Что такое политическое консультирование?

До настоящего времени не сложилось однозначного определения по­нятия «политическое консультирование», или «политический консал­тинг». В современной профессиональной литературе существуют на этот счет различные верификации.

Одни авторы (А. П. Ситников и Е. Г. Морозова) определяют поли­тическое консультирование как профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, то есть партийно-политических методов реализации лидерства, мобили­зации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампаний.

Другие (Г. В. Пушкарева) под политическим консультированием понимают процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач. Третьи (А. И. Соловьев) считают, что политическое консультирование — это «разновидность профессиональной помощи руководителям и персо­налу политических организаций (клиенту) в решении их специали­зированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельнос­ти». Иногда политическое консультирование понимают достаточно широко — как профессиональную деятельность специалистов, обеспе­чивающих индивидов и группы людей интеллектуальной поддержкой в достижении поставленных ими политических целей (Ф. И. Шар-ков).

Одно из удачных, на наш взгляд, определений политического кон­салтинга принадлежит профессиональному политическому консуль­танту И. Даченкову — директору фирмы «ИМА-консалтинг» по спе­циальным проектам. По его мнению, под политическим консалтингом понимается профессиональная работа по мониторингу, анализу и ау­диту политической ситуации, а также подготовке, реализации и оценке политических проектов и политических решений, направленная на за­щиту властных, репутационных (имиджевых) или бизнес-интересов.

В любом случае политический консалтинг представляет собой дея­тельность по консультированию субъектов политики по широкому кругу вопросов в сфере политического управления. Его цель — помочь политическому менеджменту в достижении заявленных целей. В ши­роком смысле слова политическое консультирование представляет собой род профессиональной деятельности по интеллектуальному и организационному обеспечению функционирования политической системы посредством создания и реализации высокоэффективных ана­литических и коммуникационных технологий политического управ­ления.

Профессиональный политический консалтинг зародился в США, когда в начале 30-х гг. прошлого века хроникер Клем Уайтекер и ре­кламный агент Леона Бакстер создали в Калифорнии первую в истории специализированную службу по проведению общественных кам­паний — Campaign Incorporated.

К началу 50-х гг. XX в. роль консультантов вырисовалась доста­точно ясно: кампании стали постепенно превращаться не только в соревнование самих кандидатов, но и работающих на них профес­сиональных консультантов. Каждые новые выборы запоминались уже не столько накалом и спецификой политического противобор­ства, сколько технологическими находками профессионалов. Уже с 70-х гг. использование политконсалтинга является стандартом про­ведения любых выборов (вплоть до местных) в любой демократиче­ской стране.

Сегодня уже сотни и тысячи фирм, включая региональные и мест­ные, организуют не только выборы и референдумы, но и обеспечивают проведение различных общественных, государственных инициатив политических кампаний. Совокупный годовой доход в этой сфере биз­неса исчисляется миллиардными суммами, а спрос на консалтинговые услуги постоянно растет. Имена крупнейших специалистов по произ­водству политических звезд известны во всем мире. Это американцы Джо Наполитан и Мэтт Риз, французы Мишель Бонгран и Жак Сеге-ла, англичанин Филип Гоулд и многие другие1.

В системе отечественного политического менеджмента консуль­тирование занимает особое место. В нашей стране свой статус оно обрело в последние годы. Политическое консультирование — доста­точно чуткий индикатор политического режима в стране, который существует на определенном этапе новейшей истории России. Пер­воначальные годы формирования демократии (конец 1980-х — на­чало 1990-х гг.) — эпоха становления и бурного роста этого малопо­нятного социально-политического феномена. Многие представители федеральной и региональной элиты от бизнеса и политики были за­казчиками политконсалтинговых услуг. Вторая половина 1990-х гг. обозначила первые попытки структурирования этого рынка, однако при этом продемонстрировала бурный расцвет отрасли на фоне фор­мирования и дальнейшего развития институтов политической конку­ренции (многоуровневая система выборов, партийное строительство, формирование ФПГ и олигархии, развитие лоббизма).

Иная ситуация в сфере политического консультирования начинает складываться в России с начала 2000-х гг. Этот период современной

1 В настоящее время существует Международная ассоциация консультан­тов политических кампаний (IAPC), включающая в себя 120 членов из более чем 20 стран мира. Только Американская ассоциация политических консуль­тантов (ААРС) насчитывает сегодня более 600 членов.

политической истории нашей страны характеризуется жесткой цен­трализацией власти, выстраиванием исполнительной властной вер­тикали, сужением поля политической конкуренции, вмешательством государства в экономику и гражданский политический процесс. Сво­рачивание институтов прямой демократии: фактическое назначение губернаторов «сверху», отмена выборов депутатов Государственной думы по одномандатным округам, обязательное введение смешанной системы комплектования представительных органов власти субъек­тов Федерации, ужесточение регистрации политических партий и до­минирование в информационном пространстве партии власти — все это заставило экспертов говорить о девальвации политконсалтинго-вой индустрии в стране и закате профессии политического консуль­танта и политтехнолога.

Тем не менее за последние два десятилетия в России сформиро­валось профессиональное сообщество, масштаб которого, по разным оценкам, составляет несколько тысяч человек. С 1995 г. в нашей стра­не существует Ассоциация центров политического консультирова­ния (АЦПК). Целью Ассоциации является утверждение профессио­нальных стандартов, социальной ответственности и этических норм на рынке политических технологий и услуг, а также при проведении и представлении результатов политологических и социально-полити­ческих исследований. Деятельность Ассоциации направлена на фор­мирование и развитие в России современной политической культуры, структур гражданского общества, утверждение цивилизованных форм ведения политической деятельности и демократических принципов организации государственной власти.

В задачи Ассоциации входит:

♦ объективный и всесторонний анализ факторов и тенденций, оказы­вающих влияние на развитие политического процесса в РФ и стра­нах СНГ, определение основных параметров рынка политических технологий и услуг;

♦ проведение сертификации организаций и частных лиц, работаю­щих на рынке политических технологий и услуг, а также органи­заций, проводящих политологические и социально-политические исследования, которые желают стать членами АЦПК;

♦ систематизация опыта работы, методики, принципов и методов ор­ганизации деятельности в области политического консультирова­ния и социально-политических исследований;

♦ организация и проведение научно-практических конференций по обмену опытом, курсов по обучению и повышению квалификации в области политического консультирования и социально-полити­ческих исследований, проведение семинаров для политических лиеров, также осуществляются другие виды и формы образователь­ной деятельности в этой сфере;

♦ разработка и предложение своим членам формы взаимодействия и сотрудничества в осуществлении ими своей профессиональной деятельности, содействие установлению такого сотрудничества и его координация;

♦ установление и развитие связей сотрудничества и обмена опытом с российскими и зарубежными исследовательскими центрами, об­щественными и коммерческими организациями, специализирую­щимися в области политического консалтинга;

♦ обеспечение защиты профессиональных интересов своих членов, в том числе юридической, а также защиты интересов клиентов на рынке политических технологий и услуг в случае их ущемления ор­ганизациями и компаниями политического консалтинга;

♦ содействие установлению и развитию цивилизованных деловых связей между политическими партиями, движениями и объедине­ниями России, стран СНГ и дальнего зарубежья;

♦ участие в формировании общественного мнения в вопросах по­литики, разработка и инициирование предложений по активному использованию потенциала общественности с целью улучшения взаимопонимания и взаимодействия между различными политиче­скими силами России;

♦ регулярное информирование через СМИ и собственные печатные издания российской и международной общественности о результа­тах своей деятельности.

В Ассоциацию входят такие известные в нашей стране организа­ции, как Центр прикладных политических исследований «ИНДЕМ», Российский общественно-политический центр (РОПЦ), Центр поли­тического консультирования «Никколо М», «Гражданское общество», Фонд «Политика», Центр политических технологий, Центр приклад­ных избирательных технологий, Агентство прикладной и региональ­ной политики, Фонд эффективной политики, Центр политической конъюнктуры, Институт политических исследований, Ассоциация психологического консультирования, Независимый аналитический центр, Центр коммуникативных технологий «Prопаганда».

На портале Избирательной ассоциации России (ИЗБАСС.Ру) при­водится список тысячи наиболее известных и влиятельных консуль­тантов. В целом на ниве политического консалтинга и выборов, по мнению ряда экспертов, на начало 2005 г. подвизалось около 10 тысяч человек. Необходимо отметить, что большая часть этих специалистов занята в известных консалтинговых структурах (некоторые из нихстали настоящими брендами общероссийского масштаба). При этом ряд агентств занимаются преимущественно только политическими проектами, а другие успешно сочетают в своей «продуктовой линейке» бизнес и политику. Помимо корпоративных специалистов существует еще целая армия фрилансеров, которая в формате проектной работы привлекается на конкретные проекты крупными структурами либо ра­ботает напрямую с заказчиком.

В обобщенном виде рынок политконсалтинговых услуг представ­лен в виде табл. 2.

Таблица 2. Рынок консалтинговых услуг в России в первом десятилетии XX в.

  Направления работы Условная доля рынка в %
  Проведение избирательных кампаний и выборный консалтинг  
  Партийное строительство  
  Персональный политический брендинг  
  Политический лоббизм  
  Текущее политическое консультирование бизнес-структур и органов власти  
  Специальные политические проекты  

Политическое консультирование является неотъемлемым атрибу­том современной политической деятельности. Его появление связы­вается с общим усложнением политической жизни, ее дифференциа­цией, возникновением ряда проблем, требующих для своего решения специальных знаний и навыков. Поэтому политический консалтинг в нашей стране является существенным фактором эффективности по­литического менеджмента.

На начальном этапе организации политконсалтинга с учетом по­ставленных целей и задач, характера и срока исследования опреде­ляется последовательность работы, подбирается инструментарий исследования и прежде всего осуществляется диагностика, которая проводится во вполне определенной последовательности (см. схе­му 9).

В качестве основных источников политконсалтинговой работы ис­пользуются встречи экспертов с субъектом политики — заказчиком; социологические опросы населения;блиц-интервью; фокус-группы; экспертный опрос; контент-анализ СМИ; анализ документов: стати­стических данных, материалов политических партий и общественных организаций, итогов прошлых выборов, а также другие формы полити­ческого анализа и прогнозирования.

Проблемы

Групповые приоритеты проблем

Факторы политической силы

Давление групп по проблемам

Политическая сила групп

Политическая ориентация

Политическая ситуация по проблемам: точка давления направленность давления острота проблем политический риск вероятность успешного итога

Политическая ситуация по совокупности проблем: направленность давления острота ситуации политический риск вероятность успеха

Интерпретация

Прогноз реакции населения

В современных условиях, требующих высококвалифицированных действий и научно обоснованных решений, политическое консульти­рование становится необходимым звеном в процессе политического менеджмента. В широком смысле слова термин «политический кон­сультант» может относиться ко всем платным специалистам поли­тической команды политика, вплоть до самых младших. Но чаще он употребляется применительно к небольшой элитной группе профес­сионалов общенационального или международного уровня, работаю­щих (за некоторым исключением) на представителей разных полити-ческих ориентаций и проводящих за годы своей карьеры различные политические, преимущественно избирательные, кампании.

Сам термин «политический консультант» несколько расплывчат. Однако все определения содержат такие ключевые понятия, как про­фессионализм и технологии, владение которыми добавляет к качест­вам специалиста еще и определенную техническую квалификацию. Результатом внедрения профессионального консалтинга в политиче­ский процесс стало формирование нового стиля политической жизни, отличительными чертами которого являются:

♦ выдвижение в центр политических кампаний не только партий, а конкретных политических лидеров, запоминающихся людям не столько своими политическими идеями, сколько личностными ка­чествами, точнее, своим имиджем — тем, что называется персона-лизацией и депрограмматизацией политической борьбы;

♦ подготовка кампаний посредством серьезных маркетинговых ис­следований;

♦ адаптация к полученным данным первоначального варианта стра­тегии и тактики политической кампании;

♦ проведение мониторинга, позволяющего отслеживать характер и степень влияния кампании на население и вносить в нее необхо­димые коррективы;

♦ широкомасштабное использование СМИ, прежде всего телеви­дения, которое эффективнее, чем, например, классические кампа­нии «из двери в дверь», для продвижения политического товара на электоральный рынок.

Какова же структура политического консультирования? В чем про­является роль политконсультантов в качестве политических менедже­ров?

В настоящее время на рынке политических консалтинговых услуг в нашей стране действует много различных фирм. Конкурентная среда на рынке предложений таких услуг привела тому, что одной из глав­ных задач профессионалов, занимающихся политическим консульти­рованием, является поиск и завоевание клиентов. Наиболее эффек­тивно решению этой проблемы способствует маркетинговый подход. Такой подход к политическому консультированию предполагает, что фирма, специализирующаяся в области политического консалтинга, будет внимательно изучать ситуацию на рынке политических консал­тинговых услуг, заниматься позиционированием себя и своих сотруд­ников как специалистов по оказанию определенных услуг политикам-практикам.

Анализ практики современного отечественного политконсалтинга выявляет два основных способа поиска заказчиков. Первый — предло­жить потенциальным клиентам такие виды услуг, которые никто дру­гой предложить им не может. Второй путь завоевания клиентов — это репутационный имидж фирмы.

Смысл первого способа сводится к поиску незанятой ниши на поли­тическом рынке. Например, можно предложить услуги спин-доктора (услуги по снижению эффекта воздействия на аудиторию негативной для клиента информации). Если ни одна другая фирма не может пред­ложить такой вид услуг, то вероятность обращения клиента в вашу фирму будет очень высока.

В таком подходе многие политические консалтинговые фирмы, пы­таясь занять свободную нишу на рынке, предельно диверсифицируют набор предоставляемых услуг. Так, в рекламных материалах можно увидеть объявления о таких услугах, как сбор и анализ фоновой инфор­мации в регионе, брейнсторминг (мозговой штурм), управление кризи­сными ситуациями, техники промоушн, креативные технологии и т. Однако следует помнить, что диверсификация набора предостав­ляемых услуг не всегда эффективна. Во-первых, политики-практики подчас просто не в состоянии оценить, что стоит за новыми, как прави­ло, иностранными названиями, и новая услуга может просто оказать­ся невостребованной. Во-вторых, если все-таки на рынке появляется спрос на какой-то специализированный вид услуг, то сразу же расши­ряется и предложение, увеличивается число фирм, его предоставляю­щих. В-третьих, набор политических консалтинговых услуг достаточ­но унифицирован и предложить что-то реально новое не так просто. Один из весьма широких наборов предлагаемых услуг приводится ниже.

Второй путь поиска потенциальных клиентов базируется на сло­жившейся репутации фирмы.

Политическое консультирование, как это отмечается всеми спе­циалистами, требует особой квалификации, мастерства, умения рас­положить к себе клиента и завоевать его доверие. Заказчик консал­тинговых услуг, выбирая фирму для сотрудничества, будет в первую очередь руководствоваться ее репутацией, которая аккумулирует в себе и профессионализм ее сотрудников, и умение справляться с по­ставленными задачами, и добросовестное отношение к работе, и при­верженность определенным моральным принципам. В силу этого, как отмечает Г. В. Пушкарева, профессиональные коллективы политкон-сультантов вынуждены прибегать к методам политического маркетин­га, целью применения которых является обеспечение конкурентных преимуществ на политическом рынке услуг. В реальной практике политического управления получили распро­странение такие методы позиционирования консалтинговых фирм на рынке услуг, как реклама, участие в профессиональных выставках, семинары, тематические публикации, сообщения в СМИ, интервью и т. п. В настоящее время в этих целях широко используется Интернет. Все более или менее структурированные организации по оказанию консультационных услуг имеют свои сайты.

Это позволяет, с одной стороны, консультационной фирме предо­ставлять обширный массив информации о себе, а с другой — потен­циальным клиентам в случае необходимости быстро связаться с со­трудниками заинтересовавшей их фирмы. Кроме того, многие фирмы готовят рекламные буклеты, брошюры, листовки, в которых перечи­сляют виды оказываемых услуг, рассказывают о своих удачных про­ектах, называют своих руководителей и сотрудников. Практикуется также адресная рассылка рекламных материалов потенциальным кан­дидатам, руководству политических организаций, в аппараты полити­ческих партий и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: