Социально-психологические методы управления — это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллектива и отдельных работников для достижения поставленной цели.
В зависимости от содержания социально-психологические методы управления разделяются на две группы:
- социальные;
- психологические.
Социальные методы управления позволяют упорядочить социальные отношения между коллективами, между коллективом и его отдельными членами, межличностные отношения внутри коллектива. К социальным методам относятся следующие:
- метод социальных норм. Он основан на использовании выработанных обществом норм: гуманность, соучастие, критическое отношение к своим недостаткам, честность;
- воспитательные методы. Они включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание;
- методы социального регулирования. Это договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов работников;
|
|
- методы социального почина и новаторства, обмен опытом;
- методы социальной преемственности. Это посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучшего по профессии;
- методы морального стимулирования. Это поощрение лучших коллективов и работников.
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми и создание оптимального психологического климата в коллективе. К психологическим методам относятся следующие:
- методы комплектования малых групп и коллективов. При их использовании выявляются симпатии и антипатии внутри групп, степень психологической совместимости людей;
- методы гуманизации труда. Их задача — исключить монотонность труда, расширить творческие процессы;
- методы психологического побуждения работников к труду. Они основаны на создании условий, повышающих привлекательность труда;
- методы профессионального отбора и обучения. Цель этих методов — добиться соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе.