Общие сведения
В ходе выполнения практических работ по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава» обучающиеся должны приобрести следующие компетенции:
- ПК-15: владеть основами устройства железных дорог, организации движения и перевозок; умением различать типы подвижного состава и его узлы, определять требования к конструкции подвижного состава; владением правилами технической эксплуатации железных дорог, основными методами организации работы железнодорожного транспорта, его структурных подразделений, основами правового регулирования деятельности железных дорог; владеет методами расчета организационно-технологической надежности производства, расчета продолжительности производственного цикла, методами оптимизации структуры управления производством, методами повышения эффективности организации производства, обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов, применяемых на железнодорожном транспорте; ориентируется в технических характеристиках, конструктивных особенностях и правилах ремонта подвижного состава, способностью оценивать его технический уровень;
|
|
- ПК-17: владеть нормативными документами открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- ПК-19: способность применять методы и средства технических измерений, технические регламенты, стандарты и другие нормативные документы при технической диагностике подвижного состава, разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции;
- ПК-21: уметь эффективно использовать материалы при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава, составлять технические задания на проектирование приспособлений и оснастки; владением методами производства деталей подвижного состава и навыками технолога по его контролю;
ПК-23:- способность организовывать эксплуатацию подвижного состава, обосновывать структуру управления эксплуатацией подвижного состава и системы его технического обслуживания и ремонта;
- ПСК-2.1: способность организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вагонов различного типа и назначения, их тормозного и другого оборудования, производственную деятельность подразделений вагонного хозяйства; способностью проектировать вагоны, их тормозное и другое оборудование, средства автоматизации производственных процессов, оценивать показатели качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов, качества продукции (услуг) и технического уровня производства с использованием современных информационных технологий, диагностических комплексов и систем менеджмента качества;
|
|
- ПСК-2.4: знать особенности устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов, новые тормозные приборы, методы и средства технического диагностирования тормозных приборов в эксплуатации; умением применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов, производить проверку обеспеченности вагона тормозными средствами; умением выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов; владением методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов
Содержание
стр.
Практическое занятие №1. Техническое обслуживание грузовых поездов в
эксплуатации........................................................................................................................ 5
Практическое занятие №2. Техническое обслуживание пассажирских поездов
в эксплуатации...................................................................................................................... 7
Практическое занятие №3. Экипировка и формирование пассажирских вагонов
на ПТС …………………………………………………………………….......................... 10
Практическое занятие №4. Техническое обслуживание пассажирских вагонов
пути следования …….......................................................................................................... 12
Практическое занятие №5. Текущий безотцепочный ремонт на ПТО........................... 14
Практическое занятие №6. Комфорт пассажиров в пути следования. Вентиляция, кондиционирование............................................................................................................. 16
Практическое занятие №7 Смена колесной пары угрузового вагона в эксплуатации.. 18
Практическое занятие №8. Смена колесной пары у пассажирского вагона в
эксплуатации........................................................................................................................ 21
Практическое занятие №9. Контроль тормозного оборудования при эксплуатации подвижного состава............................................................................................................ 24
Список использованных источников............................................................................... 28
Практическое занятие № 1
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Цель занятия: Ознакомиться с организацией технического обслуживания грузовых поездов на ПТО.
Краткие сведения из теории
Пункты технического обслуживания (ПТО) – размещают на узловых сортировочных станциях, а гарантийные участки, на которых ПТО несут ответственность за безаварийное проследование поезда, устанавливают между станциями размещения ПТО.
Схема ПТО связана со схемой сортировочной станции. Существуют следующие основные типы сортировочных станций [3]:
- двухсторонние с раздельными парками приема, сортировочными, отправления и транзитными;
- двухсторонние с раздельными парками без транзитных парков;
- с совмещенными парками сортировочным и отправления;
- без раздельных парков.
На станциях с раздельными парками имеется обычно два ПТО с четной и нечетной системами (рисунок 1)
Рисунок 1 Схема двухсторонней сортировочной станции с размещением пунктов технического обслуживания вагонов.
парки: ПП –приема; ПС – сортировочные; ПО – отправления; ПТ – транзитные, МПРВ – механизированный пункт текущего ремонта вагонов; ПТО – помещения пунктов обслуживания вагонов (цифрой 1 обозначены парки и помещения ПТО нечетной системы, цифрой 2 - четной)
Парки приема, отправления и транзитные оснащены оборудованием для технического обслуживания вагонов. Устройства вагонного хозяйства в парках каждой системы входят в один пункт: нечетный или четный, т.к. связаны общей технологией работы сортировочной станции.
В парке прибытия предусмотрено выполнение осмотрщиками вагонов следующих операций:
|
|
- встреча поездов и осмотр его на ходу для лучшего выявления некоторых неисправностей (ползуны на колесах, волочащиеся детали);
- осмотр вагонов для оценки технического состояния, выявления вагонов, требующих ремонта с отцепокой, выявление и разметка мелом неисправностей, устраняемых без отцепки;
- разрядка автотормозов.
В парке прибытия производится: снятие сигнальных дисков с хвостовых вагонов; выявление и разметка неисправных вагонов, требующих ремонта, в том числе и по показаниям приборов КТСМ или других средств контроля технического состояния вагонов; разметка и отбор исправных порожних вагонов под погрузку; устранение в вагонах неисправностей, не обеспечивающих их роспуск с горки; отпуск тормозов вагонов.
Информацию о выявленных неисправностях вагонов осмотрщик по радиосвязи передает оператору ПТО (номер пути, инвентарный номер вагона, сторону осматриваемой части состава, наименование ремонтных работ). При этом осмотрщик наносит четкие меловые надписи на вагонах, в соответствии с кратким наименованием работы в классификаторе.
Продолжительность технического обслуживания составов устанавливается с учетом осмотра вагонов с пролазкой.
При техническом обслуживании и безотцепочном ремонте нефтебензиновых цистерн на ПТО должны соблюдаться меры пожарной безопасности. В случае обнаружения течи груза работники ПТО должны немедленно сообщить об этом дежурному по станции или маневровому диспетчеру.
При невозможности следования в составе поезда из-за неисправности вагона с опасным грузом 1-го класса вагон отцепляют от поезда. Если неисправен один вагон в группе, то отцепляется вся группа вагонов и подается на путь для ремонта.
При обслуживании на ПТО цистерн, груженных опасными грузами и имеющих соответствующие знаки и надписи, особое внимание уделяется исправности котла цистерны и его запорной арматуры.
На цистернах, предназначенных для перевозки сжиженных или растворимых под давлением газов, кислот, метанола, желтого фосфора, этиловой жидкости, устранять утечки газа или жидкости работникам ПТО запрещается.
|
|
В сортировочных парках работают осмотрщики вагонов, которые признаны выявлять и устранять неисправности вагонов, возникшие при сортировке, и контролировать неподход (разницу по высоте) автосцепок соседних вагонов.
В парках отправления предусмотрено выполнение осмотрщиками-ремотниками следующих операций:
- контрольного технического осмотра;
- текущего ремонта без отцепки вагонов по разметке осмотрщиков парка прибытия и по результатам контрольного осмотра;
- проверки действие и, ремонта и полного опробования тормозов, а если оно проводилось от станционной сети, то после отцепки поездного локомотива – сокращенное опробование;
- проверки отправляемого поезда на ходу.
В транзитных парках операции по техническому обслуживанию вагонов в поездах по прибытии и перед отправлением совмещаются