтп ± ÄОпосн ± ÄОпотг,

где ÄОпосн - изменение остатков готовой продукции на складе;

ÄОпотг - изменение остатков продукции отгруженной, но не оплаченной в срок.

По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Зависимость между валовой, товарной, реализованной и чистой продукцией такова:

Vвп • Vтп • Vрп •Vчп.

Товарная продукция играет особую роль в учете результатов деятельности фирмы, ибо бухгалтерия калькулирует себестоимость входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для проектирования отпускных цен и контроля за их уровнем, а разность между стоимостью товарной продукции и ее себестоимостью позволяет определить потенциальную прибыль фирмы (величину прибыли, которую фирма могла бы получить, реализовав всю произведенную продукцию в рамках одного и того же временного периода).

В реальной действительности фирма может получить прибыль только после того, как принадлежащая ей продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. В этой связи в бухгалтерском учете выделяют отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию (разность показателей произведенной и отгруженной товарной продукции отражает изменение остатков готовых изделий на складах фирмы) и продукцию реализованную, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет поставщика при условии, что оплачиваемая продукция действительно была отгружена потребителю.

Таблица 2.1

Методика расчета показателей объема продукции

Показатель Формула Условные обозначения
Товарная продукция (Vтп)   Vтп = Посн + Рпр + Пф Посн = * Цооі   Посн - стоимость всех видов готовой продукции; Пф – стоимость полуфабрикатов; Рпр -стоимость работ и услуг производственного характера
Валовая продукция (Vвп) Vвп = Vтп + ÄНз + ÄИн ÄНз = Нзна конец - Нзна начало     ÄНз - изменение остатков незавершенного производства ÄИн - остатки инструментов и приспособлений собственного производства
Чистая продукция (Vчп) Vчп = Vтп - Мз - Ао Vчп = Зпл + П Мз - материальные затраты Ао - сумма амортизационных отчислений Зпл - зарплата работников предприятия; П - прибыль предприятия
Реализованная продукция (Vрп) Vрп = Vтп ± ÄОпосн ± ÄОпотг ÄОпосн - изменение остатков готовой продукции на складе; ÄОпотг - изменение остатков продукции отгруженной, но не оплаченной в срок.
Зависимость между валовой, товарной, реализованной и чистой продукцией Vвп • Vтп • Vрп •Vчп.  

Для обеспечения ритмичности производства, как одного из факторов повышения его эффективности, улучшения качества продукции и всей работы предприятия, необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом: установленных сроков и объемов поставки продукции; наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет организационных мероприятий; сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования; обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений предприятия; числа рабочих дней в году, квартале; сезонности и сменности работы; требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции; возможного выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов для ремонта оборудования; снятия с производства устаревших видов продукции и замены их новыми видами продукции и т.п.

План выпуска продукции на экспорт включает в себя показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

План по повышению качества продукции включает в себя показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и технодинамикой развития производства.

Качество важнейших для предприятия видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

План по реализации продукции включает в себя показатели объемов реализации продукции предприятия конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетингового исследования рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: