Специфика деятельности каждого органа зависит от того, какие задачи он решает и какими полномочиями наделён.
Цель организации – это идеальное состояние, которое стремиться достичь организация. Необходимо учитывать, что у любой организации существует две группы целей – внешние и внутренне. Внутренняя цель направлена на поддержание существования самой организации. Внешняя цель отражает место организации в структуре государства или гражданского общества. В литературе внешнюю цель организации часто называют миссией организации. Миссия – это то, ради чего создан тот или иной орган. Миссия правоохранительных органов может быть определена как защита законных прав и интересов физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств.
Задача организации – это комплекс проблем,которые необходимо разрешить для достижения цели (полноценной реализации миссии). Как правило, для реализации миссии необходимо решить несколько задач.
Функции организации - это направления (виды) деятельности, которые необходимо осуществлять для решения задач.
|
|
Полномочия организации – это те права и обязанности, которыми она наделена для реализации своих функций.
Комплекс задач и функций того или иного органа называют его компетенцией. Компетенция характеризует орган или должностное лицо со следующих позиций: что он имеет право делать, в каких случаях и в каких пределах.
Система
Это понятие имеет множество различных значений, общим для которых является наличие отношений «по вертикали», появление неких вышестоящих и нижестоящих уровней. В рамках нашего курса термин «система» используется для обозначения отношений руководства и подчинения (субординации) в рамках одного правоохранительного органа. Поскольку для всех правоохранительных органов характерно четкое разделение управленческого и неуправленческого труда, то в каждом таком органе существуют уровни управления. Отношения между этими уровнями и определяется понятием система.
Система управления правоохранительными органами может быть построена по-разному.
Система управления судами, равно как и система управления негосударственными правоохранительными органами, обладают своими особенностями, которые будут рассмотрены в соответствующих темах.
Для систем управления государственными правоохранительными органамиисполнительной властии прокуратуры характерны:
1. централизация – наличие единого «управляющего центра» (министерства или федеральной службы – см. Указ Президента от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
|
|
2. министерство или федеральную службу возглавляет руководитель - министр или директор, статус которого приравнен к статусу министра. Такой руководитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ (исключение – руководитель Федеральной таможенной службы; подробнее - см. тему 9);
3. и в центральном, и в нижестоящих органах существует аппарат – группа лиц, осуществляющих непосредственно управление соответствующим органов (руководитель соответствующего уровня, его заместители, начальники структурных подразделений). Министр (директор), его заместители, помощники, секретари и т.д. обычно называются центральный аппарат (министерства или службы).
4. в центральном органе (министерстве, федеральной службе, Генеральной прокуратуре) создается коллегия – совещательный орган, который рассматривает важнейшие вопросы деятельности соответствующего правоохранительного органа. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями соответствующего руководителя (министра, директора. Генерального прокурора). В случае разногласий между руководителем и коллегий реализуется решение руководителя, но о возникших разногласиях незамедлительно докладывается Правительству РФ.
5. нижестоящие органы управления могут быть построены по территориальному, функциональному либо территориально-функциональному принципу.
Территориальный принцип предполагает, что органы управления «привязаны» к административно-территориальному делению РФ. Они создаются на федеральном уровне, уровне федеральных округов (не обязательно), на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.
Когда правоохранительный орган осуществляет либо специфический вид деятельности либо – «обычную» деятельность в особых условиях, то построение управления по территориальному принципу затруднено.В таком случаеиспользуется функциональный принцип, когда органы управления «привязываются» к видам деятельности, а не к административно-территориальному делению.
В «чистом» виде функциональный принцип встречается не часто, и наиболее распространенным принципом построения системы правоохранительных органов является территориально-функциональный, в котором объедены черты как первого, так и второго. При этом часть органов управления создается в соответствии с административно-территориальным делением РФ, а часть – в соответствии с особенностями осуществляемой деятельности.
Состав
Это, пожалуй, самое простое понятие которое отражает, из чего (из каких подразделений) состоит тот или иной орган.