В данной главе была рассмотрена коммуникативность как способность к общению. Общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Рассмотрена классификация коммуникационных сообщений: по соотношению определенных функций; типу отношений между участниками; средствам. Классифицированы управленческие коммуникации: межуровневые, по восходящей, между подразделениями и отделами, между руководителем и рабочей группой и неформальные. Далее рассмотрен коммуникационный процесс, в котором выделяются четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель. Приведены этапы, которые проходит отправитель и получатель в коммуникационном процессе: зарождение идеи, кодирование информации и выбор канала, передача информации, декодирование. Проанализированы преграды, возникающие в организационных коммуникациях и рассмотрены пути их преодоления. Изложена классификация информации, а также типы информационных систем. В коммуникативном процессе очень важно учитывать три состояния человека: «Я-Родитель», «Я-Взрослый, Я-Ребенок», впервые предложенные Э.Берном. Приведена технология проведения трансакционного анализа. Рассмот рены три формы трансакта: параллельный, перекрестный и скрытый. Также рассмотрены психологические игры, сценарии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое коммуникация?
2. Что такое эффективная коммуникация?
3. Какие виды коммуникативности существуют?
4. Что такое коммуникативность?
5. Какие стороны проявления имеет общение?
6. Как можно классифицировать коммуникационные сообщения?
7. Какие базовые элементы можно выделить в процессе обмена информацией или коммуникативном процессе?
8. Какие преграды существуют в организационных коммуникациях?
9. Какие пути преодоления преград существуют в организационных коммуникациях?
10. Какое значение имеет информация в менеджменте? Какие ее виды существуют?
11. Что такое трансакционный анализ?
Глава 8. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Из этой главы вы узнаете, как правильно вести беседу и как проводить деловое совещание; научитесь планировать такого рода мероприятия; познакомитесь с наиболее современным методом проведения совещаний — модерацией; узнаете, какие типы собеседников существуют; научитесь определять факторы повышения эффективности делового общения; познакомитесь с техникой ведения телефонных переговоров; узнаете о фазах делового общения.