(Тема № 5 по учебному плану)
Цель лекции:
1. Методы прямого ценообразования
Все методы ценообразования подразделяются на 2 группы: методы прямого ценообразования и методы непрямого ценообразования.
К методам прямого ценообразования относятся следующие:
1) метод, ориентированный на затраты;
2) метод, ориентированный на анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
3) метод, ориентированный на ожидаемую ценность товара;
4) метод ценообразования исходя из условий конкуренции;
5) метод ценообразования в рамках товарной номенклатуры;
6) метод ценообразования по географическому принципу.
Метод, ориентированный на затраты. Его суть состоит в том, что к подсчитанным издержкам производства добавляется определенный процент прибыли. Этот метод применяется при установлении базовой цены на принципиально новый товар и на товары, изготавливаемые по заказу.
Развивая практику ценообразования «средние издержки плюс прибыль», европейские компании стали специально различать:
|
|
предельные цены, соответствующие переменным издержкам;
технические цены, или цены безубыточности, обеспечивающие покрытие переменных (С) и постоянных издержек (F):
техническая цена = С + F/Qпр,
где Qпр – прогноз объема продаж.
целевые (достаточные) цены, устанавливаемые путем введения некоторой надбавки к технической цене, определяемой обычно относительно инвестированного капитала:
целевая цена = С + F/Qпр + r*К/Qпр,
где r – уровень отдачи на капитал, который считается «нормальным»;
К – инвестированный капитал.
Метод, ориентированный на анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Безубыточный (критический) объем производства рассчитывается из уравнения, основанного на равенстве выручки от реализации продукции и суммы постоянных и переменных издержек, вытекающем из определения безубыточности.
Р * Q = F + с * Q,
где р – цена единицы продукции;
Q – количество единиц произведенной (реализованной) продукции;
F – постоянные издержки;
с – переменные издержки в затратах на единицу продукции.
Графически точку безубыточности можно представить в виде рисунка 5.1. Как видно на графике, безубыточный объем выпуска продукции достигается при равенстве общей суммы издержек (С+F) и выручки от реализации (N).
Значение точки безубыточности (Q min) определяется по формуле:
Q min =
N (выручка от реализации)
ден. ед.
N - (С+F)=целевая прибыль
(С+F)
С
F
Q min
объем продукции
Рисунок 5.1 – График безубыточности