Отличительные черты малых и крупных организаций

Все существующие в России организации принято разделять на малые, средние и крупные. Мы опишем существенные черты малых и крупных организаций.

Малые предприятия

Статус малого предприятия может получить только коммерческая организация
Статус малого предприятия может получить только коммерческая организация, средняя численность работников которой не превышает установленные законодательством нормы (например, для промышленного предприятия это 100 человек, а для предприятия розничной торговли – 30 человек). Предпринимателей без образования юридического лица также относят к субъектам малого предпринимательства. Существуют и другие критерии отнесения предприятия к малому, но мы не будем подробно на них останавливаться.

В России, как и во многих других странах, малые предприятия имеют различные льготы (например, освобождение от уплаты некоторых налогов, упрощенная система отчетности и т.п.).

У малого бизнеса есть как сильные, так и слабые стороны.

Сильные стороны малых предприятий:

· малые предприятия, в отличие от крупных, способны удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей;

· они легче идут на риск нововведений;

· они дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя;

· малые предприятия обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых им услуг, материалов и сырья;

· малые предприятия играют огромную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения;

· владельцами большого число малых предприятий являются женщины;

· в среднем малые предприятия получают большую прибыль на собственный капитал, кем крупные предприятия.

Слабые стороны малых предприятий:

· многие малые предприятия «умирают» в самом начале своей деятельности;

· большинство руководителей малых предприятий не являются профессиональными менеджерами, и они не могут справиться с возрастающими управленческими требованиями при естественном росте предприятия;

· недостаток знаний и опыта в таких областях, как маркетинг, финансы, производство и т.п.;

· мошенничество (вводящие в заблуждение наименования, фальшивые финансовые отчеты и т.п.)

 
 


ЗАДАНИЕ

По статистике, из 19 млн. предприятий США 90% можно отнести к малым, то есть на каждом из них работают менее 100 человек. Малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании. Около 600 тыс. новых малых предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой «нормы смертности» является легкость, с которой неопытные люди могут начать свое дело.

В среднем по России на каждую тысячу жителей приходится около 6 малых предприятий, что соизмеримо с показателями США и других стран с рыночной экономикой.

Российские малые предприятия сталкиваются с рядом рисков в процессе своей деятельности. Данные ВЦИОМ за март-апрель 2005г. следующие (в %)

· резкое ухудшение общей ситуации в экономике - 64,4

· рост арендных платежей - 45,2

· изменения в региональном законодательстве - 28,9

· появление крупного монополиста - 26,3

· необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. - 22,1

· незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес - 7,4

· вымогательство со стороны криминальных группировок - 4,8

Подумайте, какие меры можно предпринять, чтобы занятие малым бизнесом в России не сталкивалось с такими рисками. Постарайтесь предложить конкретные шаги по снижению этих рисков:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мы не будем рассматривать в данном курсе специально средние предприятия, поскольку их характеристики тяготеют либо к малым, либо к крупным, если они приближаются к ним по своим размерам.

Крупные предприятия

Крупные предприятия вряд ли будут сметены с рынка неожиданными колебаниями процентных ставок или курсов валют. Как правило, деятельность крупных предприятий диверсифицирована по различным отраслям и даже странам. Крупные предприятия используют эффект масштаба, неся значительно меньшие издержки на единицу продукции по сравнению со своими «меньшими братьями». Крупные предприятия способны концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий.

Однако существенная проблема крупных предприятий в том, что они не всегда в состоянии внедрять оперативно новые достижения.

В современном мире все больше возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления организациями, так называемых корпоративных организаций.

Кроме того, в России действуют специфические факторы, которые побуждают предприятия к объединению в крупные структуры:

· спад спроса на продукцию отдельных предприятий;

· рост издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы;

· восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов.

Ниже мы кратко опишем основные корпоративные организации, существующие в современном мире.

Необходимо отметить, что все корпоративные организации, зарегистрированные на территории России, создаются в одной из правовых форм, о которых Вы читали выше.

Корпорация

Корпорация – это организация (союз организации), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управления крупным производством.Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т. д., причем отдельные акционеры не несут ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

Современная корпорация – это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности. Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является то, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке.

Корпорация создается в форме акционерного общества.

Холдинг

Холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов (см. ниже) и иных организационных структур рынка. По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним компаниям Смешанные холдинги, помимо контрольно-управленческих функций, могут выполнять функции, связанные с предпринимательством в различных сферах.

Холдинг может быть создан либо в результате выделения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих предприятий, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ.

Промежуточные холдинги – отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи
В современных условиях крупные компании могут создавать и так называемые промежуточные холдинги – отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т. д.). Цель создания промежуточных холдингов состоит в сосредоточении всех видов ресурсов и интеллектуального потенциала на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным эффектом использовать выделенные ресурсы в интересах компании. Такая тенденция характерна для современных наукоемких производств.

Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:

· возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;

· экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;

· использование преимуществ диверсификации производства;

· единая налоговая и кредитно-финансовая политика;

· возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы.

Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему долю своих акций, становится экономически заинтересованным в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.

Консорциум

Консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению наука- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций их участников.

Консорциумы обычно создаются в форме товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Консорциумы могут быть как временными, так и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы осуществляют операции по размещению займов определенной страны или группы стран, с ценными бумагами отдельных акционерных обществ, используемыми для реализации финансовых, коммерческих и инвестиционных проектов значительного масштаба.

Консорциум обычно возглавляется крупным банком, который подбирают участников соглашения – консортов, разрабатывает условия займа, занимается юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

Существенной стороной деятельности современных консорциумов становится их интернационализация. Например, целью консорциумов является сотрудничество банковских монополий разных стран в вопросах финансирования развития мировой торговли и межотраслевого движения капиталов. Характерной особенностью современных консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ.

Конгломерат

Конгломерат – организационная форма объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм.

Обычно конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли независимо от сфер их деятельности. В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэтому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Слияние означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятель-ность и прекращают существование
Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации.

Слияние означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачивающих свою самостоятельность.

Главной сферой интересов конгломератных слияний становятся молодые, передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники. При конгломератных слияниях происходит поглощение перспективных фирм, которые обменивают свои акции на акции конгломерата на выгодных для себя условиях. Кроме того, стимулируется обмен акций конгломерата на акции поглощаемых фирм путем предоставления кредитов на эти цели, частичного освобождения от налогов на сумму задолженности по процентам за кредит.

Картель

При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т.д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей, например:

· о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением;

· о разграничении рынков сбыта и т.п..

Нарушение соглашения влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы, патентные соглашения, договоры о взаимном обмене научно-технической информацией, ноу-хау и др.

Существуют частные и государственные картели. Деятельность государственных картелей строится на основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством с учетом интересов промышленников картелированной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему усмотрению учитывать или не учитывать требования государственных органов власти в зависимости от типа заключенного соглашения, места и времени основания картеля, особенностей национального законодательства и т. д. Большинство картелей относится к соглашениям международного типа. Причем только некоторые международные картели были созданы как частные монополии, в основном это соглашения между национальными правительствами.

Во многих странах допускается создание картелей определенных видов в соответствии с общественными интересами. Большинство индустриально развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках.

Ряд стран использует картели в качестве помощи отраслям, переживающим спад. Предприятия таких отраслей могут на один год или даже менее короткий срок создавать картели при одобрении со стороны соответствующего государственного органа. Такой временный картель может стать одним из наименее дорогостоящих способов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в экономике.

Синдикат

Синдикат – это организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган – сбытовую контору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом.

Синдикат может осуществлять закупки сырья для его участников по монопольно низким ценам. Таким образом, концентрация торговых операций позволяет участникам синдиката получать непосредственную выгоду от закупок сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на рынке.

Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями, участниками синдиката могут быть отдельные тресты (см ниже) и концерны. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию, с предприятиями-аутсайдерами.

Взаимоотношения участников синдиката носят конкурентный характер, проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что в конечном счете ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду. В современных условиях синдикат как форма монополистического объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам – конгломератам, корпорациям, концернам.

Трест

Трест – это объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обычно создаются в форме акционерной компании. Предприниматели – владельцы предприятий, вступая в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству.

Тресты могут быть образованы из предприятий одной или различных, связанных друг с другом отраслей, представляя собой разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преимущества перед другими видами объединений. Во-первых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие объединения предприятий различных отраслей и возможностей варьирования материальными, финансовыми и другими ресурсами. Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску готовой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.

В современном мире тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и другие более развитые формы объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: