Наибольшее развитие феодализм получил в Западной Европе в XI-XV вв., а в России - в XVI-XVII вв. Феодализм - классовая формация, основанная на условной частной (феодальной) собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от господствующего класса (феодалов) непосредственно производителей (крестьян).
Основной обязанностью феодала перед сеньором было:
* несение военной службы;
* участие в суде;
* участие в управлении советом;
* содержание хозяина и его свиты;
* внесение денежных платежей (для выкупа сенатора, попавшего в плен).
Крупные феодалы жили в замках. Издали замок напоминал гнездо хищной птицы: он строился обычно на высокой скале. Замок был окружен глубоким рвом. Вокруг него возводилось несколько рядов толстых каменных стен, увенчанных круглыми или четырехугольными башнями с узкими бойницами. Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные ворота, окованные железом. За превратной башней помещалась подъемная дверь в виде чугунной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной прорвавшегося противника. За первой стеной располагался хозяйственный двор с мельницей, кузницей, оружейной и другими мастерскими. За вторым рядом стен помещались главная башня замка, конюшни и склады оружия.
|
|
Основным оплотом замка во время осады служила главная замковая башня. В ней находились и жилые комнаты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся дубовый стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков, баранов и оленей. Винтовая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние жилые помещения. Один этаж был изолирован от другого. Если враги прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. Затем люк плотно прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хранились обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял собой настоящую крепость, защищавшую феодала от "внешних" врагов - других феодалов и от своих подданых - крепостных, если они восставали.
Однако взглянем на замок с точки зрения удобств. Вот как описывает на основании исторических документов замок средневековья французский историк и критик Люсьен Февр: " отведите на минуту взгляд от фасадов в античном стиле, от многочисленных скульптур, от великолепно отделанного мрамора. Взгляните на эти роскошные резиденции попросту глазами нанимателя, осматривающего жилье. Все помещения расположены анфиладой, они огромны, однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из одного конца этажа в другой, нет иного способа, как миновать одну за другою все сообщающиеся между собой залы...
|
|
Можно не сомневаться, что зимою там приходилось дрожать от холода... Тщетно целая армия истопников таскала полные короба хвороста и поленьев из одной комнаты, где стояла печь, в другую такую же... Поодаль от огня люди мерзли. А если огонь пылал, люди под навесом камина изнемогали от жары."
Почти все феодалы были неграмотными, грубыми и невежественными людьми. В мирное время излюбленными их развлечениями была охота и пиры.
В эпоху феодализма, с прекращением Крестовых походов и отмиранием рыцарских турниров, наиболее широкое распространение у крупных феодалов получили различные виды охоты (с ловчими птицами и гончими собаками). Так, например, император Фридрих Барбаросса, граф Эсте, император Генрих IV, Фридрих II были страстными любителями этого развлечения, а английский король Эдуард III назначил за воровство ястреба смертную казнь, а за разорение его гнезда - год тюремного заключения. Целые века процветала школа сокольничих в селе Фелькенверт во Фландрии. В XVIII веке соколиная охота мало-помалу стала выходить из моды, но и в настоящее время существует в некоторых местах Англии и Голландии.
"Обычно для дворянина, живущего не по-княжески, обиталище - усадебный дом, в котором он три четверти времени проводит в одном помещении - на кухне. До XVIII века французский дом не имеет особой комнаты - столовой. Людовик XIV в обычные дни ест в спальне, за квадратным столом, лицом к окну. Синьоры XVI более скромные. Они обычно едят у себя на кухне, которую в иных провинциях называют обогревальня. На кухне тепло. Или точнее не так холодно, как в других комнатах. Здесь постоянно пылает огонь. Пахучий пар, вырываясь из кастрюль, создает атмосферу несколько тяжеловатую, но в общем теплую и уютную. Свежая солома на плитах пола сохраняет тепло для ног. И, кроме того, на кухне многолюдно. люди живут локоть к локтю. А люди XVI века очень любят так жить.
Каждому своя комната - эта мысль принадлежит нынешнему времени. К чему это? - сказали бы наши предки. Отдельная комната, предназначенная для того или иного, это тоже современная выдумка. На кухне собирались все и делали все или почти все.
Прежде всего там восседали сеньор и его супруга в деревянных креслах напротив очага. На скамьях - их дети, девочки и мальчики. При случае - гости, приходской священник; слуги. Под бдительным оком госпожи озабоченные служанки накрывали стол, убирали после еды. Арендаторы, работники, поденщики, возвращались с полей вечером, к обеду, изнемогающие от усталости и покрытые грязью, приваливаются каждый к своему месту в ожидании пищи. И вперемешку с людьми снует домашняя живность: куры и утки - под столом они у себя дома; охотничьи птицы уселись на плечах охотников; собаки разлеглись у ног хозяев на подстилке, под юбками женщин выкусывают у себя блох или поджаривают себе бока, растянувшись возле пылающих углей.
Ели медленно, сосредоточенно, с чувством простую пищу. Хлеб, который редко был пшеничным. Густые мучные похлебки. Большие миски пшеничной каши или сваренного в молоке проса заменяли картофель, который не был еще известен, и отсутствующие пироги. Чаше всего каждый клал перед собой деревянную доску, на которой режут хлеб или мясо. Представьте себе круглый ломоть черствого хлеба, толстый и твердый. На него клали пищу, взятую пальцами с общего блюда. Мясо, убоина, бывало редко: его подавали только на свадьбах и к праздничному столу. Сало бывало чаще. Но постных дней было много, и таких дней, когда вовсе воздерживались от пищи и питья, не говоря уж про долгий Великий пост, который соблюдался так строго, что из него выходили совсем ослабевшими. В те времена мясо - это дичь и домашняя птица. Возбуждение, которое нам дает говядина и баранина, мясная пища, сопровождаемая спиртными напитками и вином; иллюзия силы и мощи, которую современный человек черпает в своей привычной пище; кратковременная мобилизация нервов, которая в нашем современном обществе знакома самым тихим людям благодаря кофе, - ничего этого в XVI веке нет. Единственное излишество - это пряности. Тут не было никаких ограничений, только те, что налагались состоянием кошелька, - ибо пряности на рыночных площадях Лиссабона и Антверпена стоили недешево. Однако эти люди, которые не знают ни табака, ни кофе, ни чая, ни крепких напитков и едва знакомы с говядиной, они подстегивали себя на свой манер - воспламеняя тело с помощью перца, имбиря, мускатного ореха или горчиц, приготовленных по мудреным рецептам.
|
|
Впрочем, они, по сути дела, проводят в доме немного времени. Они приходят туда, чтобы поесть или когда льет сильный дождь и полевые работы приостанавливаются. Они сидят дома, когда наступает темнота и начинается вечерняя жизнь. Ночь... Никто не знает, как одолеть ночную темноту. Что лучше всего освещает кухню или комнату - так это пляшущие огни камина. Лампы? Зловонные светильники, которые коптят, трещат, чадят, отравляя воздух. Мы плохо представляем себе, что творится в какой-нибудь обширной кухне после того, как в нее набилось два десятка людей в рабочих одеждах и целый домашний зверинец в придачу, - запахи животных, людей, пищи, кожаных гамаш, которые сушатся на огне, чад коптящих фитилей... Можно представить себе посреди всего этого усердного мальчика, который хотел бы позаниматься и почитать в своем уголке. Но возможно ли это в таком кавардаке? На кухне никто не читает. Впрочем, четыре или пять раз в году, когда уж слишком льет дождь и нечего делать, кто-нибудь с горя читает вслух какую-нибудь главу из старого рыцарского романа в прозе. А иногда поздно вечером, когда все улягутся спать, хозяин достает книгу, в которой ведется запись всех семейных дел и событий, или, водрузив на стол счеты с костяшками, принимается прилежно изучать свой бюджет.
|
|