«Искусство — завуалированная алгебра, отнимающая жизнь у тех, кто стремится приподнять ее покрывало».
Бурдель
Творческий акт материализации духа и создания формы непрерывен. Самый древний известный миф о творении, исходящий из Гелиополиса в Египте, служит этому подтверждением. Нун, Космический Океан, представляет собой чистую обитель духа, лишенную пределов или форм. Это чистая потенциальная возможность. Атум, Творец, сначала создает себя или отличает себя от неопределимого нун и тем самым начинает творение. Древние народы в своей мифологии с высочайшим мастерством в символической форме отражали различные грани универсальной структуры.
Все естественные формы — воплощение математических принципов и процессов, которые создавали и поддерживают их. Те же самые геометрические принципы, которые являются врожденной частью природы, могут быть воспроизведены в классической геометрии через понятия круга и сферы.
Три первичные формы, которые являются результатом деления круга, — равносторонний треугольник, квадрат и правильный шестиугольник, гексаграмма. Они называются правильными многоугольниками. Эти формы могут порождать другие многоугольники.
|
|
В трехмерном пространстве деления сферы ведут к созданию пяти правильных многогранников, так называемых пяти тел Платона. Формы Платона связаны с человеческим телом и природой сознания, раскрытие которой ведет не только к понимание интеллекта Вселенной, но и к эмпирическому восприятию Бога, даруя ощущение глубокой всеобщей взаимосвязи элементов бытия. Здесь особую роль играет число 5. Оно связано с зарождением жизни на земле и в то же время с бессмертием. С точки зрения биологии, с этим числом связано кольцо из пяти атомов углерода, являющееся основой органической жизни, фундаментом, на котором строится огромное многообразие органических молекул. Число 5 и трехмерное пространство находят свое выражение в мистерии треугольника. Платон учил, что
исследуемый геометром треугольник является не конкретным треугольником, а извечным прототипом всех других, конкретных треугольников. Треугольник и круг принадлежат не миру чувств, а миру интеллекта; они являются высшими формами. То же самое верно и в отношении нравственных понятий. Истинная справедливость и истинное добро заключаются не в расхожих мнениях, а в неизменных формах, вечно существующих в идеальном мире.
Одна из наиболее священных неизменных форм — тело человека. Не существует внешних символов, даже самых изощренных, которые могли бы заменить сакральную геометрию человеческого тела. На физическом и психологическом планах оно рассматривается как один из самых мощных инструментов духовной трансформации. Тело представляет физический субстрат Божественного, в котором начинается раскрытие бытия, хранилище неисчерпаемой силы. Только мобилизуя эту силу и пробуждая ее ото сна, можно вполне ощутить ее как Божественную милость, благодать. Проекцию отдельных частей человеческого тела и составляют изначальные геометрические тела.
|
|
Эти тела могут быть найдены в элементарном фундаменте органической жизни — как музыка, язык, сознание. Изначальные геометрические тела служат шаблонами, посредством которых может быть выражена основа всей жизни.
Первичные многоугольники и многогранники — фундаментальные образцы творения, представляющие творческие силы самоорганизации, которые формируют и определяют мир. Все в природе может быть описано в терминологии математических принципов, которые свойственны этим формам.
Какую форму могло бы иметь первое творение? Каковы изначально сотворенные объемные формы? Существует пять таких творений, которые являются наиболее существенными, потому что они — единственные тела, у которых все грани и все внутренние углы равны. Это тетраэдр, октаэдр, куб, додекаэдр и икосаэдр; производные от треугольника, квадрата и пятиугольника; воплощение чисел 3, 4 и 5. Все другие тела представляют собой только модификации эти пяти.
Попытки выявить изначальный геометрический Логос Вселенной предпринимались давно; известны еще сократовские рассуждения по этому поводу. Но воззрения Сократа не были удобны для описания математических и геометрических реальностей. Позже Платон выявил метафизические соответствия в окружающем мире несколько иного порядка, ориентируясь на возможность их применения в практической жизни. Одним из величайших достижений пос-
ледующего развития посвященческой науки было определение мистических образов Вселенной, которые получили название «тела Платона», или «платоновские тела». Нельзя с уверенностью сказать, кто первый описал эти пять форм: возможно, это были ранние пифагорейцы. Некоторые источники (включая Евклида) указывают, что первое полное описание этих тел вышло из-под руки друга Платона. Однако, как сказал Гете: «У кого та мысль, разумная иль глупая, найдется, которой бы никто не ведал до него».
Как приверженцы, так и противники математики в философии — философской математики, математизированной философии — обычно находят главные свои аргументы у Платона. То есть, защищая диаметрально противоположные позиции, они развивают мысли, происходящие из общего источника.
В любом случае, Платон был сильно увлечен этими пятью формами, которые составляют единственный совершенный набор симметричных точек в пространстве. В диалоге «Тимей» он дает подробное объяснение мироздания на основании этих пяти тел. «Нет видимых тел более прекрасных, чем эти, притом каждое из них прекрасно в своем роде». Почти 2000 лет спустя И. Кеплер был также очарован этими пятью формами и развил основанную на них
собственную космоло-
гию.
Платоновские тела являются трехмерными фигурами, чьи поверхности состоят из идентичных, правильных многоугольников. Как указывалось выше, эти пять тел суть: тетраэдр, октаэдр, куб, икосаэдр и додекаэдр. Первые три были известны с незапамятных времен. Другие были описаны пифагорейцами. Один из них, Тимей из Локри вывел платоновские соответствия между ними и перво-
Кеплеровская модель Вселенной
элементами. Атомы четырех элементов, из которых построен мир, — огня, воздуха, воды и земли — имеют форму правильных выпуклых многогранников: тетраэдра, куба, октаэдра и икосаэдра, а весь мир в целом построен а форме додекаэдра. Платон позже предал гласности результаты геометрических исследований — поэтому эти фигуры носят его имя.
|
|
Так же, как и священные писания скрывают в себе тройной смысл, так и платоновские тела сопрягаются с физическими, ментальными и духовными свойствами. Физические свойства тел, их форма, характеризуются красотой симметрии и очевидной простотой. Человек испытывает эстетическое наслаждение, рассматривая эти фигуры и медитируя на них.
Антропокосмическая сакрализация четырех первоэлементов (из «Petrarca-Meister 1514-36», 1572 г.)
Чтобы достичь совершенной симметрии, каждая грань правильного многогранника должна быть правильным многоугольником и все грани должны быть идентичными. В древней Греции было определено, что тела могут быть построены только равносторонними треугольниками.
Если два треугольника встречаются вершинами в одной точке, они должны быть сопланарными. То есть, чтобы образовать тело, нужно обладать, по крайней мере, тремя треугольниками, встречающимися в одной вершине. Когда три равносторонних треугольника
расположены указанным образом, их основания образуют новый равносторонний треугольник. Получается симметричное тело с четырьмя гранями, которое называется тетраэдр.
Тетраэдр традиционно связывается с огнем; каждая его грань — алхимический треугольник огня. Три верхних треугольника представляют солнечный огонь, вулканический огонь и звездный огонь;в то
Тетраэдр
время как треугольник в основании, часто скрытый из виду — это изначальное тепло. Верхние треугольники также связаны с тремя качествами: Овна, Стрельца и Льва.
Тетраэдр представляет собой общую концепцию системы мирот-ворения. Эта фигура получается при эманации и взаимодействии четырех точек. У тетраэдра четыре треугольные грани, это структурное основание для геодезической архитектуры. Он связан с элементом огня.
Каждая грань и каждая вертикаль соответствуют определенному элементу. Каждый элемент неразрывно связан с другим, свидетельствуя о единстве кажущихся различий между огнем и водой, воздухом и землей. Никакой элемент не главенствует, все они уравновешивают друг друга и образуют очень устойчивую структуру. На этом простом факте основана вся сакральная геометрия и архитектура
|
|
Тетраэдр образует пару с самим собой. В то же самое время он принадлежит к той же самой симметричной группе, что октаэдр и куб. Для тех, кто знаком с языком Каббалы это означает, что сефира Кетер находится в Малькут, а Малькут пребывает в Кетер, материальный мир тонко отражает мир духовный и наоборот (о каббалистических соответствиях см. специальную главу).
Четыре первоэлемента связаны с шестью гранями, которые соответствуют гексаграмме и планетам (Солнце обычно размещается в центре).
Каждая планета представлена как путь между двумя элементами. Далее в таблице приведены некоторые возможные соответствия:
ПЛАНЕТА
СООТВЕТСТВИЯ
Луна
вода — огонь
Меркурий
воздух — огонь
Венера
вода — земля
Марс
огонь — земля
Юпитер
воздух — вода
Сатурн
земля — воздух
План мира (из трактата XVIII в.)
Эти мистические корреспонденции представлены и в других телах, например, в звездном тетраэдре. Звездный (звездчатый) тетраэдр — прекрасная геометрическая реалия, помогающая понять многие сокровенные веши. Он представляет собой два соединяющихся тетраэдра, которые стали единым.
Один из тетраэдров символизирует небо и движется вниз, в то время как второй тетраэдр символизирует землю и движется вверх. Когда они превращаются в звездный тетраэдр, получается октаэдр, символ сердца. Небеса и земля соединяются, чтобы сформировать сердце. Каждый из нас — звездный тетраэдр, комбинация небес и земли.
Эта форма является мощной защитной структурой. Остроконечные предметы (и части одной и той же конструкции) генерируют вдоль острия направленное излучение. Издревле на Руси существовало поверье: для того, чтобы защитить дом от зла и навета, делали небольшое отверстие в пороге и вставляли в него стальную иглу острием вверх. Направленное излучение этой звездочной структуры создавало защитное поле.