Тема 15. Теория ценообразования на факторы

ПРОИЗВОДСТВА

15.1. Особенности рынка факторов производства.

15.2. Равновесие фирмы на рынках факторов производства.

15.3. Рынок труда: микроуровень.

15.4. Рынок капитала и ссудный процент.

15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

15.6. Предпринимательство и прибыль.

Особенности рынка факторов производства

Как было показано в предыдущих главах, на рынке потребительских благ субъектами спроса выступают домашние хозяйства, максимизирующие свои функции полезности, а субъектами предложения являются предприятия, максимизирующие свою прибыль. На рынке факторов производства дело обстоит иначе. Фирмы и домашние хозяйства меняются ролями. Субъектами предложения экономических ресурсов являются домашние хозяйства, мотивирующие принятие решений стремлением максимизировать свои функции полезности, а субъектами спроса на ресурсы (труд, капитальные блага, землю, финансовый капитал) – фирмы, максимизирующие прибыль. Поэтому спрос на производственные ресурсы определяется именно поведением производителей. Ценность экономического ресурса для них зависит от того, в какой мере его использование увеличивает прибыль.

Исследование рынка факторов производства важно по ряду причин.

Во-первых, цены на экономические ресурсы, складывающиеся на этом рынке, с одной стороны, формируют издержки предприятий, а с другой – доходы домашних хозяйств, а, значит, в конечном итоге, спрос на товары и услуги на рынке продуктов.

Во-вторых, процесс ценообразования на факторном рынке показывает, как распределяются ограниченные ресурсы среди фирм, отраслей и регионов, что является одним из условий эффективного использования этих ресурсов.

В-третьих, спрос на ресурсы является производным, так как зависит от спроса на товары и услуги, выпускаемые с помощью данных ресурсов.

В-четвертых, распределение доходов, которое осуществляется через механизм ценообразования на факторном рынке, является объектом борьбы и всегда находится в центре общественного внимания.

Аналогично товарным рынкам различают чисто (совершенно) конку­рентные рынки ресурсов и ресурсные рынки несовершенной конкуренции, где продавцы или покупатели обладают рыночной властью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: