Управление силовой установкой вертолета Ми-8 осуществляется путем перемещения летчиком командных рычагов в кабине. Управляющее воздействие летчик может осуществлять следующим образом:
1) Перемещением ручки "Шаг-газ" (РШГ) (рис.10.1, поз.1) вверх (вниз). Это приводит к увеличению (уменьшению) мощности обоих двигателей и увеличению (уменьшению) углов установки лопастей несущего винта.
2) Вращением рукоятки коррекции (РК) 17 относительно летчика вправо (влево). Это приводит к увеличению (уменьшению) мощности обоих двигателей без изменения углов установки лопастей несущего винта.
Рис. 10.1. Система объединённого управления «Шаг—Газ»:
1 — ручки "Шаг-газ"; 2 — рычаги раздельного управления двигателями;
3, 6, 10 — тяги управления двигателями; 4 — замыкающий вал; 5, 11 — тяги управления общим шагом несущего винта; 7 — тяги раздельного управления двигателями; 9 — дифференциальный узел; 12 — блок валов; 13 — агрегат управления; 14 — гидроусилитель управления общим шагом НВ; 15 — рычаг управления общим шагом НВ; 16 — рычаги управления HP-40; 17 — рукоятка коррекции.
|
|
3) Перемещением правого (левого) рычага раздельного управления двигателями (РРУД) 2 от его нейтрального положения вверх (вниз). Это приводит к увеличению (уменьшению) мощности только правого (левого) двигателя без изменения углов установки лопастей несущего винта.
Рычаги раздельного управления двигателями используются при раздельном опробовании двигателей на земле и выполнении полета с одним отказавшим двигателем. В настоящем пособии этот случай работы системы управления силовой установки рассматриваться не будет. В дальнейшем будем считать, что рычаги раздельного управления находятся в нейтральном положении.
4) Перемещением рукояток управления остановом двигателей (РУОД) (рис.10.2, поз.1) относительно лётчика от себя (на себя) приводит к закрытию (открытию) стоп-крана насоса-регулятора HP-40 (рис.7.6, поз. 59,60).
Перемещение РШГ, РК, РРУД приводит к изменению положения рычага управления (РУ) (рис.7.6, поз.15) на насосе-регуляторе НР-40. При этом изменяется затяжка пружины 11 регулятора оборотов, что приводит к изменению режима работы двигателя.
Рис. 10.2. Схема системы управления остановом двигателей:
1 — рукоятка; 2, 11 — кронштейн; 3 — болт; 4 — крепление тросов на роликах;
5 — ограничитель троса; 6, 10 — ролики; 7 — тросы; 8 — рычаги крана останова топливного насоса-регулятора HP-40; 9 —тяги; 12 —тендеры; 13 — поводок
Управление режимами работы двигателей осуществляется агрегатами HP-40 и РО-40.
Насос-регулятор HP-40 обеспечивает поддержание или требуемое изменение частоты вращенияротора турбокомпрессора (nт.к), Настроечная характеристика HP-40 определяется профилем кулачка (рис.7.6, поз.14) и приведена на рис.10.3. На участие "А-Б" характеристики при повороте рычага управления 15 на увеличение режима работы двигателя кулачок регулятора увеличивает затяжку пружины маятника. Насос-регулятор при этом настраивается на увеличение подачи топлива. На участке "Б-В" кулачок регулятора контактирует с рычагом управления по поверхности с максимальным и постоянным радиусом. При этом затяжка пружины маятника максимальна и неизменна. Регулятор настроен на поддержание максимальных и постоянных оборотов турбокомпрессора.
|
|
Рис. 10.3. Настроечная характеристика насоса-регулятора HP-40 (H=0,V=0):
α p.y. — положение рычага управления (РУ) HP- 40,
nт.к. зад — заданная (настроечная) частота вращения ротора турбокомпрессора.
Регулятор оборотов РО-40 ограничивает частоту вращения ротора свободной турбины, а значит, и несущего винта. Ограничение обеспечивается уменьшением подачи топлива в камеру сгорания. При этом на всех режимах работы двигателя выполняется условие:
где nс.т. — частота вращения свободной турбины двигателя,
nс.т, зад — максимально допустимая (заданная) частота вращения свободной турбины.
Для двигателя ТВ2-117. nс.т, зад определяется настройкой регулятора РО-40 и равна 95 ± 2 %
Принципиальная схема системы управления силовой установкой вертолета Ми-8 приведена на рис.10.4.
Рис. 10.4. Принципиальная схема системы управления силовой установкой
вертолёта Ми-8:
РШГ — ручка "Шаг-газ",
РК — рукоятка коррекции,
РРУД — рычаги раздельного управления двигателями,
РУ — рычаг управления насосом-регулятором HP-40,
АП — автомат перекоса,
РСК — рычаг стоп крана на насосе-регуляторе HP-40,
РУОД — рукоятка управления остановом двигателей.
nт.к — частота вращения ротора турбокомпрессора,
nс.т. — частота вращения свободной турбины,
ϕ В — угол установки лопастей несущего винта,
Gтопл .— расход топлива.