"Как жить в мире с родителями"
Цели тренинга:
1. Помощь подросткам в осознании ими различий психологических позиций родителей и детей.
2. Помощь подросткам в понимании причин этих различий, тоесть впонимании мотивов поведения родителей по отношению к подросткам.
3. Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями:
> умения просить внимания,
> умения просить о помощи,
> умения понимать чувства и переживания родителей и сочувствовать им,
> умения предлагать помощь родителям,
> умения вести себя достойно в конфликтных ситуациях с родителями,
> умения выражать родителям свои чувства.
4. Повышение самоуважения подростков и помощь в понимании ими своей роли в налаживании партнерских взаимоотношений с родителями.
5. Помощь подросткам в осознании ими своих собственных проблем в отношениях с родителями и индивидуальных особенностей своей семьи.
Количественная характеристика группы:
8-14 человек, 1 ведущий
Временные характеристики работы по программе:
|
|
Программа рассчитана на 24 академических часа (8 встречпо 3 часа)
Помещение:
Для работы необходимо отдельное помещение, достаточное для того чтобы все участники тренинга могли сесть в круг. Желательно наличие видеомагнитофона и телевизора.
Программа
1 этап: Повышение групповой сплоченности. Знакомство (примерно 1,5 часа)
Знакомство участников группы друг с другом и с ведущим. Обсуждение и принятие правил работы в группе. Упражнения на увеличение групповой сензитивности (в группе и в парах).
2 этап: Создание рабочей атмосферы. Фокусировка проблем. Работа над осознанием различий в восприятии взрослыми и детьми одних и тех же проблем. Работа над пониманием мотивов поведения родителей (примерно 10 часов)
1. Первоначальное формулирование проблем (в парах или на листочках, анонимно). Составление общего списка проблем участников, обсуждение их. Классификация проблем, выделение основных проблемных сфер.
2. Обсуждение различий подростков и родителей в сфере:
> жизненных ценностей
> забот
> ответственности.
Специфика родительской позиции в этихсферах (индивидуальная работа с обсуждением в группе результатов).
3. Переформулирование подростковых проблем языком родителей:
Подросток говорит: "Родители не позволяют мне быть взрослым" Родитель говорит: "Моя ответственность не позволяет ему совершать необдуманные и рискованные поступки"
4. Придумывание и разыгрывание конфликтов "родители — подростки" в соответствующих областях:
> из-за различий в ценностях >
из-за различий в заботах
> из-за различий в ответственности > из-за недостатка общения (конфликты разыгрываются в подгруппах, причем таким образом,чтоодин из подростков играет самого себя, а другой играет родителя с учетом тех различий, которые были отмечены группой ранее).
|
|
Анализ разыгранных ситуаций. Возможные варианты поведения "родителей" в них. Обсуждение различий, и их причин. Выработка модели достойного поведения "родителя" в ситуации.
3 этап. Проработка индивидуальных проблем участников группы.
Освоение навыков конструктивного взаимодействия с родителями (примерно 10 часов).
Осознание подростками своих собственных проблем. Диагностика индивидуальных особенностей восприятия подростками своих родителей с помощью методики "Подростки о родителях". Обсуждение в группе среднегрупповых показателей, предоставление каждому частнику индивидуальных результатов диагностики.
Выделение основных характеристик детско-родительских отношений:
> позитивный интерес
> авторитарность
> враждебность
> автономность (отстраненность)
> непоследовательность.
Обсуждение в группе содержания этих характеристик, описание типичных (в том числе и конфликтных) ситуаций с соответствующим типом поведения родителей (в малых группах, в парах, индивидуально на листочках...). Разыгрывание этих ситуаций.
Выработка схемы достойного поведения подростка в ситуации общения с родителем того или иного типа. Освоение основных навыков, необходимых в этом общении.
Взаимодействие с авторитарными родителями;
> навык Я-высказывания
> навыки активного слушания
> навыки уверенного поведения
Взаимодействие с враждебными родителями:
> навык самоподдержки > умение просить о помощи > навыки уверенного поведения
Взаимодействие с отстраненными родителями:
> умение просить внимания
> умение обращаться за помощью
> самоподдержка;
Взаимодействие с непоследовательными родителями:
> Я-высказывание
> активное слушание
> уверенное поведение
Упражнения (в группе, в парах, в подгруппах) на овладение навыками. Разыгрывание проблемных ситуаций.
4 этап. Подведение итогов работы в группе (примерно 2 часа)
1. "Выведение общей формулы" достойного поведения со взрослыми в семье. Подведение итогов работы, обсуждение работы в группе,
2. Декларация прав личности и Декларация прав родителей. Ритуал прощания.
Приложение 4