Формы и направления политического консультирования

Специалисты по политическому управлению выделяют два вида по­литического консультирования — внутреннее и внешнее. «Внутрен­нее» консультирование осуществляется обычно штатным аппаратом субъекта политического менеджмента (конкретного политика, по­литической партии и т. п.). В этом процессе обычно задействованы специализированные подразделения аппарата управления — управ­ления информационными ресурсами, пресс-службы, отделы паблик рилейшнз, советники, помощники и т. п.

Специфика внутреннего консультирования проявляется в том, что политконсультанты включены в структуру, которой руководит сам заказчик (политик-практик или, например, партия), они находятся на службе, а их функции определяются в первую очередь профессиональ­ным статусом и формальным внутренним распорядком1. В круг обя­занностей помощника политического деятеля обычно входит решение таких задач, как рассмотрение подготовленных документов (проек­тов решений) на предмет их соответствия формальным требовани­ям (правильно ли оформлены бумаги) и ранее принятым решениям; организация в случае необходимости доработки проектов решений, проведения дополнительной экспертизы; доклады политику; осущест­вление контроля над выполнением решений и т. п. Штатные советни­ки обеспечивают консультирование политика в отдельных областях (экономики, финансов и т. д.) и участие в выработке предложений по решению стратегических вопросов. Функцией специальных служб является консультирование политика по ведению отдельных полити­ческих кампаний по поводу, например, формирования имиджа самого политика и организации, которую он возглавляет.

В отличие от штатного варианта консультирования, внешний кон­салтинг осуществляется независимыми организациями на договорной основе. К такому виду политического консультирования прибегают в тех случаях, когда собственных кадровых и профессиональных ре­сурсов бывает недостаточно.

При заключении договора на предмет консультирования в рамках конкретной политической кампании заказчик — политик или полити­ческая партия — согласовывает с исполнителями перечень предостав­ляемых услуг по консалтингу и оговаривает условия их реализации, включая оплату. Важнейшей особенностью внешнего консультирова­ния является его ограниченность сроком договора. В реальной прак­тике политического консультирования часто возникает одна весьма существенная проблема: согласование работы штатных и договорных специалистов. Поскольку своих штатных советников-консультантов политик принимает на работу сам, у него складывается с ними обычно более доверительный стиль общения. С другой стороны, служебная за­висимость внутренних консультантов может привести к стремлению подстроиться под руководителя, угадать его предпочтения и действо­вать в соответствии с ними. Такая ситуация, конечно, полностью не исключена и при договорном консультировании сторонними фирма­ми, но все же такая опасность существенно ниже. В любом случае во­прос гармонического сочетания различных видов консультирования должен быть отрегулирован в процессе выстраивания общекомандной работы по ходу политической кампании.

Обобщенная практика современного отечественного политиче­ского консультирования позволяет выделить основные направления и виды услуг, оказываемых специалистами данного профиля.

Основными направлениями политического консультирования яв­ляются следующие.

Информационно-аналитическое консультирование. Потребность в такого рода консультировании возникает в тех случаях, когда нужна всесторонняя аналитическая информация о конкретной проблемной ситуации. Например, когда решается вопрос об участии в политиче­ской кампании, тех же выборах и т. п.

Для того чтобы принять определенное решение относительно уча­стия в кампании, политическому лидеру или иному субъекту поли­тики нужна информация, за которой он обращается к специалистам. Содержание этого вида политического консультирования сводится к сбору информации по разработанным методикам, к диагностике про­блемы и прогнозу развития проблемной ситуации. В тех случаях, ког­да политик просит предоставить варианты решения проблемной си­туации, кроме ее экспертизы, ему могут быть предложены различные варианты сценариев данного решения, разработаны соответствующие рекомендации. К такому виду консультирования политические и го­сударственные деятели прибегают всякий раз перед принятием ответ­ственных политических решений.

Проектирование политических кампаний. Этот вид политико-управленческих услуг предполагает наряду с анализом и диагности­кой ситуации разработку специалистами стратегии и тактики полити­ческой кампании в соответствии с целями политического деятеля или организации.

Имиджмейкерские услуги как вид консультирования предпола­гают помощь политику в работе над созданием и продвижением его собственного имиджа. Эту работу обычно выполняют психологи-кон­сультанты, которые с помощью специальных методик осуществляют психодиагностику для выявления личностных черт политика, прово­дят различные психологические тренинги, в результате которых по­литик приобретает умения и навыки, необходимые для эффективного публичного выступления и общения с аудиторией, учится правильно ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах, выступать перед телекамерами, быстро адаптироваться к стрессовой ситуации.

Этот вид консультирования иногда называют психологическим сопровождением, так как его смысл сводится к психологической поддержке политика, психологической коррекции его личностной струк­туры, его поведения и т. д.

Встречи с политическим лидером предполагают последовательное выполнение всех правил консалтинга.

Психологическое направление политического консультиро­вания связано с оказанием содействия субъектам политического менеджмента в решении личностно-профессиональных проблем. Сущность консультирования в рамках данного направления состо­ит в оказании помощи клиенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиа­гностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функциони­рование личности.

Психологический аспект политического консультирования пред­ставляет собой вполне самостоятельный вид профессиональной де­ятельности психологов. Этот вид психологической практики осу­ществляется по двум основным направлениям: психологическая диагностика и психологический тренинг. Эти две формы психологи­ческой поддержки реализуются как в отношении политических ли­деров — субъектов политического менеджмента, в отношении струк­тур и отдельных членов политической команды, а в необходимых случая речь идет о психологической диагностике отдельных соци­альных структур. Современный опыт политического менеджмента показывает, что психологическая диагностика и тренинг нацелены на оптимизацию развития личности политического лидера, усовер­шенствование межличностных отношений внутри политической команды. Участие психологов в политическом консультировании необходимо и как средство гуманизации отношений внутри полити­ческой команды и между политической командой и обществом, спо­собствует устранению разрушительных источников психического напряжения.

Таким образом, психологическое сопровождение политической деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, политических объединений и конкретного человека. Оно эффективно используется в различных политических структурах и обеспечивает их оптимиза­цию. Вполне очевидна его интегративная роль и в систематизации деятельности политических деятелей. Успешное выполнение всех вза­имосвязанных психологических функций станет одним из ключевых

звеньев в деле достижения качественно нового уровня деятельности всех субъектов политики и персонала политических структур1.

Подготовка и проведение информационного обеспечения политиче­ских кампаний с целью внесения в массовое сознание определенных образов и представлений. Этот вид услуг может быть комплексным, то есть предполагающим проведение тотальных информационных кам­паний, а может осуществляться и по отдельным направлениям, таким как рекламная кампания в СМИ, организация массовых мероприятий, подготовка публикаций в прессе, разработка концепции рекламной кампании и т. д.

Организационно-управленческие услуги, то есть оказание помощи в организации и управлении политической кампанией, в создании из­бирательного штаба, в контроле функционирования избирательного штаба, в организации работы групп поддержки и т. п.

Обучение-консультирование — когда оказание некоторых консал­тинговых услуг сопровождается обучением не только самого полити­ка, но и всех участников политической кампании. Опытные специали­сты читают лекции, проводят семинары, в том числе с применением различных активных методов обучения, таких как мозговой штурм, деловая игра, изучение случая и др.

В конкретных условиях реального политического процесса могут быть востребованы и иные услуги политических консультантов. Кон­кретных видов услуг может быть очень много. В качестве примера можно привести следующий перечень услуг, который обычно предла­гают отечественные специалисты по политическому консультирова­нию:

♦ экспертиза политической ситуации;

♦ анализ и мониторинг политических персоналий и структур;

♦ создание информационно-аналитических карт территорий и изби­рательных округов;

♦ анализ болевых точек, выявление уязвимых мест в позиции канди­дата и конкурентов;

♦ стратегическое и тактическое планирование кампании;

♦ технологическое обеспечение кампании;

♦ кадровая поддержка политической кампании;

♦ реализация политической кампании «под ключ»;

♦ развитие имиджа политических лидеров, партий и объединений;

♦ правовое обеспечение политических кампаний;

♦ юридическая поддержка формирования общественных и полити­ческих организаций;

♦ лоббирование интересов организаций, движений и социальных групп в органах государственной власти;

♦ проведение рекламной кампании;

♦ управленческое консультирование: экспертиза и прогнозирование развития организаций;

♦ организация и проведение образовательных и обучающих меро­приятий для различных целевых аудиторий;

♦ социально-психологический тренинг для клиента, его команды и сотрудников;

♦ составление баз данных различной целевой направленности;

♦ организация и проведение информационных и коммуникационных кампаний;

♦ медиаподдержка политической кампании;

♦ управление кризисными или проблемными ситуациями;

♦ коммуникационный аудит;

♦ сопровождение переговоров, выступлений и т. п.;

♦ социологические опросы;

♦ обеспечение информационно-психологической безопасности и т. д. Разумеется, что конкретные политконсалтинговые организации

формулируют свой собственный набор предлагаемых услуг. Вот как, например, это выглядит в случае с известной современной фирмой «Центр политической конъюнктуры России» (ЦПКР).

Основными конкурентными преимуществами ЦПКР на рынке по-литконсалтинга в России является глубокая погруженность в содер­жание политических процессов, способность моделировать действия основных игроков, прогнозировать возможное развитие событий, мак­симально учитывать специфику запроса заказчика.

Основные виды предлагаемых ЦПКР работ:

♦ разработка рекомендаций по решению политических задач;

♦ продвижение публичного имиджа;

♦ репутационный консалтинг;

♦ антикризисное реагирование;

♦ создание интернет-сайтов по политической тематике;

♦ создание докладов, отчетов, программ на основе предоставленной заказчиком информации;

♦ организация обучающих мероприятий для специалистов компании по тематике политического анализа, GR, PR.

К услугам ЦПКР прибегают зачастую вследствие следующих при­чин:

♦ необходимость использования политических инструментов для ре­шения поставленных задач;

♦ моделирование интересов государственных органов, конкурентов;

♦ вовлечение в конфликтные ситуации, связанные с участием госу­дарственных органов, политических структур;

♦ стремление минимизировать политические риски;

♦ намерение конвертировать репутационный ресурс в конкретные политические и бизнес-результаты;

♦ потребность оформить имеющиеся объемы информации в доклад, отчет, программу, презентацию;

♦ необходимость обучения сотрудников.

Познавательный смысл имеет и нижеследующая классификация политического консультирования.

1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом (как разовое консультирование, так и долгосрочное консалтинговое об­служивание).

2. По числу консультируемых лиц (групповое или индивидуальное).

3. По используемым методам и сфере консультирования (психолого-педагогическое, психологическое, экономическое и правовое кон­сультирование).

4. По способу взаимодействия с клиентом (директивное политиче­ское консультирование и недирективное политическое консульти­рование).

5. По целям консультирования (обучающее консультирование и кон­сультирование по оптимизации структуры политической органи­зации).

6. По способу организации консультации (экспертное и процессное консультирование)1.

С позиций политического менеджмента эффективность политиче­ского консультирования во многом обусловлена профессиональным статусом специалистов, занимающихся этим сложным видом полити­ко-управленческой деятельности.

В качестве конкретного результата работы политконсультанта вы­ступает, как правило, предоставление заказчику или политическому менеджеру отчета об анализе политической ситуации и прогнозе ее развития. В избирательных кампаниях на политических консультан­тов будут возложены задачи разработки стратегии и тактики кампа­нии, создания избирательного штаба и организации его эффективной работы. Если речь идет о психологическом сопровождении политика, то задачами консультантов становятся психологическое тестирование кандидата, коррекция его имиджа.

Для выполнения каждого из перечисленных видов деятельнос­ти требуются соответствующие профессиональные знания и навыки. Однако одной из наиболее важных проблем в профессиональной дея­тельности политического консультанта является не та конкретная ра­бота, ради которой их пригласили, а установление взаимопонимания со своим клиентом, с политиком.

Дело в том, что в большинстве случаев заказчики консалтинго­вых услуг — это люди со сложившейся системой ценностей, убежде­ний и установок, с устоявшимися чертами характера, с определенной оценкой собственного «я». У каждого из них может существовать свой взгляд на роль политического консультанта. Политики, обладающие властной натурой, привыкшие, что им подчиняются, часто оказывают необоснованное давление на консультантов и не приемлют никакой критики в свой адрес. Другие могут быть изначально недоверчиво на­строены к консультантам, подозревая их в симпатиях к своим поли­тическим конкурентам и соперникам. Третьи, находясь в состоянии стресса, оказываются неспособными критически осмысливать ту ин­формацию, которую им предлагают консультанты. Но в любом случае без установления нормальных рабочих отношений между консуль­тантом и клиентом процесс консультирования просто невозможен. Отсюда так важно для политического консультанта решение двойной задачи: с одной стороны, необходимо обеспечить на высоком профес­сиональном уровне свою работу по анализу, диагностике и разработке рекомендаций для заказчика, а с другой стороны, необходимо пред­принимать усилия по установлению нормальных деловых отношений с политиком, человеком, которому придется принимать окончатель­ное решение. Профессиональное мастерство политических консуль­тантов заключается в том, чтобы по возможности как можно быстрее совместить эти плоскости. Если этого не произойдет, то велика веро­ятность того, что подготовленный консультантами отчет просто не бу­дет принят во внимание политиком.

Таким образом, наряду с выполнением своих профессиональных обязанностей по решению конкретной задачи политические консуль­танты должны одновременно заботиться об установлении межлич­ностных отношений с политиком-клиентом, о создании атмосферы взаимного доверия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: