Программа «Как достичь цели.»

(по А. М. Прихожан. Психология неудачника.- М., 1999 г.)

Многое может мешать начать новую жизнь. Теперь перейдем к тому, как это можно и нужно сделать, что для этого требуется. Прежде всего запомните важный принцип —

Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное вы­сказывание лишь выражает ваши эмоции и не ве­дет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

Начнем с определения, что вы на самом деле хотите изме­нить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно по­ставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообма­ну и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград - от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, - настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непо­нятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т. п. Су­ществует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...

Следующее упражнение будет состоять из нескольких частей. Каждая из этих частей - прием, который вы в дальней­шем сможете использовать, причем каждый - свой. Но сей­час вы должны выполнить все упражнение целиком. Что для вас более эффективно, вы решите после тщательного анализа результатов.

В ходе выполнения у вас могут возникнуть колебания, отрицательные переживания, желание все бросить, скука, тоска, а у некоторых даже страх. Не боритесь с ними, но и не подчиняйтесь им. Пусть они будут! Не ругайте себя за них. Обратите на них внимание, дайте себе отчет в них и продол­жайте работать. После выполнения упражнения опишите свои ощущения в дневнике. Чаще всего это проявление сопротив­лений, о них стоит подумать, понять, например, что именно их вызвало. Но это потом, после выполнения упражнения. А пока вы его делаете — просто фиксируйте свои переживания.

И еще одно предварительное замечание. Конечно, с по­мощью предлагаемых упражнений невозможно преодолеть глубинные внутренние конфликты, осуществляемые на бес­сознательном уровне. (Теперь, когда все (правда, в основ­ном понаслышке) знакомы с психоаналитическим учением о бессознательном, это часто является обоснованием (оправданием) бесполезности каких-либо собственных усилий:

«Все равно самому мне не удастся сломать бессознательное сопротивление».) Но мы и не собираемся этого делать! Наша задача проще — преодолеть колебания, обойти сопротивление, усыпить бдительность внутреннего цензора. И все!

Начните с того, что создайте в том уголке, где вы занима­етесь, уютную атмосферу, такую, чтобы вы чувствовали себя уверенно и спокойно. Решите, что для вас легче — пользоваться записями на бумаге или магнитофоном, и соответст­венно оборудуйте «рабочее место». Хорошо, если вы выпол­няете это упражнение вечером. Тогда можно выключить весь свет, кроме настольной лампы, все как бы отодвинется и в круге света, в круге внимания окажется лишь то, чем вы сейчас занимаетесь. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, снимите мышечное напряжение. Это вообще очень полезное умение.

Дело в том, что всякая проблема, всякая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышеч­ное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем более важно для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решение проблемы, чем труднее решение, тем... И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение.

Если вы еще не умеете этого делать, используйте такой прием: изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохра­няйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите непросто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упраж­нение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не заставляйте себя.

Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляй­те движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.

Потратьте на это упражнение много времени. Сколько, вы решите сами. Главное, чтобы вы чувствовали, что времени хватило с избытком. Это надо для того, чтобы, миновав по­верхностный слой переживаний, дойти до самых глубоких, а это требует времени для того, чтобы слой за слоем снять то, что их скрывает. Высказывая все, что приходит в голову, мы этим и занимаемся.

Не прерывайте работу, когда вы, первый раз почувст­вуете, что иссякли или вам это все надоело. Не исключено, что именно здесь вы столкнулись с сопротивлением. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продол­жайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз.

А теперь - внимание! Полный свет. Ритмичная музы­ка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать. Вы берете лист бумаги и реши­тельно пишете сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...» - и за 3 мин (не больше, но и не меньше — будильник или таймер поставьте заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь вы­сказывайте все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глу­пым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себе состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу.

Представьте себя в маленьком театрике. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы та­кой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни­те такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и луч­ше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я - Он (Она)».

Прежде чем перейти к следующему этапу, нужна пауза. И луч­ше, если вы продолжите на следующий день. Второй этап - дополнения.

Перед вами лежат три листа (или вы готовы прослушать три части пленки). Пусть все происходит в нормальной рабо­чей обстановке. Помните, в самом начале мы договаривались, что вы будете писать так, чтобы оставалось место для замеча­ний, комментариев, вопросов. Сейчас нам это понадобится. На одном листе написано: «Что я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», на третьем:

«Я - Он». Работайте с ними именно в этом порядке.

Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы за­писали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы стран­ным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.

После того как вы сделаете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых же­ланных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках фея и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и вы выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.

Когда? Прямо сейчас. Сразу. Не с понедельника, не в пер­вый день после отпуска, не с Нового года. Прямо сейчас. А... у вас нет времени? Каких-то необходимых вещей? Наш знакомый У. Дайер советует по этому поводу, вне зависимости от всего, пусть совсем немного — 10—15 мин вдень, но обяза­тельно тратить на достижение своей цели, для осуществления своего желания. Ведь пять-то минут у вас обязательно найдется.

Как? Над этим вопросом нам придется серьезно поработать. Но я уже говорила — мне бы хотелось, чтобы ко всему, чем мы занимаемся, вы относились несколько легкомыслен­но, по крайней мере, с юмором. Поэтому, хоть я и прошу вас быть серьезными, но все же не так, как будто вы выполняете что-то безумно важное для вас. Попроще и полегче. Отнеси­тесь к этому, как к своего рода игре, которая может украсить вашу жизнь.

Приготовьтесь к тому, что вам придется много записывать. Многие терпеть этого не могут, но без записей, к сожалению, не обойтись, если мы хотим принять обоснованное решение и потом точно проверять его осуществление.

Первый шаг — анализ цели (естественно, выработанные решения относятся к каждой цели в отдельности). Если она сформулирована в общем виде, туманно и неточно («Я хочу быть счастливым человеком», «Чтобы со мной считались», «Хочу быть умелым»), спросите себя: что значит для меня до­стичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться? Не стесняйтесь того ответа, который получите. Это же ваш ответ, значит, именно он вам сейчас и нужен. И еще одно. Нет ни­чего плохого в общих целях. Это важные и необходимые смыслообразующие мотивы, т. е. они придают смысл нашей жизни, нашим делам. Однако для того чтобы они стали, как гово­рят психологи, «реально действующими», их необходимо пере­вести на более конкретный уровень. Соотношение примерно такое же, как между пониманием значения электричества в нашей повседневной жизни и заменой перегоревшей лампоч­ки, чтобы в комнате было светло.

Шаг второй — оцените и запишите, где вы находитесь сей­час по отношению к достижению своей цели, что вы уже знае­те, умеете, можете. Не отказывайтесь сразу. Пусть совсем - совсем мало, но что-то есть, иначе вы просто не могли бы этого захотеть.

Третий шаг - оцените свои возможности (я больше не буду нудно повторять — «запишите», «запишите», вы и так пони­маете, что все надо записывать, а уж делаете или нет, это ваш свободный выбор). Ваша задача сделать список возможностей как можно длиннее. Имеются в виду не только ваши внутрен­ние потенции (хотя, конечно, они обязательны), но и внеш­ние условия, например особо благоприятные обстоятельства, помощь каких-то людей. Не останавливайтесь на первых пришедших на ум ответах, напрягите свою мысль. Не сдавайтесь! Сделайте над собой усилие. Поговорите с тем, кому вы дове­ряете. Повторяю, список должен быть таким большим, как только это возможно.

Четвертый шаг - решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели. Помните, действия должны быть максимально доступны проверке и контролю. Вашим собственным проверке и контролю, но от этого не легче. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: как я смогу проверить это?

Это важный момент (хотя, конечно, и не критический — всегда все можно исправить). Для поиска лучших способов можно обратиться к методу мозговой атаки. С помощью этого приема иногда удается достичь совершенно неожиданных ре­зультатов. Проходит он обычно так. Несколько человек запи­раются в комнате, чтобы им никто не мешал, и начинают ре­шать какую-нибудь проблему. Хорошая мозговая атака обяза­тельно проходит четыре стадии. На первой все высказывают любые идеи, пусть самые бредовые, а один участник очень аккуратно все без исключения записывает. Продолжается это довольно долго, потому что, как уже говорилось, сначала высказываются простые, лежащие на поверхности суждения и лишь постепенно доходят до действительно оригинальных решений. На второй стадии все эти отдельные идеи комбини­руют, соединяют в блоки — так, чтобы убрать повторы и не­значительные, несущественные отличия. Третья стадия — оценка высказанных идей и, наконец, четвертая — выбор наилучшего решения. При этом очень важно на первой стадии ис­ключить всякий контроль и критику, а на двух последних, напротив, использовать их с максимальной силой. От того, насколько это удается, во многом зависит успех мозговой ата­ки. Конечно, люди, которые в ней участвуют, должны хорошо ориентироваться в проблеме, как говорят, владеть ею.

Вот такую мозговую атаку (правда, в одиночку) я и предла­гаю вам провести тогда, когда вы не можете ответить на во­прос, что следует делать. На первой стадии дайте возмож­ность своей мысли течь как можно свободнее. Вы уже умеете это делать. Сейчас вы должны лишь успевать записывать. Я предлагаю вам подумать вот о чем: на какие совсем простые, мелкие действия можно разложить решение проблемы? По­мните историю-притчу про старика и его сыновей, которые легко ломали прутья и не могли сломать веник. Сейчас эту историю мы можем использовать, но как пущенную назад кинопленку и соответственно с другой моралью — то, с чем нельзя справиться сразу, можно преодолеть, разложив на про­стые, маленькие действия. Вот о таких простых, относительно легко выполнимых действиях вы и подумайте. Потом на тре­тьей стадии, когда вы будете их отбирать и располагать по степени важности, возьмите для начала самые простые, те, которые наверняка вам принесут успех. Это даст стимул для дальнейшей работы.

Вот, например, как выглядит этот список простых дейст­вий у одного моего подопечного, который сформулировал свою цель так: «Хочу научиться спускаться на лыжах с высоких гор». Неплохо катаясь на лыжах, он панически боялся спускаться с гор, даже небольших, хотя в глубине души презирал себя за это. Вот что он предполагал сделать:

1. Укрепить мышцы рук и ног: делать каждый день не ме­нее тридцати приседаний и упражнений для бицепсов.

2. Хорошо отработать толчок на равнине.

3. Хорошо отработать скольжение на равнине.

4. Продолжая все это делать, подняться на гору без лыж. Просто стоять и смотреть вниз, пока не привыкну.

5. Спускаться с горки на санках с малышами, как будто дурачась. Выбирать для этого горки все выше и выше.

6. Несколько раз посмотреть, как катаются с гор те, у кого это хорошо получается.

7. Съехать по всем правилам с небольшой горки.

8. Съехать со средней горки.

9. Подняться на ^высокую гору и съехать с нее.

• Не знаю, насколько правильный этот план с точки зрения лыжников. Да это и не имеет никакого значения. Он же писал его для себя. После того как мы вместе несколько уточнили план — написали, сколько раз, дней, в какие сроки и т. п., он его довольно легко выполнил, перепрыгивая через некоторые, оказавшиеся ненужными звенья и теперь от этого получает удовольствие.

Еще один пример. Девчачий. Только вначале я должна пе­ревести написанное с жаргона на общепринятый язык. Пусть вас это не смущает. Помните, вы пишете для себя, поэтому пользуйтесь тем языком, на котором вам удобно выражать свои мысли и чувства, пишите на своем языке и забудьте об орфо­графии и прочих грамматических изысках. Они очень важны, нов нашей работе могут только помешать.

Первоначально цель выглядела как «Хочу быть любимой», после конкретизации она приобрела немного неожиданный, хотя вполне закономерный вид: «Хочу быть красивой и остро.модно одетой». Из разговора выяснилось, что она терпеть не сможет шить и под хорошей одеждой понимает фирменную или от хорошего портного. Список действий состоял здесь из двух колонок, над одной из которых было написано: «Сохра­няю фигуру», а над второй: «Зарабатываю много денег». При­веду лишь вторую:

1. Договариваюсь с подругой, что она одолжит мне деньги на изучение английского.

2. Нахожу группу недалеко от дома.

3. Занимаюсь, не прогуливая.

4. Осваиваю английский так, чтобы вести простой разго­вор и отвечать по телефону.

5. Устраиваюсь секретарем в СП, где часть зарплаты пла­тят в СКВ.

6. Отдаю долг.

7. Нахожу приличный коммерческий магазин, чтобы поку­пать там то, на что не жалко тратить валюту.

8. Основные вещи покупаю в валютном магазине.

Пятый шаг — точная конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться. Тем самым вы включите еще одно измерение — скорость движения к цели, что сделает ваш путь еще более определенным.

Шестой шаг — осуществление того, что вы наметили. Вот мы до этого и дошли. Как хорошо было составлять планы, правда? Но теперь уже никуда не деться, придется их выполнять. Очень важно при этом вести себя и действовать так, как будто вы уже достигли своей цели. Пусть будут срывы, пусть вы иногда забудете об этом — не имеет значения. Действуйте на новом уровне тогда, когда вы об этом помните. Не имеет значения, что вы делаете лишь первые шаги, первые дейст­вия, мысленно представьте себе, как бы вы думали и действо­вали, если бы цель была уже достигнута, и делайте это! А для того чтобы не забывать, напишите себе записки и разместите их так, чтобы они часто попадались вам на глаза. В этих за­писках на каждый день должна быть написана та цель, к кото­рой вы стремитесь, и то простое действие, которое вы сегодня совершите ради этой желанной цели.

Седьмой шаг — проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу, где по горизонтали записывать, что вы де­лаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы это делаете каждый день, отмечая, выполнили вы свое обещание или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожи­цы или, например, рожицы с гордо вздернутым вверх или уны­ло опущенным вниз носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается вам что-нибудь или нет, и вовремя старались понять, почему ничего не получается.

Можете придумать себе награду, например, за неделю ус­пешных или хотя бы регулярно выполняемых действий. Только не делайте того же самого с наказаниями. Обычно это неэффективно.

Подобная табличка удобна тем, что, глядя на нее, вы буде­те испытывать удовлетворение, чувствуя, как приближаетесь к цели, или, напротив, знаки послужат вам сигналом, что план проваливается и надо что-то делать. А если вы забросите все на полпути, то, наткнувшись через какое-то время на эту таблицу, вдруг подумаете: «Неплохой был план. Только вот здесь надо было по-другому». Исправите, начнете действовать, и вот неожиданность — все получится!

Не обязательно, конечно, делать таблицу. Может быть график (так, у одной девушки, очень хотевшей похудеть, я виде­ла график веса), кучка спичек, когда за каждый успех спичка добавляется, а за каждый неуспех — убирается. Все что угодно — главное, чтобы можно было увидеть результат, даже, если угодно, потрогать — он имеет объективное, материальное вы­ражение.

Вот что пишут об этом авторы одной из лучших книг по управлению (или, как сейчас модно говорить, менеджменту) М. Вудкок и Д. Фрэнсис: «...все преимущества наблюдения за своими результатами:

— появляется обратная связь с эффективностью работы;

— возникает чувство удовлетворения по мере продвиже­ния к цели;

при неудаче возникает мрачное настроение;

— создается возможность переосмыслить избранную стра­тегию и спланировать новый метод действий».

Обратите внимание на два последних пункта — о неудаче и новом методе действия. Это принципиальный момент. Что происходит обычно: мы начинаем что-то делать, выполняя свой план, некоторое время все идет нормально, а затем — почти неизбежно — или неудача, срыв, или тупик, болото, когда ничего не ухудшается, но и не улучшается. Делаются еще две-Три попытки, затем все надоедает и забрасывается до следую­щего решения начать новую жизнь.

Как это предотвратить? Прежде всего необходимо четко понять, что такое бывает со всеми, это обязательный этап. Как правило, он свидетельствует, что план в чем-то надо ме­нять. Не относитесь к составленному плану как к чему-то не­зыблемому, изменяйте и переправляйте его. Правда, важным условием остается одно: изменения должны вести к цели, т. е. быть действиями, а не размышлениями о том, почему вам (наверняка) не удастся достигнуть желаемой цели. Пробуйте, выбирайте разные варианты, играйте ими. Важно одно — действуйте! Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не ду­майте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак: про­езд по этой дороге закрыт. Но существует ведь множество дру­гих путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни из­речениями о собственной неудачливости и отсутствии способ­ностей, используя их для защиты от требований действитель­ности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень дол­го. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас.

Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Вот слово и названо. Ошибка — слово почти ма­гическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, пред­почитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не со­вершить ЕЕ! Сколько прекрасных замыслов остаются нереа­лизованными, потому что на пути можно было повстречаться с НЕЙ! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ЕЕ. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» — так на­зывается в науке этот симптом, являющийся одним из крае­угольных камней «комплекса неудачника».

Не у всех, конечно, такая боязнь проявляется в столь яр­кой и выраженной форме. Но, к чести этого юноши, следует сказать, что он не боится признаться себе в своем страхе, что тоже немаловажно и, главное, очень трудно. Чаще боязнь ошибки скрывается даже от самого себя и проявляется кос­венно: в самых невероятных предлогах, чтобы не делать чего-либо, в бесконечном анализе своих переживаний, во внезап­ном возникновении множества мелких, но совершенно якобы неотложных дел — проще говоря, суете, — во всем что угодно, лишь бы иметь возможность не делать, не действовать. Ведь действие чревато... А вдруг...

Каждый из нас надеется на успех, боится потерпеть неудачу. Между этими мотивами постоянно идет борьба за право диктовать нам наши цели, планы, задачи. Психологами уста­новлено, что есть люди, которые в основном надеются на ус­пех, и такие, для которых главное — избежать неудачи.

А как обстоят дела у вас? Можете ли вы отнести себя к какой-нибудь группе? Проанализируйте свое поведение с точки зрения того, стремитесь ли вы к успеху или предпочитаете избегать неудач. Проанализируйте свое отношение к ошибке. Для того чтобы это было сделать проще, предложу один про­стой, отчасти шуточный прием.

Вновь составьте список ситуаций из недавнего или, если не получится, достаточно отдаленного прошлого, которые тре­бовали от вас решения, выбора. Напишите еще один список, связанный с планами на будущее. Подумайте, чем был продиктован ваш выбор — стремлением к успеху или боязнью неудачи — и нарисуйте вместо точки либо какой-нибудь знак успеха (например,!), либо ошибку и неудачу в виде какого-нибудь чудища. Посмотрите, кстати, какой у вас получился рисунок — страшный, отвратительный, достаточно нейтральный, смешной, симпатичный. Это тоже характеризует ваше отношение к ошибке и неудаче, то, насколько вы их боитесь.

Посмотрите, чего у вас больше — знаков успеха или чу­дищ, изображающих неудачи и ошибки. А теперь, вне зависи­мости от того, какой значок у вас стоит — успеха или неудачи,— придумайте для каждой ситуации какую-нибудь ошибку или неудачу. Только не мелкую. Пусть это будут настоящие, полноценные ошибки и неудачи. Королевы ошибок и неудач. Показателями сильной боязни ошибок будут те случаи, когда вы не сможете придумать таких неудач, когда даже мысленно, в фантазии будете избегать их. Но и прямо противоположный результат — когда вы со страстью начнете громоздить одну непоправимую (действительно непоправимую?) ошибку за другой — свидетельствует о том же.

Кстати, если вам понравилось рисовать чудищ, изобража­ющих ошибки и неудачи, вы можете в дальнейшем их использовать, чтобы бороться с этой боязнью. Когда вы почув­ствуете, что боитесь чего-то, нарисуйте это в виде знакомого вам чудища. Вы можете сначала нарисовать его с отврати­тельным, страшным лицом, а потом, по мере того как вы будете думать (или заставлять себя думать), что с этим де­лать, рисуйте другие картинки так, чтобы и выражение лица менялось, и само чудище становилось все меньше и меньше. В конце концов, оно может превратиться в простую точку. Нарисуйте ее сначала черным, затем менее неприятным для вас цветом и т. п. Только не забудьте, что помогает это лишь тогда, когда все необходимое для преодоления неудачи, ис­правления ошибки есть. Но вернемся к ошибке.

Откуда же берется такой страх перед ошибкой? Конечно, за ним лежит определенное отношение к себе, и к этому мы еще вернемся. Но сейчас для нас важно другое. Помните наши «заповеди неудачника»? Ту, где говорится об отношении к каж­дой неудаче как к последней и решающей в жизни? Пример­но так же, часто даже не сознавая этого, мы относимся к воз­можным и совершенным ошибкам. Мы смотрим на них, как на каменную стену, которую не обойти, не перепрыгнуть, или как на страшного хищника, готового проглотить нас.

Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена такая уж каменная. А если это так, можно ли ее обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раз­дувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непредвзято взглянуть на «великана», как выяснилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять — ошибки неизбежны на всяком пути. Проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отно­шении, т. е. в таком, при котором ошибки анализируются и ис­пользуются для продвижения к цели, а не для того, чтобы в очередной раз иметь возможность все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи.

2.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: