Конкурентоспособность товара

Конкурентоспособность товара — это совокуп­ность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и по­треблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответство­вать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Немаловажное место в определении уровня конкурентоспособ­ности товара занимают вопросы имиджа и престижа как фирмы, про­изводящей данный товар, так и коммерческих и торговых специалис­тов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потре­бителям, а также авторитет той страны, где производится товар. По­казателями престижности фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака (за что они согласны платить дороже), ее доля в общем, объеме продаж данного товара, динамика его роста и т.д.

Качество товара

Качество товара — основная составляющая его конкурентоспо­собности. Качество включает множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные ха­рактеристики.

В последние годы все большее значение приобретают такие свой­ства и характеристики продукции, как экологические, эргономичес­кие, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответ­ствие товара требованиям защиты окружающей среды и основыва­ются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономи­ческие связаны с учетом свойств и особенностей человеческого ор­ганизма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигура­ции человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

При определении уровня качества товара следует учитывать нор­мативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в стра­нах-партнерах, куда предполагается ее поставлять.

Важный критерий определения качества изделия и, соответствен­но, его конкурентоспособности — обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производ­стве данного товара, осуществлены только разработчиками предпри­ятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов других фирм в конкретных странах. При наличии лицензионного со­глашения, позволяющего производить продукцию по данной техно­логии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар фирмой не запатентован, его там продавать нельзя, так как иначе фирма может быть подвергнута суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьез­ным препятствием к развитию экспортной деятельности.

Маркетинговая, коммерческая и экономическая составляющие конкурентоспособности

Маркетинговая и коммерческая составляющие конкурентоспо­собности в совокупности с качеством представляют цену продажи, или цену приобретения товара.

Маркетинговая составляющая показывает преимущества или недо­статки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эф­фективности работы по продвижению товара на рынок, стимулирова­нию продаж, рекламной деятельности, учету жизненного цикла товара, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формиро­вания сбытовой сети и каналов товаропродвижения и др.

Коммерческая составляющая конкурентоспособности свидетельст­вует о качестве коммерческой работы по сравнению с фирмами-кон­курентами и включает уровень компетенции в подготовке и проведе­нии переговоров и заключении торговых сделок, в выборе форм и ме­тодов поставки товара, в обсуждении условий контракта, в частности определении цены товара, его качества, способов удовлетворения воз­можных рекламаций, согласовании условий и форм платежа, сроков и условий поставки товара, технического обслуживания и т.д.

Экономическая составляющая, вклю­чает выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: