К нивелированию трассы автомобильных дорог приступают после закрепления трассы (в частности, после высотного закрепления притрассо-выми реперами), разбивки пикетов, плюсовых точек, главных точек трассы и выноса пикетов на кривые.
Нивелирование трассы автомобильных дорог выполняют обязательно методом из середины. В качестве связующих точек, как правило, используют пикеты. Однако при больших продольных уклонах в качестве связующих точек могут выступать также иксовые точки. Нивелир на станции устанавливают примерно на равных расстояниях от связующих точек и приводят в рабочее положение (рис. 26.1). Перед установкой рейки следят за тем, чтобы ее пятка, а также связующая точка были очищены от земли, грязи, травы и т. д.
Привязку трассы к реперам и маркам государственной нивелирной сети обычно производят в начале и конце трассы автомобильной дороги
Рис. 26.1. Схема геометрического продольного и поперечного нивелирования трассы автомобильных дорог по пикетажу:
а — установка прибора между связующими точками в профиле; б — в плане; / —привязка трассы к реперам и маркам государственной нивелирной сети; 2 — поперечник
(а иногда и в промежуточных точках) (рис. 26.1, б). Высотную привязку трассы производят двойным нивелирным ходом либо нивелированием в два нивелира с допускаемой невязкой не более ±50>/1 мм (где Ь — длина двойного нивелирного хода в км). При привязке трассы к реперам и маркам рейки устанавливают на специальные металлические башмаки, костыли или на твердые местные предметы (камни, корни деревьев и т. д.). Если вблизи трассы нет реперов или марок государственной нивелирной сети, привязку ведут лишь к притрассовым реперам в начале, в конце и вдоль трассы в условных высотах.
Привязку к реперам государственной нивелирной сети, обычно размещаемым невысоко над поверхностью земли, осуществляют в обычном порядке.
Привязка к маркам, размещаемым на высоте порядка 2—2,5 м над поверхностью земли, имеет некоторые специфические особенности. Ее производят двумя способами.
Первый способ состоит в том, что в отверстие марки вставляют стальной штифт, на который подвешивают специальную подвесную рейку длиной 1,2 м с сантиметровыми делениями.
Во втором способе, наиболее часто применяемом на практике, в отверстие марки вставляют гвоздь либо юстировочную шпильку нивелира и перевернув обычную нивелирную рейку (желательно телескопическую), прикладывают ее пяткой к гвоздю или шпильке.
Далее, установив нивелир приблизительно в середине между маркой и первой связующей точкой нивелирного хода (рис. 26.2) берут «отсчет назад» (-а) на марку и «отсчет вперед» Ъ на связующую точку.
Высоту первой связующей точки после этого определяют по формуле:
Нь = Ни + (-а) — *, (26.1)
где Ны — высота марки; а —«взгляд на марку» (вводят в расчет со знаком минус поскольку марка всегда расположена выше горизонта прибора).
А 1 1?__,...... т | ||
~Т| | 1 А в\1 | в |
Т^ | \»1 А^Г***^ | Т |
^П>Г^Г0^ а | п | |
|[Д | т | • |
Нивелирование трасс автомобильных дорог обычно осуществляют в два нивелира. Первый нивелировщик (как правило, более опытный) берет отсчеты на все связующие ^ и промежуточные точки, а второй — только на связующие. В конце каж- ^ дого рабочего дня вычисляют превышения между связующими точками, (или их высоты) и сравнивают результаты между собой. ЕСЛИ между Р и с. 26.2. Привязка трассы к марке некоторыми связующими точками государственной нивелирной сети
обнаруживают недопустимые расхождения в результатах первого и второго нивелирования, то между этими точками осуществляют третье (контрольное) нивелирование.
При геометрическом нивелировании трасс автомобильных дорог в два нивелира отсчеты берут только по черным сторонам реек. Для удобства обработки результатов нивелирования и обеспечения достаточно высокой производительности нивелирования отсчеты целесообразно брать с округлением до 5 мм. Допустимую невязку геометрического нивелирования по трассе автомобильных дорог принимают ± 100 4ь, мм (где Ь — длина двойного нивелирного хода, км). В населенных пунктах, на пересечениях дорог, на участках мостовых переходов, а также при привязке трассы к пунктам государственной нивелирной сети допускаемую невязку принимают равной ±50-яЬ, мм.
В ходе нивелирования трассы ведут полевой журнал нивелирования, куда записывают задние, передние и промежуточные отсчеты. Записи ведут карандашом, четким почерком, при этом пользоваться резинкой для исправления отсчетов не допускается. Каждую страницу журнала нивелирования всегда начинают задним, а заканчивают передним отсчетом на очередную связующую точку или на репер. На каждой странице полевого журнала делают постраничный контроль (табл. 26.1). Постраничный контроль, в котором участвуют лишь связующие точки, основан на использовании следующих зависимостей:
}ц = а~ - Ь7 = Н7 - НЛ;
* ' ' (26.2)
К =а* "Л =нк -НхЛ\
ими
где Ль Й2,..., Лк — превышения между связующими точками; а\, а^..., ак —задние отсчеты; Ь\, Ъ^ —,ЬК —передние отсчеты; Нк - #о—разность высот начальной и конечной точек.
Высоты промежуточных точек в постраничном контроле не участвуют. Вычисление высот связующих и промежуточных точек, как правило, ведут через горизонт прибора (табл. 26.1).
Полученные невязки геометрического нивелирования трасс автомобильных дорог, если они не превышают допустимых значений, распределяют поровну с обратным знаком между пикетами.