«Самые главные истины еще впереди».
Парацельс
Людей всегда волновал вопросы о происхождении Земли, человечества, о сущности мироздания, о богопознании. В этом аспекте встает космическая дилемма: что имеет окончательный приоритет:
- проективная область интуитивного понимания, открытия, внутреннего опыта, веры, эмоциональной жизни, мотивацион-ной деятельности, намерения, воли; или
- объективная область данных, полученных физическим путем, аспектов поведения, измерения, отношений, образцов, форм, формулировок, концепций и гипотез.
Мистическое открытие и интуитивное понимание Божественного «проецирует» целенаправленный образец, который является, в конечном счете, доступным для объективного изучения. Лавируя между многочисленными парами противоположностей, человек мечется в поисках смысла жизни. Вот эти противоположности, создаваемые самим же человеком, его умом:
1) случайный шанс/неуверенность и контроль/уверенность;
2) свобода доброй воли и детерминизм;
|
|
3) мистическое понимание и эмпирические факты;
4) дух и материя;
5) креационизм и естественное развитие;
6) религия и наука;
7) Бог и природа.
И религия, и наука занимаются поисками истины, но приближаются к этой цели по-разному. Религия ориентирована на откровение и вдохновленных пророков, наука — на эксперименты и теории.
Эти два весьма различных подхода восстанавливают для человека одну и ту же историю его эволюционного развития, приходят к одним и тем же заключениям. Между древними мифами и самыми современными достижениями квантовой физики существует неразрывная связь. В современном обществе наблюдается опасная тенденция, когда наука становится прагматичной и прекращает искать истину. В результате этого она теряет уместность.
Напротив, институциализирующиеся церкви с готовностью принимают научные открытия и берут их на вооружение. Метание между этими двумя сферами жизни — наукой и религией — есть своеобразная социальная плата за проживание в современном обществе. В прежние времена всегда имелись люди, готовые отправиться в пустыню для изучения глубин собственной души. Некоторые поднимались для общения с Богом на вершину горы — и после этого возвращались учить своих последователей. Все это осталось в прошлом. Человечество двадцатого столетия достигло совершеннолетия. В нем содержится достаточный потенциал для того, чтобы обнаружить истину внутри себя. Не требуется никаких новых доктрин, потому что все основное сокровенное знание, которое Бог хотел дать людям, уже в том или ином виде присутствует на земле; дальше будут лишь корректировки. Печатное слово делает доступным сегодня накопленную мудрость всех эпох и культур. С помощью науки мы можем теперь сами разбираться и интерпретировать Божественное Откровение. Под наукой можно подразумевать как культурную антропологию, так и онтологию, квантовую физику и сакральную геометрию.
|
|
Здесь можно вспомнить о таком опыте с элементарными частицами (мы такие эксперименты рассматривали в главе о голограммах). На расстоянии от генератора, испускающего частицы, ставили мишень и производили замеры характеристик летящих частиц. Было обнаружено, что результаты этих измерений зависят от того, какие события произойдут с частицей в мишени (если она в нее попадет). То есть, частице «ведома» ее дальнейшая судьба и это находит отражение в изменении ее параметров.
Мы населяем Вселенную. Это подразумевает один универсальный набор принципов существования, одну истину. Чтобы обнаружить эти принципы и истину бытия, нужно обратиться и к религии, и к науке и, признавая разнообразие и значение обеих, отыскать единство в его истинном значении. Так как единая наука постижения действительности разбита на множество дисциплин, следует искать их связь. Аналогично и религии, которые на протяжении тысяч лет формировали определенное мировоззрение, подлежат критическому обзору, подразумевающему нахождение основных стержней единого учения.
Тут уместна такая параллель: хотя мир с его океанами, континентами и народами представляет различные аспекты существования, он все же является однородным телом, материей. Так и наша культура с ее религиями и науками представляет разные аспекты действительности, но все же она есть единое тело, в оп-
ределенном смысле, тело Бога. Наша задача состоит в том, чтобы отыскать это единство. В дополнение к обычно принимаемым объективным способам познания действительности (например, ориентация на факты, данные, наблюдения), теория эволюционного процесса дает формальный статус существования иным методам, ориентированным на изучение цели, намерения и ценности бытия. Процесс развития Земли и человека подтверждает идею направленности к некоему концу или окончательной цели. Этот целенаправленный процесс признает иерархически продвинутый статус развития живых объектов. Сознательный человек рассматривается как часть продвинутой стадии универсального процесса, который может быть формально представлен саморефлексивной, тороидной моделью развития. Философский формализм сакральной геометрии состоит из четырех онтологически отличных, необходимых и достаточных царств или уровней действительности, которые точно определены степенями свободы и ограничениями. Эти уровни можно сравнить с древними четырехкратными делениями, со стадиями эволюции, с нисхождением духа в материю. Именно в этом смысле они были ясно сформулированы древними философиями и религиями.
ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Уровень
Современные категории
Древние категории
Категория
ум-тело
Атрибуты
первобытные
пифагорейские
элементарные
I
проективный/ субъективный
ум
нефизический
отсутствие пространственного
или временного потенциала —
целенаправленное действие
распознавание — намять
действие - возвращение
интуиция
дух
точка
огонь
II
проективное/
субъективное
тело
физическое
время — пристрастие
вещество ценность
эмоция намять
мотивация опыт
чувство
душа
линия
вода
III
объективный
ум
нефизический
пространство пристрастие
форма — концепция
логика - память
сравнение
мышление
ум
плоскость
воздух
IV
объективное тело
физическое
пространство время
форма молекулы
|
|
вещество — материя
сенсорный вход -
необработанные данные
двигательный выход —
контроль
ощущение
тело
тело
земля
Неопифагорейцы
Космология Платона
Аристотель
Тело Будды
Буддизм Йогачарьи
Веданта и тибетский буддизм
Уровень
Оболочка
I
Бог
огонь (а2)
конечное (цель)
дхаркамайя (сущность)
читтаматра (ум)
Атман-Брахман Абсолют
II
мир -
душа
вода (а"Ь — время)
материальное (вещество)
самбхога-кайя
(блаженство -
радость -
награда)
алайя-
виджнана
(привычка -
энергия - архетип
сознание)
карана-шарира (причинно-астральное тело)
ананда-майя-коша
(желание -
блаженство)
III
мир -причина
воздух
(ab2 —
пространство)
формальное (форма)
нирмана-кайя
видимость -
рост-
трансформация
манас /
мано-
виджнана
(ментальное
сознание)
шукшма шарира (тонкое тело)
виджнана-майя-коша
логика
мано-майя-коша
(различение)
прана-майя-коша
жизненность
IV
материя
земля (Ь3)
достаточное
(оформленное
вещество)
ругакайя (физическое
тело)
виджнаны
(физические
чувства)
стхула-шарира (грубое тело)
анна-майя-коша (физическое начало)
Первый уровень бытия подобен точке; к нему неприменимо понятие мерности. Он находится вне места и времени и имеет три степени свободы. Уровень I подобен огню — это целенаправленный импульс потенциала реализации.
Второй уровень линеен, или одномерен. Он существует во времени и имеет две степени свободы и одну степень ограничения. Уровень II ускоряет движение, знаменует собой водное царство становления — непрерывно заряженный поток вещества.
Третий уровень знаменует плоскость. Он двумерен, связан с местом, имеет одну степень свободы и две степени ограничения. Уровень III определяет воздушную матрицу отношений категории формы-поля.
Четвертый уровень тверд и трехмерен. Он физически пребывает в определенном месте в определенное время и имеет три степени ограничения. Уровень IV связан с видимым миром конкретной физической действительности — установленной комбинации формы и сущности.
|
|
Число 4 имеет сакральное значение в качестве символа Всевышнего Духа. Имя Бога, Тетраграмматон — слово из четырех букв; в языках почти всех народов присутствовало и присутствует четырехбуквенное имя Бога.
НАРОДЫ
ЧЕТЫРЕХБУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ БОГА
иудеи
Яхве (ИХВХ)
турки
Айди
арабы
Алла
египтяне
Теут
эфиопы
Абгд
армяне
Арам
грузины
Моти
абиссинцы
Агзи
персы
Эйпи
римляне
Деус
греки
Теос
испанцы
Диос
итальянцы
Идио
французы
Дьйу
немцы
Готт
поляки
Бо:г
венгры
Боги
славяне
Родъ
цыгане
Буэг
англичане
Го:д
ирландцы
Дийе
этруски
Эсар
сарацины
Агди (Абди)
копты
Теос
ассирийцы
Адед
перувийцы
Зими
индейцы
Тура
китайцы
Тели
татары
Анот
конго
Анеб
ангольцы
Ануп
мавры
Алла
шотландцы
Гоот
бельгийцы
Гоэд
1 ирландцы
Гуди
канадцы
Бьуд
| калифорнийцы
Солу
мексиканцы
Боса
КИТО
Хобо
парагвайцы
Пино
ЧИЛИЙЦЫ
Хана
японцы
Зака
филипинцы
Мара
самаритяне
Пола
тайцы
Била
меланезийцы
Абаг
мальтийцы
Обра
зеландцы
Бора
Ормузский пр-в
Алай
селамиты
Пара
месопотамцы
Элла
тибетцы
Гена
вифлеемцы
Сила
карманьонцы
Суна
камбоджийцы
Мири
монголы
Алл и
албанцы
Бого
пелопонезийцы
Депо
о. Крит
Деос
беотийцы
Арис
фригийцы
Зеут
фракийцы
Кало
Гностики обозначали Высшую Сущность четверкой. Эта священная цифра являлась важнейшим элементом клятвы пифагорейцев. Ямвлих приводит текст этой клятвы:
«Этим высоким Именем из четырех чистых букв,
Вечным источником и фонтаном природы,
Творцом всех душ живых.
Клянусь тебе, и клятвы нет честней»
Цифра 4 связана с абсолютным равенством четырех сторон квадрата, ни одна из которых не превышает по длине другие. Поэтому геометрическая «четверка» стала символом Божественной Справедливости Бога. Начертанная четкими геометрическими линиями «четверка» в эзотерике символизирует высшую точку и вершину восхождения. Она непосредственное связывалась с Иисусом Христом:
Прогрессия от уровня I до уровня IV является онтологически полной, необходимой и достаточной. Она понимается как развитие: точка — линия — плоскость — тело; отсутствие пространства и времени — время — пространство — пространство-время; отсутствие формы-отсутствие вешества — вещество — форма — оформленное вещество.
В психологических терминах, уровень 1 включает такие проявления, как неосознанный импульс, интуитивное понимание, признание, целеустремленное действие и решение. Второй уровень состоит из таких асимметричных, но направленных проявлений, как внутренний опыт во времени, поток сознания, память, эмоции, побуждение, ценность, вера. Уровень III вовлекает такие проявления, как сравнение, умозаключение, познание, формирование суждения и логику.
Уровень IV представлен проявлениями сенсорно-двигательного поведения.
Эти уровни неразрывно связаны с понятием эго, под которым на разных стадиях развития наук понимались разные вещи. Нас интересует трактовка эго, перекликающаяся с развитием жизни.
Существует много теорий развития жизни на Земле. Так, по одной из них, в давние времена в человеческие тела вселялись очень могущественные и совершенные искры сознания. Но эти искры не могли проявить себя, потому что у людей были не развиты и загрязнены энергетические центры и мозговые каналы управления. Тогда совет ангелов послал на Землю ангела Люцифера для создания программы быстрого социального роста цивилизации. Люцифер воплотился и ввел на Земле систему Эго, которая заключалась в том, что человек на какое-то время забывал о высших силах и все свои ресурсы отдавал на развитие физических и материальных благ. Поэтому эволюция на Земле прошла так быстро. Однако Эго вступило в противоречие с такими понятиями, как карма и этика.
Когда Люцифер увидел, что его система начала мешать развитию человечества, он начал вбирать в себя все проявления эго, чтобы нейтрализовать их действие. Однако его мощности оказалось недостаточно для сжигания такой мощи, и система эго пленила самого Люцифера. Она заслонила его от высших миров, и постепенно он сам изменился: теперь уже его силы и помыслы были направлены на получение благ материального мира. Таким образом Люцифер превратился в энергетический генератор системы Эго. Люди, находящиеся под властью этой системы, способны на неэтичные поступки. Они действуют против людей, природы и планеты в целом. Считается что однажды мошь кармического удара превзойдет мощь системы Эго — тогда свершится что-то вроде конца света, то есть все люди смогут увидеть Божественный свет и забыть о мирских заботах навсегда.
Все споры в современной философии и нейропсихологии о категориях ум-тело объясняются прежде всего терминологической двусмысленностью. Например, термин ум обычно используется как грубая категория, отличная от сенсорно-двигательного тела (под понятие ум попадают понимание, решение, побуждение, эмоции, умозаключение).
Сакральная геометрия не только предлагает решение этого категорического и терминологического тупика, она также совмещает древние учения с философской мыслью. Существуют четыре необходимых уровня действительности или индивидуальности- 1) дух, 2) душа, 3) ум и 4) тело. Они ясно характеризуют отдельные
категории духа и души. В то время как дух есть соединительное, подобное точке постоянное и превосходящее основание бытия (Атман в индуизме), душа соотносится с линией, направленным и оживляющим принципом.
«Самопроизвольное движение есть идея и сущность души» (Платон, «Федр»). «Все, что имеет душу, движется» (Аристотель, «Физика»). Неугомонность души понимается как метафизический принцип. И хотя ее движения часто кажутся случайными, они имеют направление.
Даже современное использование термина «душа» при описании личности или, например, музыки, вызывает соответствующее эмоциональное чувство, сопрягающееся с уровнем II. Направленный поток уровня II (прошлое — настоящее — будущее) отличен от статического положения уровня III. Всесторонняя элегантность этих четырех необходимых и достаточных уровней проявляется в том, что они отчетливо представляют различные категории действительности.
Эволюционный процесс состоит из семи последовательных, совокупных стадий, каждая из которых связана со специфическим проявлением Божественной силы. Каждая из этих стадий развития, в свою очередь, содержит семь подстадий.
Семь стадий процесса эволюции представляют 7 топологических различий, сопрягаемых с тороидом, одной из наиболее слож-
ных геометрических структур. Тороид можно понимать как структуру времени, обладающую многочисленными уникальными свойствами, например:
1) он состоит из двух вращающихся перпендикулярных по отношению к друг другу окружностей;
2) вихревая форма — единственное средство, с помощью которого движение может существовать в среде;
3) его объем описывается той же формулой, что и у гиперсферы:
4) ему присуще универсальное распределение, встречающееся у фотонов и частиц в гиперсфере;
5) ему свойственна способность регулировки континуума относительности и дискретности квантов;
6) он выступает как средство объяснения древней проблемы существования доброй воли во Вселенной, управляемой Богом, или того, как могут существовать в континууме независимые объекты;
7) он характеризуется семью топологическими различиями (то есть, карта, изображенная на поверхности тороида, требует семи цветов — для различения всех граничащих друг с другом
стран)
Тороидный процесс может быть схематично представлен рефлексивной 7-стадийной проекцией дуги на описанные выше четыре уровня. Через понимание мистерии дуги свободы и ограничения, обретается осознание таких универсальных мифов, как грехопадение человека, его нисхождение в детерминированную материю и возможное искупление, девственное рождение.
Ветхозаветный рассказ о райском Саде демонстрирует стадии падения (инволюции) — из свободы в детерминизм — и показывает также прогрессию процесса становления. Инволюция есть духовное принуждение. Оно предполагает движение против потока жизни. В личностных терминах это значит жажду более высоко-
го состояния сознания, подавление низших состояний, подъем по лестнице множественности к единому, духовное странствие, которое принимает форму возвращения к космической нераздельности, априорному состоянию, предшествующему началу всякого опыта. Такое возвращение переносит центр личности от фрагментарных состояний пробужденности эгоцентрического сознания к космоцентрической полноте, и приводит к образованию союза индивидуального и космического сознания, выражаемого в терминах индийской метафизики как единение Шивы-Шакти. Это означает смерть профанной сущности, изменчивого проявленного Я и возвращение, возрождение бессмертного, вечного состояния бытия. Ритуалы и медитации сакральной геометрии направлены к одной цели — возвращению к верховному центру, Господу. Восприятие первичных форм делает для человека процесс инволюции осознанным.
Чистый и невинный человек, Адам, пребывавший в райском саду и обладавший неограниченной свободой, представляет 1-ю подстадию антропотеического потенциала. Появление Евы из ребра Адама, аналогичное линейному заряду или силе отделенных, но привлекаемых протона и электрона, символизирует 2-ю подстадию «закрепление/желание — принцип». Древо Познания Добра и Зла в центре сада аналогично учреждению в атоме ядерного центра с устойчивой структурой и представляет знание и форму 3-й подстадии, «принципа идентичности». Полное изгнание из райского Сада (лишение свободы) в физический мир ограниченности
и закона (детерминизма) представляет физическое обоснование обычного мира молекулярных комбинаций и символизирует 4-ю подстадию, «принцип комбинации/управления». После этого последнего затруднительного положения, Новый Завет представляет «девственное рождение» богочеловека Христа и подстадии возрастания, ведущих к просветлению. Выделяется несколько известных космологических мифов, кото-
рые все вместе изображают эти семь стадий (и подстадий) процесса эволюции. Поскольку повторение семи стадий и подстадий универсального процесса эволюции показывают один и тот же последовательный образец развития, изучение определенных деталей любой отдельной стадии или подстадий позволяет экстраполировать эти механизмы к другим стадиям и подстадиям и наоборот. Это непрерывное обновление процесса ведет к замечательной интеграции полученных за историю человечества данных и позволяет делать предсказания. Междисциплинарная интеграция и теоретические предсказания этой парадигмы продвигают нас к порогу крупных научных достижений.
Основные религии имеют тенденцию сосредоточиваться на различных циклических стадиях. Например, ведантический Атман/ Брахман (Абсолютное Я или Самость) часто контрастируется с буддийским анатман/суньята (Пустота или He-сущее). Восторженное сознание суфиев может быть сравнено с традиционной непоколебимостью иудейского закона и антропоморфизмом христианского фундаментализма.
Кроме того, один из главных инструментов религии, медитация, может также рассматриваться как цикл противоположностей, процесс прохождения через четыре уровня действительности.
Глубокая медитация может легко подавлять сенсорно-двигательный мир уровня IV. Когда это происходит, преобладает противоположное царство, уровень II.
Теория эволюционного процесса в терминах сакральной геометрии предназначена для всестороннего изучения таинства жизни и включает не только фундаментальные принципы древней и современной философии, психологии, религии, мифологии и
тайных школ, но также и достижения современной науки. Под последними понимаются квантовая физика, химия, молекулярная биология, биология клетки, биология развития, нейрофизиология, психофармакология, психология развития, познавательная и межличностная психологии.
Пророк (У. Блейк)