Раздел 2. Возрастная психология

Тема 1. Возрастная психология в цикле других наук

Предмет, задачи, методы возрастной психологии

Предмет возрастной психологии. Взаимосвязи возрастной психологии и психологии развития. Связь возрастной психологии с педагогической психологией, возрастной физиологией, общей психологией, философией, специальной психологией. Соотношение «Возрастной психологии» и «Детской психологии». Понятие «возраст», его медицинское и психологическое содержание.

Проблемы психологии возрастного развития: органическая и средовая обусловленность психического развития; влияние на развитие детей стихийного и организованного обучения и воспитания; роль задатков и способностей в развитии; соотношение интеллекта и личности; социально – историческое содержание понятия «Детство». Роль «Конвенции о правах ребенка» в определении социального статуса детства.

Прикладная направленность возрастной психологии, связь с психодиагностикой и психокоррекцией.

История развития возрастной психологии

История возникновения первых концепций возрастного развития психики. Проявление биогенетических подходов в теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст. Холла. Вклад А.Гезелла и Л. Термена в детскую психологию.

Влияние экономических факторов на выделение возрастной психологии как самостоятельной дисциплины. Значение педологии для накопления эмпирического материала о возрастных проявлениях в психике человека и разработке методов возрастной психологии. Вклад Л.С.Выготского в развитие концепции возрастной периодизации. Теория конвергенция двух факторов. Возникновение различных концепций возрастного развития в зарубежной психологии.

Методы возрастной психологии

Комплексный характер методов в психологии возрастного развития, их происхождение из разных психологических наук. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования. Роль наблюдения как метода возрастной психологии. Метод естественнонаучного констатирующего эксперимента его сильные и слабые стороны. Реализация стратегии активного вмешательства при использовании метода формирующего эксперимента. Специфика использования тестов в возрастной и детской психологии. Стратегия лонгитюдного исследования и стратегии возрастных срезов.

Тема 2. Концепция психического развития и его периодизации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: