При изучении данной темы, прежде всего необходимо особенно тщательно остановиться на рассмотрении таких понятий, как первая, вторая (апелляционная и кассационная) и надзорная инстанция, без усвоения которых невозможно дальнейшее успешное изучение не только данного курса, но и уголовного и гражданского процесса. Необходимо обратить внимание, что го новому законодательству суд первой инстанции может работать в составе:
1. Судьей единолично
2. Трех профессиональных судей:
3. С участием суда присяжных;
Нужно обратить внимание на становление и развитие судебной системы РФ в выработке её теоретических основ.
Студента,: следует обратить внимание на взаимоотношения суда с другими органами государства (с высшими органам власти РФ и органам управления, местными органами), уметь раскрывать понятия полноты к исключительности судебной власти, праве законодательной инициативы.
Особенно внимательно необходимо рассматривать вопрос о принципах построения судебной системы (единство, построение её применительно к государственному устройству и административно—территориальному делению РФ, построение её го принципу двух инстанций), так как эти вопросы изучения для студентов представляют определенную трудность, попутно необходимо рассмотреть вопросы национального суверенитета, доступности гражданам, независимости.
При подготовке к ответу о деятельности любого суда студенты должны придерживаться следующего плана:
1.место данного суда в судебной системе РФ.
2. Порядок образования суда, порядок досрочного освобождения судей.
3. Состав суда.
4. Структура суда и порядок образования отдельных структурных подразделение (судебных коллегий, президиума, Пленума).
5. Компетенция суда и его структурных подразделений.
6. Председатель суда; порядок его избрания (утверждение), его права и обязанности.
7. Аппарат суда.
Студентам необходимо ознакомиться с новыми законодательными актами, указанными в списке литературы, а также изучить Концепцию судебной реформы в РФ.
Студентам следует также более тщательно изучить вопросы, которые относятся к образованию и деятельности суда присяжных. Студенты должны знать порядок образования суда присяжных, помнить, что первый этап начинается со списков для голосования, что является наиболее демократическим способом формирования суда, присяжных, в законе указан и дальнейший путь выдвижения присяжных. Студенты должны уяснить всю цепочку формирования суда присяжных и кто на каком этапе по каким основаниям её формирует. Необходимо обратить внимание, что суд присяжных действуют только при области (краевых) и других судах этого звена. Студенты должны знать, по каким делам и в каких случаях возможно слушание дела с участием присяжных. Приказом Председателя Верховного Супа РФ с 1 ноября 1993 года в Верховном Суде РФ образована кассационная палата в составе: председателя, заместителя председателя и семи членов, в которой будут рассматриваться приговоры судов, которые перешли на работу с участием суда присяжных.
Необходимо обратить внимание, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, принятому 18 декабря 2001 г., изменилась структура и компетенция Верховного Суда России. Теперь он имеет Пленум, Президиум и три судебных коллегии: по уголовным делам, по гражданским делам и военную, а также кассационную коллегию. Студенты должны знать, в каких случаях выполняют функцию надзора его структурные подразделения.
Студентам необходимо изучить и вопрос о мировых судьях: уяснить, какое место согласно Закону о судебной системе РФ занимают мировые судьи в судебной системе, согласно какому законодательству они функционируют, знать порядок их образования и компетенцию.
Студентам надо знать, что арбитражный суд создан в целях укрепления законности в деятельности предприятий, организаций, учреждении на началах юридических лиц и содействия тем самым повышенно эффективности проводимых экономических реформ.
Студентам нужно познакомиться с Федеральным Законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 1995г., ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» 2001г., ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» 2002г.
Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений в сфере управления.
Студенты должны знать, что деятельность арбитражного суда основана на принципах законности, независимости, коллегиальности и гласности.
Студенты должны обратить внимание на подведомственность арбитражному суду дел по экономическим спорам и по спорам в сфере управления, на право на обращение в арбитражный суд и к посреднику.
Необходимо знать систему арбитражного суда, состав арбитражного суда, избрание арбитражного суда, структуру и состав Высшего арбитражного суда, права судей арбитражного суда, их неприкосновенность, приостановление полномочий судьи арбитражного суда.
При рассмотрении вопросов организации юридической службы в хозяйствующих субъектах необходимо обратить внимание, что в отличие от задач, которые является одинаковыми для всех видов юридической службы, методы, направленные на достижение этих задач, отличаются некоторыми особенностями, вытекающими из специфики деятельности органов, в состав которых входят юридические службы. Необходимо рассмотреть своеобразие структуры юридической службы в сельском хозяйстве.
Контрольные вопросы.
1. Порядок формирования судейского корпуса.
2. Отличие федеральных судов от судов субъектов федерации.
3. Понятие суда 1-й инстанции.
4. Понятие суда 2-й инстанции.
5. Понятие надзорной инстанции.
6. Компетенция Пленума Верховного Суда РФ.
7. Компетенция Военной коллегии Верховного Суда РФ.
8. Компетенция Президиума (Пленума) судов субъектов федерации.
9. Компетенция коллегий по уголовным и гражданским делам судов сккбъектов федерации.
10. Полномочия председателя районного (городского) суда.
11. Статус мировых судей.
12. Особенности деятельности арбитражных судов.
13. Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного суда РФ.
14. Соотношение компетенции Конституционного и Верховного Судов РФ
Семинар №4-5
Занятие №1,2.