Обычно рынок весьма эффективно координирует организацию экономической деятельности, но это правило имеет несколько важных исключений.
Государственное вмешательство в экономику в некоторых случаях оправданно, рассмотрим эти случаи:
· «Невидимая рука» обычно ведет рынок к эффективному распределению ресурсов. Но иногда по самым разным причинам принцип «невидимой руки» не срабатывает. В таких случаях экономисты говорят о «несостоятельность рынка». Классический пример – загрязнение окружающей среды. Если химический завод откажется брать на себя издержки по очистке выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, он нанесет огромный ущерб природной среде. В данном случае государство имеет возможность улучшить экономическое благосостояние общества с помощью законодательства, регулирующего отношения в области экологии.
· Другой случай несостоятельности рынка связан с властью над рынком. Власть над рынком — способность небольшой группы участников рынка воздействовать на уровень рыночных цен. Предположим, что в городе есть только одна дискотека, а желающих потанцевать много. Владелец дискотеки, не важно кто он – частник или городская администрация, обладает рыночной властью. В этом случае его еще называют монополистом. Не имея конкурентов, он имеет возможность «ускользнуть» от невидимой руки рынка и повышать цену услуги. Причем повышение издержек тех, кто будет пользоваться предложением монополиста, не обязательно выражается в прямой денежной цене. Мы уже знаем, что наши издержки могут резко возрасти и при копеечной стоимости входного билета на дискотеку, если там грязно, царит хамство и никто ничего не гарантирует. Государство в таких случаях может хотя бы установить санитарные и технические нормы функционирования подобных заведений и контролировать их. Практика, однако, показывает, что наличие конкурентов является более эффективным методом контроля. Но там, где в силу каких-либо обстоятельств возникла естественная монополия на ресурс, бывает уместно вмешательство государства.
|
|
·
|
|
|
· Возьмем еще одну область общественной жизни. Обычно на государство возлагается обязанность обеспечения порядка на уровне общества, чтобы это было возможно люди платят налоги. Откуда взялась в обществе эта идея «защищаться вскладчину», то есть платить налог, а государство на эти деньги в числе прочего организовывает общественный порядок и безопасность сразу для всех членов общества? Эта идея укрепилась в общественном сознании в ответ на проблему, которую экономисты называют «проблемой безбилетника». Судите сами, за еду мы в основном платим индивидуально, поел в кафе и заплатил за себя. А охраняют нас всех сразу, оплачивая деятельность милиции за счет налогов, которые платят граждане страны. Почему это так? Дело в том, что еду можно предоставить точно тому и только тому, кто за нее заплатил. Если не платил, не можешь воспользоваться данным удовольствием. А в случае с охраной порядка и безопасности? В этом случае все иначе. Если, например, мой сосед по этажу нанял охранника, он дежурит на этаже, за одно охраняя, в известной мере, и меня. Обратили внимание? Денег я за эту заботу обо мне не платил. Я безбилетник! Подобные ситуации и ведут к тому, что за некоторые блага удобнее взимать со всех и централизованно всех же и обеспечивать этими благами. Здесь государство может быть полезным, если во главе его стоят образованные люди.
Для лучшего понимания того, какова природа эффективного управления, мало знать, для каких целей создаются организации, и что представляет собой окружение, в котором они действуют. Надо еще понять:
· что представляют собой организации, как структуры;
· какие существуют виды организаций по их функциональному предназначению в обществе;
· какие правовые формы существуют для организаций.
В следующей теме мы поговорим об организационных структурах.
Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:
Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:
___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2.