Факторы, обусловливающие гибкость тела человека; упражнения, рекомендуемые для развития гибкости

Какие приёмы самоконтроля вам известны? Расскажите подробнее об одном из них и продемонстрируйте его выполнение (ортостатическая или функциональная проба, антропометрические измерения).

    1. По окончанию занятий по плаванию следует:

· При низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических упражнений;

· Выйдя из воды (на озере, на речке, на море), вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в бассейне, местах организованного купания), вымыться в душевой;

· Строго запрещается заходить в бассейн после окончания занятий.

2. Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений. Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте 6-11 лет, причём у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – это способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответствующих собственных мышц. Пассивная гибкость – это способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнёра и т.п.). Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны вперёд, назад, в стороны, упражнения с помощью партнёра и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются в одиночку или с партнёром. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т.д. Размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болевых ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.

3. Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в области сердца. Учащённый пульс в состоянии покоя, нарушение его ритмичности или то, что он долго не восстанавливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок. Дл я определения состояния сердечно-сосудистой системы используется ортостатическая проба. В положении лёжа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд/мин. если разница более 20 уд./мин., то реакция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс за 10 с, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с до возвращения его к первоначальному значению).

Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5 – 2,5 мин. увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин служит показателем перетренированности или начала заболевания. В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) – показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЕЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо сделать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами мундштук прибора. Делают 2-3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определяет состояние здоровья лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание) лёгких. Ещё один способ самоконтроля – антропометрические измерения: роста(длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

Билет № 7

  1. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр.
  2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.
  3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? (подробно рассказать о порядке организации, проведения, правилах одной или двух подвижных игр; если позволят условия и обстоятельства, провести подвижную игру по выбору аттестуемого).

1. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. и продолжались один день. Участниками были воины, которые соревновались в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Игр в программу был включён бег на две стадии, с XV – бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее в программу вошли кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. С XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н.э.) начались выступления детей в беге, борьбе, потом в пятиборье и в кулачном бою. В V в. до н.э. продолжительность Игр увеличивалась до пяти дней. Олимпийские игры древности проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специальные места для жилья и тренировки участников Игр. Участвовать в играх могли только свободнорождённые греки. Женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники Игр должны были, готовясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались Игры. На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. до н.э. Олимпийские игры были запрещены. Решение, возродить Олимпийские игры и проводить их один раз в четыре года, было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийский игр выступил французский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный Олимпийский комитет (МОК). Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры. Продолжительность летних Олимпийских игр не может превышать 15 дней, а зимних – 10 дней. Русские спортсмены в Играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 1912 г. наши приняли участие в V Олимпийских играх, а затем наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли стартовать на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Финляндия) советские спортсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золотые, 30 серебряных, 19 бронзовых).

Девиз Олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, выше, сильнее». Он был предложен Кубертеном и в 1913 г. утверждён Международным Олимпийским комитетом.

Непременный символ всех Олимпийских игр – сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия- зелёное кольцо, Азиатский материк – жёлтое кольцо, Африка – чёрное кольцо, Америка – красное кольцо, Европа – голубое кольцо.

Ритуал Олимпийских игр предусматривает особый порядок проведения. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийский традиции, парад участников открывает делегация Греции – страны, подарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны – организатора Игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводившей страны, затем слово предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства Объявить Олимпийские игры открытыми. Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почётного эскорта вносят развёрнутый олимпийский флаг. Исполняется олимпийский гимн, флаг поднимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады передают официальный олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хранится в этом городе до следующих игр). После этого появляется на арене спортсмен с пылающим факелом, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше. Над стадионом звучит «Ода спорту», написанная Пьером де Кубертеном. Один из лучших спортсменов от имени всех участников Игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая правила. Клятву произносит и представитель от судей (олимпийская клятва судей введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предложению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые выступления спортсменов.

2. На туристской тропе встречаются трудности, и даже опасности. Одни из них связаны с реальными препятствиями – прохождением перевалов, болот, порожистых рек, другие зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочисленны третьи, которые вызываются неправильным поведением туристов. Травмы на сложных участках пути связаны с недостаточной общефизической и технической подготовкой туриста. Наиболее частыми повреждениями в пешеходном туризме могут быть ушибы, растяжение связок, потёртости и опрелости ног, ожоги. Для предупреждения потертостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и хорошо разносить её. В походе необходимо регулярно следить за чистотой ног, а в период движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, надеть более лёгкую обувь, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах должны в план предпоходной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим повышенной потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врачу-дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в области спины, надо правильно уложить в рюкзак: к спине спальный мешок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), затем более лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (хлеб, аптечка). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, разжигать костёр, рубить дрова и т.д. Пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристическом походе могут привести к острым кишечным и инфекционным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей, водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (сыпной тиф, энцефалит, бешенство). Чтобы это исключить, надо соблюдать следующие правила:

  • Постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;
  • Воду употреблять только в кипячёном виде;
  • Все продукты, приобретённые на маршруте у местного населения, употреблять в пищу только после термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть или ошпаривать кипятком;
  • После приёма пищи личностную и общественную посуду тщательно мыть, так как в остатках пищи размножаются микробы;
  • По возможности не использовать частные дома для ночлега;
  • При проявлении признаков недомогания заболевший должен питаться отдельно. Прививки против таких заболеваний, как столбняк, дизентерия, тиф, можно сделать в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.

3. Человек начинает знакомиться с играми почти с рождения. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в отличие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые сегодня играют дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже дедушки и бабушки: салочки, лапта, третий лишний и др. Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Все подвижные игры нетрудно организовать на улице, на даче, во дворе, у реки, так как они не требуют специально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Можно использовать для игры флажки, повязки, мелкие камешки, еловые шишки, скакалки, мячи. Любую игру следует объяснять по следующей схеме: название и правила игры, роли играющих и их расположение на площадке, ход игры, цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Для проведения лучше всего подобрать такую, которую хорошо знаешь сам: её легче объяснить и легче судить. Интересно знакомиться и с новыми играми, которые раньше не были известны.

Билет № 8

  1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом.
  2. Поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры.
  3. Целесообразность индивидуального контроля над результатами по двигательной подготовленности (составить план реализации индивидуального контроля над собой).

1. Для полноценных занятий физическими упражнениями важно правильно выбирать одежду и обувь. Одежда должна быть такой, чтобы её покрой и размеры не затрудняли кровообращения, дыхания, не стесняли движений. Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для занятий подвижными и спортивными играми, гимнастикой, лёгкой атлетикой в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом при температуре воздуха от + 14 градусов и выше лучше всего надевать трусы, майку или футболку. Такая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и испарения. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться тонким тренировочным костюмом из хлопчатобумажной ткани. В холодную погоду одежда для занятий физическими упражнениями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной ткани, фланелевая рубашка, сверху спортивный трикотажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки – варежки. Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую куртку из плащевой ткани. Обувь должна соответствовать всем особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает кровообращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и потёртости. Зимой спортивную обувь надо надевать на шерстяной носок, под которым хорошо ещё иметь и тонкий носок их хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь тоже неудобна: она натирает кожу. Одежда и обувь нуждаются в постоянном повседневном уходе. Бельё, прилегающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную обувь и одежду надо в проветриваемом помещении.

2. Поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и нескромным. Но это только на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять на собственную наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего. Характер наследования признаков, таких как вес, рост, уровень артериального давления, устойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется сложным взаимодействием генов, участвующих в их формировании. В то же время в значительной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может превосходить по своему весу склонного к полноте.

Проявление наследственности до возраста осознания самого себя протекает как бы автоматически, полностью по влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность оказывать воздействие на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физкультуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда. Вспомним основные средства физической культуры. Это гигиена, закаливающие процедуры и физические упражнения. Необходимо помнить, что гигиена – не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы. Личностную и общественную гигиену необходимо соблюдать всегда и везде: в быту, в школе, на отдыхе. Опрятность и чистота необходимы человеку, как и высокие моральные качества. Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа – не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий и играет важную роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функций необходимо содержать её в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день – утром и вечером. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Прост рецепт этого «эликсира» здоровья: солнце, воздух и вода.

Если занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, использовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, нарушения сна, режима питания и т.д.), могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

3. Зачастую путают два понятия: «физическая подготовленность» и «физическая подготовка». Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т.д.). в зависимости от цели контроля за результатами двигательной подготовленности выбирается наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подготовленность в следующих случаях: на уроках физической культуры, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время квалификационных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта. Опираясь на определённые единицы измерения (метры, сантиметры, километры, секунды, разы и т.п.), физическую подготовленность можно оценивать по приростам, что в большей мере подходит для индивидуального контроля за результативностью использованных во время занятий физическими упражнениями средств и методов. Рассматривая эти приросты с учётом того, как занимался физическими упражнениями и какой вел образ жизни, можно выработать индивидуальные рекомендации по нагрузкам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания, труда и отдыха.

Контроль над уровнем развития своих физических качеств можно осуществлять, используя таблицы, где будут указаны виды упражнений и их результаты на протяжении нескольких лет.

Билет № 9

  1. Требования безопасности перед началом и после окончания занятий по лёгкой атлетике.
  2. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения.
  3. Особенности подготовки и проведения туристских походов (выполнить практическое задание по укладке рюкзака).

1. Во всех видах лёгкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника). Прежде чем приступить к занятиям необходимо, выполнить следующие условия:

· Тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

· правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;

· проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

· в жаркое время резино-битумные и синтетические дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

· перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нём нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стёкол, обрезков металла, камней и др.);

· надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

· провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

2. Систематическое иправильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует учёных. Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведённых в стороны руки равняется росту тела. Высота головы должна быть, по мнению некоторых учёных, укладываться в длине тела человека восемь раз, ширина плеч – составлять четверть роста, окружность груди – равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накладывает свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бёдер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжёлоатлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относительно не длинные ноги, мощное широкое туловище, очень рельефные мышцы спины, плечевого пояса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах – большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, когда окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Детям с развитой мускулатурой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдерживать большие нагрузки, их надо тренировать. Однако следует учитывать, что увеличение мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мыщц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрасте задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и её исправление.

3. Участие в туристских походах способствует развитию таких качеств, как инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и дисциплинированность. Документом, дающим право на проведение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путёвка, а для походов I – III категорий сложности – маршрутная книжка. В категорийных путешествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших туристских путешествиях. Каждый участник похода должен пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. Прежде всего, надо точно определить его цель, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для однодневных походов протяжённость пути (в оба конца) не должна превышать 15 км – для учащихся 13-14 лет, 20 км – для туристов 15-17 лет. Протяжённость двухдневных походов соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения – 3-4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначить его следует в самое жаркое время дня (11.00- 15.00). на месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее чем за 2 ч до наступления темноты. Руководитель похода предварительно проходит по намеченному маршруту и проверяет, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разрушен ли мост, удачно ли размечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе проведения похода эпидемических заболеваний и т.д. по результатам разведки маршрут уточняется. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопированном с карты) с путём следования, местами остановок, купания, ночлега. Следует заранее продумать и наметить план проведения похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода. В походе необходимо экономить энергию. Один из способов её сохранения – выработка походки:

· Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы.

· Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стремиться делать большие шаги.

· На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню; на подъёмах – на всю ступню; на крутых песчаных спусках – только на пятку, резко вдавливая её в грунт; при движении поперёк склона одну ногу ставят вдоль склона, носком вниз, а другую – поперёк.

· При подъёме в гору не следует разговаривать и кричать: это сберегает энергию и не нарушает необходимого при подъёмах равномерного дыхания.

Скорость движения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъёмах и крутых спусках, на скользкой и каменистой дороге группа идёт медленнее. В начале пути (15-20 мин) тоже следует идти, не торопясь, чтобы постепенно все втянулись в темп движения. В эти первые минуты выявляются все недочёты снаряжения. На остановке, после 15-20 минут хода, каждый устраняет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно не чаще, чем через 40-50 минут. Короткие (не более 10 мин) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть (в тени, на мягкой траве). После 2-3 ч движения устраивается большой привал. На этом месте должны быть проточная вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Отличное место для привала – берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. Здесь туристы должны прежде всего снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заниматься оборудованием лагеря. Обязанности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведён костёр и всё готово для приготовления пищи, можно выкупаться, если поблизости есть хорошее, проверенное место для купания. После купания – обед, а затем – отдых. Когда привал окончен, костровой тушит костёр: угли и золу заливает водой, а кострище закладывает дёрном или засыпает землёй. Группа продолжает путь, все время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег назначаются ночные дежурные (по двое). Задача дежурных – охранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена дежурит 2 часа. В установленное время дежурные производят побудку группы. В случаях каких-нибудь происшествий (появление посторонних лиц, сильный дождь, гроза) дежурные будят руководителя группы, докладывают ему и действуют по его указаниям.

Укладка рюкзака. К спине укладывают мягкие вещи (одеяло, запасное бельё и т.п.), сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжёлые предметы, сверху – лёгкие. В карманах рюкзака находится то, что может пригодиться в пути и на привалах. Рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал частью туриста и способствовал сохранению правильной осанки.

Билет № 10

  1. Требования безопасности перед началом и во время занятий в тренажёрном зале.
  2. Физическая культура личности и её взаимосвязь с общей культурой общества.
  3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы (составить для себя план одного занятия, указав применяемые нагрузки)?

1. Тренажёры избирательно действуют на определённые группы мышц, помогают существенно уплотнить цикл занятий и сокращают срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2-3 раза. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстанавливать силы, дать необходимую нагрузку обычно бездействующим мышцам. Занятия на тренажёрах – прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающие, прошедшие медицинский контроль и инструктаж по технике безопасности.

Перед началом занятий следует:

· Тщательно проветрить помещение, где установлены тренажёры;

· Надеть спортивную одежду и обувь с нескользкой подошвой;

· Убедиться в исправности и надёжности установки и крепления тренажёров, обнаруженные неисправности устранить.

Во время занятий необходимо:

· Выполнять упражнения на тренажёрах только с разрешения учителя (тренера);

· При обнаружении неисправностей во время выполнения упражнений немедленно прекратить тренировку и доложить об этом учителю (тренеру);

· Внимательно слушать и выполнять команды учителя (тренера);

· Соблюдать установленный режим тренировки и отдыха.

После занятий тщательно проверяются наиболее нагружаемые детали тренажёров. Затем проверяются люфты, прогибы и возможные дефекты. Выявленные во время осмотра неисправности устраняются.

2. О людях, которые много знают, умело пользуются полученными знаниями на работе, дома, во время отдыха, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть ещё и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстанавливать силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура – часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе занятиями физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры – вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса. Важной формой физической культуры в то время были различные спортивные состязания, например, Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т.е. рождённых не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка. Свои черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуазной интеллигенции Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци выдвигали в своё время проекты реформ системы образования, в которых подчёркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с начальных (первых) ступеней образования. В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

3. Развитие силовых способностей человека физическими упражнениями зависит в значительной мере не только от развития и функциональных способностей организма, но и от контроля за нагрузками. Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. От объёма и интенсивности нагрузки зависят результаты занятий. Под объёмом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю и т.д., выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выполненных упражнений. Интенсивность – это объём работы, выполненный в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту, физическим возможностям и степени тренированности занимающихся. От занятия к занятию она должна постепенно повышаться. Слишком малая нагрузка, как правило, не способствует развитию физических качеств, а слишком большая нагрузка может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая нагрузка вызывает одышку, лицо бледнеет или краснеет, со лба струится обильный пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений, нарушается координация движений. Появляется вялость и раздражительность, пропадает интерес к любым занятиям. Чтобы представить более полную картину о необходимости отслеживания физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, рассмотрим несколько особенностей, касающихся этого двигательного качества. Способность к проявлению наибольших по величине мышечный напряжений называется силой. Без развития силы невозможно быстрое выполнение движений. К силовым упражнениям относится лазание по канату, лестнице, шесту, поднимание тяжестей, часть упражнений на гимнастических снарядах и др. На первом месте в силовых упражнениях стоит работа мышц, производимая относительно медленно, но при большом сопротивлении. Под влиянием таких упражнений мышцы быстро растут в объёме. Это объясняется тем, что, если упражнения выполняются с предельным напряжением, но в медленном темпе и чередуются с полноценным отдыхом, условия питания и кровообращения мышц наиболее благоприятные. Для многих силовых упражнений, таких, например, как подтягивание на руках на перекладине, поднимание тяжестей, характерно явление, которое известно под названием «натуживание». Оно состоит в том, что грудная клетка делается неподвижной вместе с напряжением мышц, голосовая щель плотно закрывается, дыхание на время прекращается, давление внутри грудной клетки резко повышается, вследствие чего нарушается ток крови через лёгкие. Кровь скапливается в венах. В артериях же, идущих от сердца к мышцам и внутренним органам, крови становится мало, она бедна кислородом, ткани тела не получают нужного питания. После «натуживания» следует глубокий вдох, кровь из вен быстро устремляется в правое предсердие, растягивая его сверх пределов. Это резко нарушает кровообращение и может привести к острому расширению сердца и его ослаблению. Отслеживание физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, позволяет занимающемуся оценить свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью, к своим занятиям силовой тренировкой.

Билет № 11

  1. Требования безопасности перед началом занятий по плаванию.
  2. Результат и способ влияния занятий физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение).
  3. Основные формы занятий физической культурой. Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на собственном примере).

1. Во время занятий по плаванию следует выполнять следующие правила:

· Перерыв между приёмом пищи и плаванием должен быть не менее 45 мин;

· Занятия проводятся строго по расписанию. Занимающийся обязан иметь при себе пропуск с фотографией и визой врача;

· Вход в раздевалку разрешается после сдачи пропуска;

· Занятия проводятся только в присутствии преподавателя. Опоздавшие к занятиям не допускаются;

· Каждый занимающийся должен иметь мыло, мочалку, полотенце и чистую спортивную форму;

· Перед началом занятий занимающиеся должны тщательно вымыться в душевой с мылом и мочалкой, на что даётся 10 мин. После занятий разрешается мыться не более 3-5 минут (без мыла). Категорически запрещается приносить с собой шампунь или жидкое мыло в стеклянной посуде;

· Плавать в бассейне разрешается: мальчикам – в плавках, девочкам – в купальниках и резиновых шапочках.

При купании в естественном водоёме следует оборудовать отведённое для этого место и подготовить спасательные средства (спасательные круги, шесты, верёвки, лодки и т.д.). необходимо убедиться, что температура воды не ниже установленной нормы (около +20 градусов). Перед входом в воду надо сделать разминку, выполнив несколько лёгких упражнений.

2. Все знают о вреде табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, но эти пагубные привычки до сих пор для многих людей остаются привлекательными с детского возраста. Чтобы получить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на вредные привычки, можно сравнить воздействие этих факторов на организм человека.

Влияние на организм
Физической культуры Табакокурения, спиртных напитков и наркотиков
Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Школьники, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность. Благоприятное влияние физических упражнений на центральную нервную систему выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов. Нервная система становится пластичной, быстрее приспосабливается к различным видам работы, к новой обстановке. Благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями, оказывается более экономичной работа отдельных органов и систем при физической нагрузке, улучшается сон. Период засыпания становится короче, а сон глубже. Не случайно есть клиники, где в программу лечения больных с нарушением психикой входят ежедневные успокаивающие пробежки. Не следует забывать ещё об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определёнными усилиями, совершив которые, человек испытывает определённую удовлетворённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой. В результате этого создаётся положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека. Для детей, страдающих от одиночества, очень важны коллективные занятия физическими упражнениями и спортом. Особенно полезны командные игры, способствующие упрочению отношений внутри коллектива. Курение оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, а через неё – на другие органы. Вместе с табачным дымом в организм поступают ядовитые вещества – аммиак, никотин и др. При длительном курении происходит хроническое отравление никотином, которое постепенно разрушает организм. Отмечены случаи, когда от курения у людей возникало острое отравление. Исключительно пагубное действие оказывает курение на детский организм. У детей и подростков отмечаются снижение памяти, внимания, головные боли, головокружение, повышение утомляемости. Со временем табакокурение может привести к тяжёлым заболеваниям: стенокардии, гипертонии, возникновению хромоты, гангрены конечностей. Вред организму человека приносит и алкоголь. Некоторые считают, что пиво и водка, выпиваемые регулярно в небольших дозах с целью улучшения аппетита, не вредны и даже приносят пользу. Такое мнение неправильно, так как алкоголь ослабляет организм, разрушает нервную систему, приводит к болезням сердца, печени, желудка и других органов. Под действием алкоголя повышается хрупкость сосудов, и они разрываются, особенно в период физического напряжения или волнений. Наркотики коварны тем, что при систематическом их употреблении возникает необходимость в постоянном увеличении доз, которые вызывают отравление организма с нарушением психической и физической деятельности.

Как видно из сравнений, занятия физической культурой и вредные привычки несовместимы. Ясно одно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.

3. В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятий, соревнования, походы. Организуются они одинаково: подготовительная, основная и заключительная части. Занятие начинается с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 минут. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части – постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создаёт наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходит в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твёрдому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утверждённым государственным программам. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет своё отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно своё задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время которой занимающиеся, непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по группам. В последнее время всё более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю гимнастику, тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре. Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания. Соревнование – серьёзное испытание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективно использована для решения задач физического и нравственного испытания (развитие физических качеств, формирование сознательного поведения и др.). Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым людям. Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку.

Билет № 12

  1. Значение современного Олимпийского движения для развития мира и дружбы между народами.
  2. Характеристика основных профилактических мероприятий по предупреждению травматизма при занятиях физическими упражнениями (место занятий, гигиена тела и одежды, подбор инвентаря и контроль за физической нагрузкой).
  3. Продемонстрируйте жесты судьи одной из спортивных игр (баскетбола, волейбола или футбола).

1. Самые, пожалуй, святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум, - это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт даёт человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой – олимпизм. О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодёжи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира; всемирное распространение олимпийских принципов для проявления доброй воли между народами». В этом своеобразном манифесте сформулированы основные требования к человеку. Вот почему важны для каждого из нас Олимпийские игры, вне зависимости от степени участия в спортивных занятиях. Олимпийские игры – это соревнования и смотр всего, чего удалось добиться на благородном поприще духовного и физического развития человечества, оздоровления международного климата. «О спорт! Ты – благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен. Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи низких, бесчестных приёмов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучным с его именем». Ты возводишь стадионы – театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы. Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды сладостно победа, одержанная в благородной честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из «Оды спорту», написанной в 1912 г. основоположником современного олимпизма, выдающимся французским просветителем бароном Пьером де Кубертеном.

Идеи мира, дружбы, взаимопонимания между народами планеты, провозглашённые Кубертеном, имеют непреходящее значение для всего человечества. «Главная цель олимпийского движения, - писал Кубертен, - посредством выступлений выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей». Возрождая Олимпийские игры, Кубертен преследовал цели одновременно и практические и благородные. Он верил в то, что напряжённость и враждебность, нарастающие между государствами планеты, могут быть сведены к минимуму дружественной атмосферой спорта. Олимпийские игры ныне нередко используются не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, сколько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден. Он состоит из противостоящих друг другу государств, идеологических институтов, финансовых и промышленных корпораций, которые преследуют свои цели и интересы. Далеко не все эти организации придерживаются олимпийских идеалов. И тем не менее олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами. Пусть лучше будет плохой мир, чем хорошая война, тогда больше шансов на приближение хорошего мира.

2. Основные практические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями заключаются в соответствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвентаря, а также контроле за физической нагрузкой.

    3. Жесты судьи по баскетболу:

    Засчитывающие:

    • Одно очко (указательный палец поднимается вверх, затем кисть опускается)
    • Два очка (два пальца – указательный и средний – поднимаются вверх, затем кисть опускается)
    • Три очка (три пальца обеими руками….)

    Относящиеся ко времени:

    • Остановка часов (открытая ладонь поднята вверх…)
    • Остановка часов для фола (рука сжата в кулак и поднята вверх, ладонь другой руки направлена на нарушителя)
    • Включение игрового времени (отмашка рукой)
    • Новый отсчёт 30 секунд (вращение пальцем)

    Административные:

    • Замена (скрещенные руки на груди)
    • Приглашение на площадку (взмах открытой ладонью)
    • Затребованный перерыв (ладонь левой руки и палец правой руки образуют букву Т)

    Нарушения:

    • пробежка (вращение кулаками)
    • неправильное или двойное ведение (движение обеими руками вверх-вниз)
    • задержка мяча (полувращение вперёд)
    • нарушение трёх секунд (вытянутая рука с тремя пальцами вперёд)
    • нарушение пяти секунд (показ пяти пальцев)
    • нарушение 10 секунд (показ 10 пальцев)
    • нарушение 30 секунд (касание пальцами плеча)
    • возвращение мяча в тыловую зону (указание пальцем)
    • умышленная игра ногой (указание пальцем на ногу)
    • мяч за пределами площадки или направление атаки (поднятие пальца параллельно боковой линии)
    • спорный бросок (поднятые большие пальцы рук)

    сообщение о фолах секретарскому столу:

    • позиция 1 (указывается номер игрока)
    • позиция 2 (тип фола: неправильная игра руками - удар по запястью;

    блокировка в нападении или защите – две руки на бёдрах;

    широко расставленные локти – движение локтем в сторону;

    задержка – перехват запястья;

    толчок или столкновение игрока без мяча – имитация толчка;

    столкновение игрока с мячом – удар кулаком в открытую ладонь;

    фол команды, контролирующей мяч – сжатый кулак указывает на кольцо нарушившей команды;

    обоюдный фол – скрещенные кулаки над головой;

    технический фол – две открытые ладони, образующие букву «Т»;

    неспортивный фол – перехватывание запястья;

    неспортивный технический фол – перехват запястья, буква «Т» ладонями;

    дисквалифицирующий фол – поднятые вверх кулаки.

    • Позиция 3 (количество назначенных штрафных бросков:

    Один штрафной бросок – показать один палец

    Два штрафных броска - показать два пальца

    Три штрафных очка – показать три пальца

    направление игры: палец или кулак параллельно боковой линии).

    Билет № 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: