Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ 14

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика методов познания

Методы познания Характеристики
,,, Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира
Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории

 

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

1) реформа, 2) революция, 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение;

6) материальная культура.

 

4. Выберите верные суждения о деятельности.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

 

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ А) натуральный характер хозяйства Б) ведущая роль информации в жизни общества В) появление массовой культуры Г) сословная структура общества Д) выдвижение на первый план сферы услуг ТИПЫ ОБЩЕСТВ 1) индустриальное 2) постиндустриальное 3) традиционное (аграрное)

 

А Б В Г Д
         

 

6. Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям

содержание книги можно отнести к научному знанию?

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом

3. Содержание книги изложено специальным языком.

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

 

7. Выберите верные суждения о ценных бумагах.

1. Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2. Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части прибыли предприятия, называют акцией.

3. Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя.

4. Вексель предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получение дивидендов.

5. Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.

8. Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ А) 1 см3 рабочего объёма двигателя Б) легковой автомобиль В) заработная плата Г) земельный участок Д) Борис Михайлович ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА 1) субъект налога 2) объект налога 3) источник уплаты налога 4) единица налогообложения

 

А Б В Г Д
         

 

9. Виталий Викторович составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из

перечисленного он может использовать как внешние источники финансирования бизнеса?


1. совершенствование производственных технологий

2. выпуск и размещение акций предприятия

3. повышение производительности труда

4. доходы от реализации продукции предприятия

5. привлечение кредитов

6. налоговые отчисления


 

10. На рисунке отражена ситуация на рынке зарубежного туризма. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение - D1? (На графике Р - цена услуг; Q - количество услуг.)

 

1. повышение качества сервиса на отечественных курортах 2. активная рекламная акция туроператоров, специализирующихся на зарубежном туризме 3. общее подорожание отдыха на популярных зарубежных курортах 4. повышение доходов потребителей 5. наступление сезона отпусков Р D D1   Q

 

 

11. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях.

1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.

2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.

5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

 

12. В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали

вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы

1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читала бабушка/дедушка.

3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.

4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читала бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

 

13. Выберите верные суждения о политических режимах.

1. К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.

2. Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.

3. К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп

4. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).

5. Режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

 

14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия.

ПОЛНОМОЧИЯ А) утверждение изменения границ между субъектами РФ Б) осуществление управления федеральной собственностью В) обеспечение исполнения федерального бюджета Г) утверждение военной доктрины РФ Д) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ СУБЪЕКТЫ ГОС. ВЛАСТИ 1) Совет Федерации 2) Президент РФ 3) Правительство РФ

 

А Б В Г Д
         

 


15. Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации?


1. региональный

2. общенациональный

3. демократический

4. традиционный

5. авторитарный

6. харизматический


 

16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. выбор профессии, рода деятельности

2. защита Отечества

3. обращение в органы государственной власти

4. участие в выборах Президента РФ

5. сохранение природы и окружающей среды

 

17. Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юр. лиц

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮР. ЛИЦ А) производственные кооперативы Б) муниципальные унитарные предприятия В) потребительские кооперативы Г) хозяйственные общества Д) благотворительные фонды ВИДЫ ЮР. ЛИЦ 1) коммерческие 2) некоммерческие  

 

А Б В Г Д
         

 

18. Выпускник медицинского университета Леонид нашёл работу врача. Для заключения

трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы, согласно Трудовому Кодексу РФ, Леонид должен предъявить работодателю?

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. выписку из финансово-лицевого счёта

4. налоговое уведомление

5. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

6. диплом о высшем образовании

 

19. Джон, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z об­ра­тил­ся в пол­но­моч­ный орган го­су­дар­ства Z с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от граж­дан­ства, так как решил всту­пить в рос­сий­ское граж­дан­ство. При каких усло­ви­ях Джон может всту­пить в граж­дан­ство РФ в общем по­ряд­ке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти усло­вия.

1) на­ли­чие сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния

2) вла­де­ние рус­ским язы­ком

3) на­ли­чие род­ствен­ни­ков в РФ

4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти в РФ

5) на­ли­чие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к су­ще­ство­ва­нию

6) обя­за­тель­ство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны



20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое

_________(А), связанная с претерпеванием виновным определённых ______________(Б) личного

(организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является

одним из средств обеспечения ____________(В). Она связана с _________(Г), под которым понимают

возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения __________(Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____________(Е), меры защиты».

Список терминов:


1. лишение

2. гос - ное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо


 

А Б В Г Д Е
           

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24

Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

(М. Фридмен)

21. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?

22. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.

23. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.

24. Почему, по мнению автора, необходимо государственное вмешательство в сферу

профессионального образования? Какие меры в сфере профессионального образования в условиях рынка может предпринять государство? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три меры.

 

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах политической системы, и одно предложение, раскрывающее роль СМИ в политической системе общества.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работника, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

27. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе

социального контроля».

29.1. Философия «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь чело-века...» (Д.С. Лихачёв)

29.2. Экономика «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)

29.3. Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

29.4. Политология «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

29.5. Правоведение «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: