Полномочия милиции общественной безопасности

Обширные и многосторонние задачи милиции общественной безопасности требуют того, чтобы органы милиции общественной безопасности, ее сотрудники были наделены для вы­полнения этих задач соответствующими полномочиями, включая полномочия по применению мер государственного принуждения. В правовых актах, названных выше, полномочия милиции общественной безопасности опре­делены и зафиксированы в духе указанного требования. В кон­кретном виде, наиболее полно полномочия милиции общественной безопасности закреплены в Законе о милиции, к которому отсылают в этом вопросе многие другие нормативные акты. Следует объединить многочисленные и разнообразные обязанности и права милиции общественной безопасности в группы с целью более глубокого и правильного их понимания, изучения.

Закон о милиции, как и другие законодательные акты в пра­воохранительной сфере, разработанные и принятые непосредст­венно перед принятием Конституции Российской Федерации и впоследствии, на первое место среди задач того или иного пра­воохранительного органа, и в данном случае милиции общественной безопасности, выдвигают задачу охраны прав и законных интересов российских граждан. Последуем этому правилу и мы и в первую группу полномочий милиции общественной безопасности включим лишь те ее обязанности и права, которые она исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. В таком случае в эту группу полномочий милиции общественной безопасности войдут:

а) оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонару­шений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощ­ном состоянии, опасном для их здоровья и жизни,

б) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях и событиях, угрожающих лич­ной или общественной безопасности, своевременно принимать меры по ним,

в) выдавать в соответствий с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются, выдавать разрешение на создание негосударственных детектив­ных служб,

г) охранять имущество граждан — на основе договоров, остав­шегося без присмотра в чрезвычайных условиях (аварий, стихий­ных бедствий и т.п.),

д) обеспечивать проведение в жизнь паспортной системы,

е) получать от граждан и должностных лиц необходимые объ­яснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Нетрудно видеть, что перечисленные полномочия милиции общественной безопасности в отношении граждан носят характер помощи, содействия гражда­нам в реализации ими своих прав и интересов, эти полномочия милиции общественной безопасности непосредственно не связаны с применением в отноше­нии граждан мер административного принуждения.

В следующую группу полномочий милиции общественной безопасности включим те ее права и обязанности, которые имеют целью охранить тех же граждан, общество, государство от правонарушений, применяя для этого широкий круг мер предупредительного и пресекательного характера.

Здесь также будем исходить от принятой классификации мер административного принуждения на пять видов и групп: меры государственной неоходимости, меры контрольно-предупреди­тельные, меры административного пресечения, административ­но-восстановительные меры, меры административной ответст­венности. Задачи милиции общественной безопасности столь обширны, что закон наделяет ее полномочиями по применению всех пяти видов мер администра­тивного принуждения.

Первая из названных группа мер административного принуж­дения в виде, например, реквизиции имущества граждан — мера необходимая, применяемая при отсутствии со стороны собственника правонарушений, проводится по решению центральных го­сударственных органов, исполняется же органами внутренних дел.

В группу контрольно-принудительных мер Закон о милиции включил большую группу мер, применяемых в отношении граж­дан, должностных лиц и организаций, цель — предупредить воз­можное правонарушение. К ним относятся:

а) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах,

б) регулировать дорожное движение с целью обеспечения без­опасности, производить регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автотранспортными средствами,

в) контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и услов­но-освобожденными из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено,

г) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову правоохранительных органов, а также привод в учреждения здра­воохранения по их представлениям, санкционированным проку­рором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают заразными болезнями, определенными в законодательстве,

д) проверять у граждан и должностных лиц документы, удос­товеряющие личность, если имеются достаточные основания по­дозревать их в совершении правонарушения,

е) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материа­лам, находящимся в производстве милиции общественной безопасности,

ж) вносить в соответствии с Законом в государственные орга­ны, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих со­вершению правонарушений,

з) осуществлять предусмотренные законодательством учет лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов,

и) проводить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступ­ления, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозре­ваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности,

к) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граж­дан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, орга­низациями и осматривать их при преследовании лиц, подозрева­емых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступле­ние, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоо­тиях и массовых беспорядках,

л) производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости и личный досмотр пассажира,

м) осматривать места хранения и использования огнестрель­ного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектов, где они обращаются,

Законом о милиции закреплены контрольно-предупреди­тельные меры административно-технического характера — огра­ничение или запреты движения транспорта и пешеходов, запре­щение эксплуатации транспортных средств при наличии доста­точных оснований, указанных в законе, оцепление (блокирова­ние) участков местности и т.п. меры (ст. II Закона о милиции, пп. 20,22,23).

Все перечисленные контрольно-предупредительные меры со стороны милиции общественной безопасности применяются в целях предупреждения право­нарушений, при наличии предположений и возможностей их совершения, но пока еще при отсутствии, или точнее — необна­ружении правонарушения. Применяются они, как видим, в отно­шении граждан, должностных лиц и организаций.

Следующая группа мер административно-правового характера, применяемых милицией — меры административного пресечения.

Она включает тоже значительный ряд конкретных мер, общей и единственной целью которых является пресечение правонаруше­ния — обнаруженного, совершающегося, что называется, на гла­зах, в данный момент.

Закон о милиции и другие законодательные акты содержат следующие меры административного пресечения, которые вправе применять милиция:

а) привод в милицию лиц, с последующим составлением про­токола об административном правонарушении (Закон о милиции, ст. 11 п. 5),

б) административное задержание лица, совершающего право­нарушение. Данная мера из всех мер административного пресе­чения наиболее часто применяемая, при различных видах право­нарушений, предусмотрена Законом о милиции общественной безопасности, в АК РФ. Различаются несколько видов административного задержания лиц, по продолжительности, а также в зависимости от того, в отношении каких лиц эта мера применяется: задержание до 3 часов для составления протокола о выяснении личности (ст. 11 п. 5 Закона о милиции общественной безопасности); задержание лиц, совер­шивших мелкое хулиганство, нарушивших порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон­страций, ряда других нарушителей, до рассмотрения дела, но не свыше суток; задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, укло­няющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (ст. 11 п. 9 Закона о милиции); задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного нака­зания и административного ареста для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям (ст. II п. 8 Закона о милиции); задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления про­должительностью не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ, ст. II п. 7 Закона о милиции), по Указу Президента РФ от 14 июня 1994 г. по отношению к лицам, подозреваемым в бандитиз­ме и совершении иных тяжких преступлениях, совершаемых ор­ганизованными преступными группами, задержание может быть применено на срок до 30 суток.

в) меры пресечения административно-технического характера: запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое со­стояние которых не отвечает установленным требованиям; от­странять от управления транспортными средствами лиц, в отно­шении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством, задержание транспортного средства, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспече­нию общественной безопасности (ст. II п. 23 Закона о милиции общественной безопасности),

г) при выявлении нарушений установленных правил хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов (ст. II п. 24 Закона о милиции, ст. 27 Закона об оружии), с последую­щим привлечением к административной или иным видам ответ­ственности,

е) аннулирование выданных лицензий и разрешений: на созда­ние негосударственных детективных служб при выявлении нару­шений установленных правил их деятельности (ст. 11 п. 26 Закона о милиции), лицензий на производство, продажу или приобрете­ние оружия, а также разрешений на хранение и ношение оружия (ст. 26 Закона об оружии),

ж) применение физической силы в качестве меры администра­тивного пресечения предусмотрено статьям 12 и 13 Закона о милиции общественной безопасности: сотрудники милиции общественной безопасности вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения пре­ступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей;

з) применение специальных средств, имеющихся на вооруже­нии милиции общественной безопасности. Законы о милиции, о внутренних войсках, о государственной границе и другие предусматривают применение в качестве мер административного пресечения особых по степени своей тяжести средств, которые назвали специальными. Ранее, до 90-х годов, в открытом законодательстве ничего не говорилось, в том числе и в Кодексе об административных правонарушениях, по причине не предавать их всеобщей гласности. Применяются специальные средства различными правоохранительными органа­ми, имеются частные различия и в «наборе» спецсредств, но общие правила их назначения и применения, как средств пресе­чения правонарушений, остаются едиными.

В Законе о милиции (ст. 13) содержится исчерпывающий, т.е. не подлежащий расширительному толкованию, перечень специ­альных средств — резиновые палки, наручники, светозвуковые средства, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие вещества, служебные собаки, — всего численнос­тью восемь специальных средств. Поскольку все специальные средства сохраняют потенциальную возможность причинить лицу, его здоровью, его собственности ущерб, притом может быть и значительный, Закон четко определяет девять условий, при наступлении или наличии которых допускается их применение — для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции общественной безопасности, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, и другие условия (ст. 13 ч. 1). Не ограничиваясь этим предписанием, Закон оговаривает, далее, какие специальные средства в каких условиях может быть применены — для каждого средства, например, наручники применяются в трех условиях — для пресечения оказываемого сотрудникам милиции общественной безопасности сопротивле­ния, для задержания лица, застигнутого при совершении преступ­ления, для доставления задержанных лиц в милицию, конвоиро­вания и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых адми­нистративному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотрудникам милиции общественной безопасности,

и) применение и использование огнестрельного оружия в ка­честве меры административного пресечения. Из всех показанных выше мер административного пресечения применение огне­стрельного оружия мера, конечно, крайняя, возможная с крайним исходом для лица, в отношении которого применяется, но мера необходимая. С учетом такого характера и особенностей данной меры Закон о милиции общественной безопасности сформулировал и закрепил девять четко определенных оснований для применения сотрудником милиции общественной безопасности огнестрельного оружия, из которых восемь оснований причиной своего возникновения имеют правонарушения и только девятое иного рода: «для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных». В число оснований в связи с правонарушениями входят: для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни и здоровья, для отражения нападения на сотрудника милиции общественной безопасности, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием, для освобож­дения заложников, для отражения группового или вооруженного нападения на жилище граждан, помещения государственных ор­ганов и другие основания (ст. 15 Закона о милиции общественной безопасности).

Следует особо отметить недавно сформулированное и введен­ное в закон основание применения огнестрельного оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требова­ния сотрудников милиции общественной безопасности (ст. 16 Закона о милиции).

Запрещается законом применять огнестрельное оружие в от­ношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен со­труднику милиции общественной безопасности, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового на­падения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотруд­ник милиции общественной безопасности в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Об этом, далее, ставится в известность прокурор.

Применение рассмотренных трех групп средств — которые можно объединить в особую группу, как это и делает Закон о милиции в статье 12, требует от сотрудников милиции общественной безопасности определен­ной подготовки, что совершенно очевидно. Поэтому закон тре­бует, чтобы сотрудники милиции общественной безопасности проходили специальную подго­товку, а также периодическую проверку на пригодность к дейст­виям в условиях, связанных с применением этих особых средств. При их применении сотрудник милиции общественной безопасности обязан предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции общественной безопасности, за исключением случаев, когда промедление в применении особых средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудника милиции общественной безопасности. Должно быть обеспечено предо­ставление до врачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения.

Полномочия милиции общественной безопасности содержат, далее, группу административ­но-правовых мер, определяемых в законе как меры администра­тивной ответственности.

Милиция, в отличие от ряда других правоохранительных ор­ганов, например, внутренних войск, наделена юрисдикционными полномочиями, т.е. полномочиями по рассмотрению дел об ад­министративной ответственности, к которым примыкают полно­мочия по возбуждению административного преследования, ис­полнению мер административной ответственности, назначенных самой милицией и другими органами, например, административ­ного ареста по постановлению суда (судьи). Но сердцевиной юрисдикционных полномочий милиции общественной безопасности является, конечно, ее полномочия по привлечению к административной ответственнос­ти.

Закон о милиции (ст. 11 п. 5) в предельно краткой форме так определяет содержание юрисдикционных полномочий милиции общественной безопасности: «составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных пра­вонарушениях меры». Под законодательством здесь, разумеется, Кодекс об административных правонарушениях, а под другими мерами — меры административной ответственности в том же Кодексе.

Что касается протоколов об административных правонаруше­ниях, то по большинству правонарушений их составляют именно сотрудники милиции общественной безопасности, оставляя ччсть из них для рассмотрения самой милицией, а другие направляя в иные юрисдикционные органы — в суды, государственные инспекции и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: