(по А. М. Прихожан. Психология неудачника.- М., 1999 г.)
Многое может мешать начать новую жизнь. Теперь перейдем к тому, как это можно и нужно сделать, что для этого требуется. Прежде всего запомните важный принцип —
Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.
Начнем с определения, что вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.
На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград - от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, - настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т. п. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...
|
|
Следующее упражнение будет состоять из нескольких частей. Каждая из этих частей - прием, который вы в дальнейшем сможете использовать, причем каждый - свой. Но сейчас вы должны выполнить все упражнение целиком. Что для вас более эффективно, вы решите после тщательного анализа результатов.
В ходе выполнения у вас могут возникнуть колебания, отрицательные переживания, желание все бросить, скука, тоска, а у некоторых даже страх. Не боритесь с ними, но и не подчиняйтесь им. Пусть они будут! Не ругайте себя за них. Обратите на них внимание, дайте себе отчет в них и продолжайте работать. После выполнения упражнения опишите свои ощущения в дневнике. Чаще всего это проявление сопротивлений, о них стоит подумать, понять, например, что именно их вызвало. Но это потом, после выполнения упражнения. А пока вы его делаете — просто фиксируйте свои переживания.
И еще одно предварительное замечание. Конечно, с помощью предлагаемых упражнений невозможно преодолеть глубинные внутренние конфликты, осуществляемые на бессознательном уровне. (Теперь, когда все (правда, в основном понаслышке) знакомы с психоаналитическим учением о бессознательном, это часто является обоснованием (оправданием) бесполезности каких-либо собственных усилий:
«Все равно самому мне не удастся сломать бессознательное сопротивление».) Но мы и не собираемся этого делать! Наша задача проще — преодолеть колебания, обойти сопротивление, усыпить бдительность внутреннего цензора. И все!
|
|
Начните с того, что создайте в том уголке, где вы занимаетесь, уютную атмосферу, такую, чтобы вы чувствовали себя уверенно и спокойно. Решите, что для вас легче — пользоваться записями на бумаге или магнитофоном, и соответственно оборудуйте «рабочее место». Хорошо, если вы выполняете это упражнение вечером. Тогда можно выключить весь свет, кроме настольной лампы, все как бы отодвинется и в круге света, в круге внимания окажется лишь то, чем вы сейчас занимаетесь. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, снимите мышечное напряжение. Это вообще очень полезное умение.
Дело в том, что всякая проблема, всякая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем более важно для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решение проблемы, чем труднее решение, тем... И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение.
Если вы еще не умеете этого делать, используйте такой прием: изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите непросто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не заставляйте себя.
Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.
Потратьте на это упражнение много времени. Сколько, вы решите сами. Главное, чтобы вы чувствовали, что времени хватило с избытком. Это надо для того, чтобы, миновав поверхностный слой переживаний, дойти до самых глубоких, а это требует времени для того, чтобы слой за слоем снять то, что их скрывает. Высказывая все, что приходит в голову, мы этим и занимаемся.
Не прерывайте работу, когда вы, первый раз почувствуете, что иссякли или вам это все надоело. Не исключено, что именно здесь вы столкнулись с сопротивлением. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продолжайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз.
А теперь - внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать. Вы берете лист бумаги и решительно пишете сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...» - и за 3 мин (не больше, но и не меньше — будильник или таймер поставьте заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь высказывайте все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.
Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себе состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу.
|
|
Представьте себя в маленьком театрике. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я - Он (Она)».
Прежде чем перейти к следующему этапу, нужна пауза. И лучше, если вы продолжите на следующий день. Второй этап - дополнения.
Перед вами лежат три листа (или вы готовы прослушать три части пленки). Пусть все происходит в нормальной рабочей обстановке. Помните, в самом начале мы договаривались, что вы будете писать так, чтобы оставалось место для замечаний, комментариев, вопросов. Сейчас нам это понадобится. На одном листе написано: «Что я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», на третьем:
«Я - Он». Работайте с ними именно в этом порядке.
Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.
После того как вы сделаете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные.
|
|
Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках фея и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и вы выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.
Когда? Прямо сейчас. Сразу. Не с понедельника, не в первый день после отпуска, не с Нового года. Прямо сейчас. А... у вас нет времени? Каких-то необходимых вещей? Наш знакомый У. Дайер советует по этому поводу, вне зависимости от всего, пусть совсем немного — 10—15 мин вдень, но обязательно тратить на достижение своей цели, для осуществления своего желания. Ведь пять-то минут у вас обязательно найдется.
Как? Над этим вопросом нам придется серьезно поработать. Но я уже говорила — мне бы хотелось, чтобы ко всему, чем мы занимаемся, вы относились несколько легкомысленно, по крайней мере, с юмором. Поэтому, хоть я и прошу вас быть серьезными, но все же не так, как будто вы выполняете что-то безумно важное для вас. Попроще и полегче. Отнеситесь к этому, как к своего рода игре, которая может украсить вашу жизнь.
Приготовьтесь к тому, что вам придется много записывать. Многие терпеть этого не могут, но без записей, к сожалению, не обойтись, если мы хотим принять обоснованное решение и потом точно проверять его осуществление.
Первый шаг — анализ цели (естественно, выработанные решения относятся к каждой цели в отдельности). Если она сформулирована в общем виде, туманно и неточно («Я хочу быть счастливым человеком», «Чтобы со мной считались», «Хочу быть умелым»), спросите себя: что значит для меня достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться? Не стесняйтесь того ответа, который получите. Это же ваш ответ, значит, именно он вам сейчас и нужен. И еще одно. Нет ничего плохого в общих целях. Это важные и необходимые смыслообразующие мотивы, т. е. они придают смысл нашей жизни, нашим делам. Однако для того чтобы они стали, как говорят психологи, «реально действующими», их необходимо перевести на более конкретный уровень. Соотношение примерно такое же, как между пониманием значения электричества в нашей повседневной жизни и заменой перегоревшей лампочки, чтобы в комнате было светло.
Шаг второй — оцените и запишите, где вы находитесь сейчас по отношению к достижению своей цели, что вы уже знаете, умеете, можете. Не отказывайтесь сразу. Пусть совсем - совсем мало, но что-то есть, иначе вы просто не могли бы этого захотеть.
Третий шаг - оцените свои возможности (я больше не буду нудно повторять — «запишите», «запишите», вы и так понимаете, что все надо записывать, а уж делаете или нет, это ваш свободный выбор). Ваша задача сделать список возможностей как можно длиннее. Имеются в виду не только ваши внутренние потенции (хотя, конечно, они обязательны), но и внешние условия, например особо благоприятные обстоятельства, помощь каких-то людей. Не останавливайтесь на первых пришедших на ум ответах, напрягите свою мысль. Не сдавайтесь! Сделайте над собой усилие. Поговорите с тем, кому вы доверяете. Повторяю, список должен быть таким большим, как только это возможно.
Четвертый шаг - решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели. Помните, действия должны быть максимально доступны проверке и контролю. Вашим собственным проверке и контролю, но от этого не легче. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: как я смогу проверить это?
Это важный момент (хотя, конечно, и не критический — всегда все можно исправить). Для поиска лучших способов можно обратиться к методу мозговой атаки. С помощью этого приема иногда удается достичь совершенно неожиданных результатов. Проходит он обычно так. Несколько человек запираются в комнате, чтобы им никто не мешал, и начинают решать какую-нибудь проблему. Хорошая мозговая атака обязательно проходит четыре стадии. На первой все высказывают любые идеи, пусть самые бредовые, а один участник очень аккуратно все без исключения записывает. Продолжается это довольно долго, потому что, как уже говорилось, сначала высказываются простые, лежащие на поверхности суждения и лишь постепенно доходят до действительно оригинальных решений. На второй стадии все эти отдельные идеи комбинируют, соединяют в блоки — так, чтобы убрать повторы и незначительные, несущественные отличия. Третья стадия — оценка высказанных идей и, наконец, четвертая — выбор наилучшего решения. При этом очень важно на первой стадии исключить всякий контроль и критику, а на двух последних, напротив, использовать их с максимальной силой. От того, насколько это удается, во многом зависит успех мозговой атаки. Конечно, люди, которые в ней участвуют, должны хорошо ориентироваться в проблеме, как говорят, владеть ею.
Вот такую мозговую атаку (правда, в одиночку) я и предлагаю вам провести тогда, когда вы не можете ответить на вопрос, что следует делать. На первой стадии дайте возможность своей мысли течь как можно свободнее. Вы уже умеете это делать. Сейчас вы должны лишь успевать записывать. Я предлагаю вам подумать вот о чем: на какие совсем простые, мелкие действия можно разложить решение проблемы? Помните историю-притчу про старика и его сыновей, которые легко ломали прутья и не могли сломать веник. Сейчас эту историю мы можем использовать, но как пущенную назад кинопленку и соответственно с другой моралью — то, с чем нельзя справиться сразу, можно преодолеть, разложив на простые, маленькие действия. Вот о таких простых, относительно легко выполнимых действиях вы и подумайте. Потом на третьей стадии, когда вы будете их отбирать и располагать по степени важности, возьмите для начала самые простые, те, которые наверняка вам принесут успех. Это даст стимул для дальнейшей работы.
Вот, например, как выглядит этот список простых действий у одного моего подопечного, который сформулировал свою цель так: «Хочу научиться спускаться на лыжах с высоких гор». Неплохо катаясь на лыжах, он панически боялся спускаться с гор, даже небольших, хотя в глубине души презирал себя за это. Вот что он предполагал сделать:
1. Укрепить мышцы рук и ног: делать каждый день не менее тридцати приседаний и упражнений для бицепсов.
2. Хорошо отработать толчок на равнине.
3. Хорошо отработать скольжение на равнине.
4. Продолжая все это делать, подняться на гору без лыж. Просто стоять и смотреть вниз, пока не привыкну.
5. Спускаться с горки на санках с малышами, как будто дурачась. Выбирать для этого горки все выше и выше.
6. Несколько раз посмотреть, как катаются с гор те, у кого это хорошо получается.
7. Съехать по всем правилам с небольшой горки.
8. Съехать со средней горки.
9. Подняться на ^высокую гору и съехать с нее.
• Не знаю, насколько правильный этот план с точки зрения лыжников. Да это и не имеет никакого значения. Он же писал его для себя. После того как мы вместе несколько уточнили план — написали, сколько раз, дней, в какие сроки и т. п., он его довольно легко выполнил, перепрыгивая через некоторые, оказавшиеся ненужными звенья и теперь от этого получает удовольствие.
Еще один пример. Девчачий. Только вначале я должна перевести написанное с жаргона на общепринятый язык. Пусть вас это не смущает. Помните, вы пишете для себя, поэтому пользуйтесь тем языком, на котором вам удобно выражать свои мысли и чувства, пишите на своем языке и забудьте об орфографии и прочих грамматических изысках. Они очень важны, нов нашей работе могут только помешать.
Первоначально цель выглядела как «Хочу быть любимой», после конкретизации она приобрела немного неожиданный, хотя вполне закономерный вид: «Хочу быть красивой и остро.модно одетой». Из разговора выяснилось, что она терпеть не сможет шить и под хорошей одеждой понимает фирменную или от хорошего портного. Список действий состоял здесь из двух колонок, над одной из которых было написано: «Сохраняю фигуру», а над второй: «Зарабатываю много денег». Приведу лишь вторую:
1. Договариваюсь с подругой, что она одолжит мне деньги на изучение английского.
2. Нахожу группу недалеко от дома.
3. Занимаюсь, не прогуливая.
4. Осваиваю английский так, чтобы вести простой разговор и отвечать по телефону.
5. Устраиваюсь секретарем в СП, где часть зарплаты платят в СКВ.
6. Отдаю долг.
7. Нахожу приличный коммерческий магазин, чтобы покупать там то, на что не жалко тратить валюту.
8. Основные вещи покупаю в валютном магазине.
Пятый шаг — точная конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться. Тем самым вы включите еще одно измерение — скорость движения к цели, что сделает ваш путь еще более определенным.
Шестой шаг — осуществление того, что вы наметили. Вот мы до этого и дошли. Как хорошо было составлять планы, правда? Но теперь уже никуда не деться, придется их выполнять. Очень важно при этом вести себя и действовать так, как будто вы уже достигли своей цели. Пусть будут срывы, пусть вы иногда забудете об этом — не имеет значения. Действуйте на новом уровне тогда, когда вы об этом помните. Не имеет значения, что вы делаете лишь первые шаги, первые действия, мысленно представьте себе, как бы вы думали и действовали, если бы цель была уже достигнута, и делайте это! А для того чтобы не забывать, напишите себе записки и разместите их так, чтобы они часто попадались вам на глаза. В этих записках на каждый день должна быть написана та цель, к которой вы стремитесь, и то простое действие, которое вы сегодня совершите ради этой желанной цели.
Седьмой шаг — проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу, где по горизонтали записывать, что вы делаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы это делаете каждый день, отмечая, выполнили вы свое обещание или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или, например, рожицы с гордо вздернутым вверх или уныло опущенным вниз носом.
Важно, чтобы вы сами видели, удается вам что-нибудь или нет, и вовремя старались понять, почему ничего не получается.
Можете придумать себе награду, например, за неделю успешных или хотя бы регулярно выполняемых действий. Только не делайте того же самого с наказаниями. Обычно это неэффективно.
Подобная табличка удобна тем, что, глядя на нее, вы будете испытывать удовлетворение, чувствуя, как приближаетесь к цели, или, напротив, знаки послужат вам сигналом, что план проваливается и надо что-то делать. А если вы забросите все на полпути, то, наткнувшись через какое-то время на эту таблицу, вдруг подумаете: «Неплохой был план. Только вот здесь надо было по-другому». Исправите, начнете действовать, и вот неожиданность — все получится!
Не обязательно, конечно, делать таблицу. Может быть график (так, у одной девушки, очень хотевшей похудеть, я видела график веса), кучка спичек, когда за каждый успех спичка добавляется, а за каждый неуспех — убирается. Все что угодно — главное, чтобы можно было увидеть результат, даже, если угодно, потрогать — он имеет объективное, материальное выражение.
Вот что пишут об этом авторы одной из лучших книг по управлению (или, как сейчас модно говорить, менеджменту) М. Вудкок и Д. Фрэнсис: «...все преимущества наблюдения за своими результатами:
— появляется обратная связь с эффективностью работы;
— возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;
— при неудаче возникает мрачное настроение;
— создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий».
Обратите внимание на два последних пункта — о неудаче и новом методе действия. Это принципиальный момент. Что происходит обычно: мы начинаем что-то делать, выполняя свой план, некоторое время все идет нормально, а затем — почти неизбежно — или неудача, срыв, или тупик, болото, когда ничего не ухудшается, но и не улучшается. Делаются еще две-Три попытки, затем все надоедает и забрасывается до следующего решения начать новую жизнь.
Как это предотвратить? Прежде всего необходимо четко понять, что такое бывает со всеми, это обязательный этап. Как правило, он свидетельствует, что план в чем-то надо менять. Не относитесь к составленному плану как к чему-то незыблемому, изменяйте и переправляйте его. Правда, важным условием остается одно: изменения должны вести к цели, т. е. быть действиями, а не размышлениями о том, почему вам (наверняка) не удастся достигнуть желаемой цели. Пробуйте, выбирайте разные варианты, играйте ими. Важно одно — действуйте! Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не думайте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак: проезд по этой дороге закрыт. Но существует ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни изречениями о собственной неудачливости и отсутствии способностей, используя их для защиты от требований действительности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень долго. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас.
Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Вот слово и названо. Ошибка — слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ЕЕ! Сколько прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться с НЕЙ! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ЕЕ. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» — так называется в науке этот симптом, являющийся одним из краеугольных камней «комплекса неудачника».
Не у всех, конечно, такая боязнь проявляется в столь яркой и выраженной форме. Но, к чести этого юноши, следует сказать, что он не боится признаться себе в своем страхе, что тоже немаловажно и, главное, очень трудно. Чаще боязнь ошибки скрывается даже от самого себя и проявляется косвенно: в самых невероятных предлогах, чтобы не делать чего-либо, в бесконечном анализе своих переживаний, во внезапном возникновении множества мелких, но совершенно якобы неотложных дел — проще говоря, суете, — во всем что угодно, лишь бы иметь возможность не делать, не действовать. Ведь действие чревато... А вдруг...
Каждый из нас надеется на успех, боится потерпеть неудачу. Между этими мотивами постоянно идет борьба за право диктовать нам наши цели, планы, задачи. Психологами установлено, что есть люди, которые в основном надеются на успех, и такие, для которых главное — избежать неудачи.
А как обстоят дела у вас? Можете ли вы отнести себя к какой-нибудь группе? Проанализируйте свое поведение с точки зрения того, стремитесь ли вы к успеху или предпочитаете избегать неудач. Проанализируйте свое отношение к ошибке. Для того чтобы это было сделать проще, предложу один простой, отчасти шуточный прием.
Вновь составьте список ситуаций из недавнего или, если не получится, достаточно отдаленного прошлого, которые требовали от вас решения, выбора. Напишите еще один список, связанный с планами на будущее. Подумайте, чем был продиктован ваш выбор — стремлением к успеху или боязнью неудачи — и нарисуйте вместо точки либо какой-нибудь знак успеха (например,!), либо ошибку и неудачу в виде какого-нибудь чудища. Посмотрите, кстати, какой у вас получился рисунок — страшный, отвратительный, достаточно нейтральный, смешной, симпатичный. Это тоже характеризует ваше отношение к ошибке и неудаче, то, насколько вы их боитесь.
Посмотрите, чего у вас больше — знаков успеха или чудищ, изображающих неудачи и ошибки. А теперь, вне зависимости от того, какой значок у вас стоит — успеха или неудачи,— придумайте для каждой ситуации какую-нибудь ошибку или неудачу. Только не мелкую. Пусть это будут настоящие, полноценные ошибки и неудачи. Королевы ошибок и неудач. Показателями сильной боязни ошибок будут те случаи, когда вы не сможете придумать таких неудач, когда даже мысленно, в фантазии будете избегать их. Но и прямо противоположный результат — когда вы со страстью начнете громоздить одну непоправимую (действительно непоправимую?) ошибку за другой — свидетельствует о том же.
Кстати, если вам понравилось рисовать чудищ, изображающих ошибки и неудачи, вы можете в дальнейшем их использовать, чтобы бороться с этой боязнью. Когда вы почувствуете, что боитесь чего-то, нарисуйте это в виде знакомого вам чудища. Вы можете сначала нарисовать его с отвратительным, страшным лицом, а потом, по мере того как вы будете думать (или заставлять себя думать), что с этим делать, рисуйте другие картинки так, чтобы и выражение лица менялось, и само чудище становилось все меньше и меньше. В конце концов, оно может превратиться в простую точку. Нарисуйте ее сначала черным, затем менее неприятным для вас цветом и т. п. Только не забудьте, что помогает это лишь тогда, когда все необходимое для преодоления неудачи, исправления ошибки есть. Но вернемся к ошибке.
Откуда же берется такой страх перед ошибкой? Конечно, за ним лежит определенное отношение к себе, и к этому мы еще вернемся. Но сейчас для нас важно другое. Помните наши «заповеди неудачника»? Ту, где говорится об отношении к каждой неудаче как к последней и решающей в жизни? Примерно так же, часто даже не сознавая этого, мы относимся к возможным и совершенным ошибкам. Мы смотрим на них, как на каменную стену, которую не обойти, не перепрыгнуть, или как на страшного хищника, готового проглотить нас.
Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена такая уж каменная. А если это так, можно ли ее обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непредвзято взглянуть на «великана», как выяснилось, что победить его ничего не стоит.
Важно понять — ошибки неизбежны на всяком пути. Проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отношении, т. е. в таком, при котором ошибки анализируются и используются для продвижения к цели, а не для того, чтобы в очередной раз иметь возможность все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи.
2.4