Каждая страна имеет свои неповторимые политические и экономические институты, и институциональные различия между странами могут создать определенные трудности при координации операций дочерних компаний по всему миру. К примеру, различия в налоговом законодательстве между странами могут привести к тому, что экономическая сделка будет иметь совершенно неодинаковые экономические результаты после уплаты налогов в зависимости от того, где эта сделка произошла.
Так, налоговое бремя как мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, в зарубежных странах варьируется от 52% в Швеции, 30% в США, Турции и Японии, до 5% в Непале.
Налоги взимаются как в стране—источнике капитала, так и в стране-реципиенте (получателе платежа). При этом чистый эффект налогообложения зависит от того, налоговые органы какой страны взимают налог первыми и как реагируют налоговые органы второй страны на факт изъятия налога. По общему правилу первым налог взимается в стране-реципиенте. Страна-источник капитала затем может прибегнуть к одной из следующих стратегий:
|
|
• освободить от налогов доход по зарубежным инвестициям, налог на который был уплачен за границей. Такая политика государства реализуется в международных договорах об избежании двойного налогообложения;
• налоговый кредит: страна-донор может облагать доход инвестора по зарубежному проекту по ставке налога для внутренних проектов, предоставляя при этом кредит в размере уплаченных за границей налогов, т. е. налогооблагаемая база плательщика формируется с учетом доходов, полученных за границей, а затем из рассчитанной суммы налогов вычитаются налоги, уплаченные за границей;
• вычет налогов или налоговая скидка: налоговые органы страны-источника капитала рассматривают налоги, уплаченные инвестором на прирост своего капитала за границей в качестве расходов, вычитаемых из доходов, подлежащих налогообложению внутри страны. Здесь инвестированный за границу капитал подпадает под двойное налогообложение, а совокупная налоговая ставка составляет величину:
t = tH (l - tF) + tF
где tH и tF — ставки налога в стране-реципиенте и в стране-источнике капитала соответственно.
Таким образом, выгодность зарубежных инвестиций для фирмы будет неодинаковой в каждом конкретном случае.
Различия в юридических системах принимающих стран (например, система общего права в Великобритании и Гражданский кодекс во Франции) предполагают разночтение многих действий, начиная с записей о заключении контракта, до роли, которую играет суд в разрешении споров. В итоге такие различия могут ограничить гибкость МНК в размещении ресурсов по ее усмотрению и привести к незаконности процедур, выполняемых одной частью такой компании для другой ее части. Эти различия могут создать затруднения для исполнителей, обученных в одной стране, при совершении операций в другой стране.