Специалисты по политическому управлению выделяют два вида политического консультирования — внутреннее и внешнее. «Внутреннее» консультирование осуществляется обычно штатным аппаратом субъекта политического менеджмента (конкретного политика, политической партии и т. п.). В этом процессе обычно задействованы специализированные подразделения аппарата управления — управления информационными ресурсами, пресс-службы, отделы паблик рилейшнз, советники, помощники и т. п.
Специфика внутреннего консультирования проявляется в том, что политконсультанты включены в структуру, которой руководит сам заказчик (политик-практик или, например, партия), они находятся на службе, а их функции определяются в первую очередь профессиональным статусом и формальным внутренним распорядком1. В круг обязанностей помощника политического деятеля обычно входит решение таких задач, как рассмотрение подготовленных документов (проектов решений) на предмет их соответствия формальным требованиям (правильно ли оформлены бумаги) и ранее принятым решениям; организация в случае необходимости доработки проектов решений, проведения дополнительной экспертизы; доклады политику; осуществление контроля над выполнением решений и т. п. Штатные советники обеспечивают консультирование политика в отдельных областях (экономики, финансов и т. д.) и участие в выработке предложений по решению стратегических вопросов. Функцией специальных служб является консультирование политика по ведению отдельных политических кампаний по поводу, например, формирования имиджа самого политика и организации, которую он возглавляет.
В отличие от штатного варианта консультирования, внешний консалтинг осуществляется независимыми организациями на договорной основе. К такому виду политического консультирования прибегают в тех случаях, когда собственных кадровых и профессиональных ресурсов бывает недостаточно.
При заключении договора на предмет консультирования в рамках конкретной политической кампании заказчик — политик или политическая партия — согласовывает с исполнителями перечень предоставляемых услуг по консалтингу и оговаривает условия их реализации, включая оплату. Важнейшей особенностью внешнего консультирования является его ограниченность сроком договора. В реальной практике политического консультирования часто возникает одна весьма существенная проблема: согласование работы штатных и договорных специалистов. Поскольку своих штатных советников-консультантов политик принимает на работу сам, у него складывается с ними обычно более доверительный стиль общения. С другой стороны, служебная зависимость внутренних консультантов может привести к стремлению подстроиться под руководителя, угадать его предпочтения и действовать в соответствии с ними. Такая ситуация, конечно, полностью не исключена и при договорном консультировании сторонними фирмами, но все же такая опасность существенно ниже. В любом случае вопрос гармонического сочетания различных видов консультирования должен быть отрегулирован в процессе выстраивания общекомандной работы по ходу политической кампании.
Обобщенная практика современного отечественного политического консультирования позволяет выделить основные направления и виды услуг, оказываемых специалистами данного профиля.
Основными направлениями политического консультирования являются следующие.
Информационно-аналитическое консультирование. Потребность в такого рода консультировании возникает в тех случаях, когда нужна всесторонняя аналитическая информация о конкретной проблемной ситуации. Например, когда решается вопрос об участии в политической кампании, тех же выборах и т. п.
Для того чтобы принять определенное решение относительно участия в кампании, политическому лидеру или иному субъекту политики нужна информация, за которой он обращается к специалистам. Содержание этого вида политического консультирования сводится к сбору информации по разработанным методикам, к диагностике проблемы и прогнозу развития проблемной ситуации. В тех случаях, когда политик просит предоставить варианты решения проблемной ситуации, кроме ее экспертизы, ему могут быть предложены различные варианты сценариев данного решения, разработаны соответствующие рекомендации. К такому виду консультирования политические и государственные деятели прибегают всякий раз перед принятием ответственных политических решений.
Проектирование политических кампаний. Этот вид политико-управленческих услуг предполагает наряду с анализом и диагностикой ситуации разработку специалистами стратегии и тактики политической кампании в соответствии с целями политического деятеля или организации.
Имиджмейкерские услуги как вид консультирования предполагают помощь политику в работе над созданием и продвижением его собственного имиджа. Эту работу обычно выполняют психологи-консультанты, которые с помощью специальных методик осуществляют психодиагностику для выявления личностных черт политика, проводят различные психологические тренинги, в результате которых политик приобретает умения и навыки, необходимые для эффективного публичного выступления и общения с аудиторией, учится правильно ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах, выступать перед телекамерами, быстро адаптироваться к стрессовой ситуации.
Этот вид консультирования иногда называют психологическим сопровождением, так как его смысл сводится к психологической поддержке политика, психологической коррекции его личностной структуры, его поведения и т. д.
Встречи с политическим лидером предполагают последовательное выполнение всех правил консалтинга.
Психологическое направление политического консультирования связано с оказанием содействия субъектам политического менеджмента в решении личностно-профессиональных проблем. Сущность консультирования в рамках данного направления состоит в оказании помощи клиенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности.
Психологический аспект политического консультирования представляет собой вполне самостоятельный вид профессиональной деятельности психологов. Этот вид психологической практики осуществляется по двум основным направлениям: психологическая диагностика и психологический тренинг. Эти две формы психологической поддержки реализуются как в отношении политических лидеров — субъектов политического менеджмента, в отношении структур и отдельных членов политической команды, а в необходимых случая речь идет о психологической диагностике отдельных социальных структур. Современный опыт политического менеджмента показывает, что психологическая диагностика и тренинг нацелены на оптимизацию развития личности политического лидера, усовершенствование межличностных отношений внутри политической команды. Участие психологов в политическом консультировании необходимо и как средство гуманизации отношений внутри политической команды и между политической командой и обществом, способствует устранению разрушительных источников психического напряжения.
Таким образом, психологическое сопровождение политической деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, политических объединений и конкретного человека. Оно эффективно используется в различных политических структурах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и в систематизации деятельности политических деятелей. Успешное выполнение всех взаимосвязанных психологических функций станет одним из ключевых
звеньев в деле достижения качественно нового уровня деятельности всех субъектов политики и персонала политических структур1.
Подготовка и проведение информационного обеспечения политических кампаний с целью внесения в массовое сознание определенных образов и представлений. Этот вид услуг может быть комплексным, то есть предполагающим проведение тотальных информационных кампаний, а может осуществляться и по отдельным направлениям, таким как рекламная кампания в СМИ, организация массовых мероприятий, подготовка публикаций в прессе, разработка концепции рекламной кампании и т. д.
Организационно-управленческие услуги, то есть оказание помощи в организации и управлении политической кампанией, в создании избирательного штаба, в контроле функционирования избирательного штаба, в организации работы групп поддержки и т. п.
Обучение-консультирование — когда оказание некоторых консалтинговых услуг сопровождается обучением не только самого политика, но и всех участников политической кампании. Опытные специалисты читают лекции, проводят семинары, в том числе с применением различных активных методов обучения, таких как мозговой штурм, деловая игра, изучение случая и др.
В конкретных условиях реального политического процесса могут быть востребованы и иные услуги политических консультантов. Конкретных видов услуг может быть очень много. В качестве примера можно привести следующий перечень услуг, который обычно предлагают отечественные специалисты по политическому консультированию:
♦ экспертиза политической ситуации;
♦ анализ и мониторинг политических персоналий и структур;
♦ создание информационно-аналитических карт территорий и избирательных округов;
♦ анализ болевых точек, выявление уязвимых мест в позиции кандидата и конкурентов;
♦ стратегическое и тактическое планирование кампании;
♦ технологическое обеспечение кампании;
♦ кадровая поддержка политической кампании;
♦ реализация политической кампании «под ключ»;
♦ развитие имиджа политических лидеров, партий и объединений;
♦ правовое обеспечение политических кампаний;
♦ юридическая поддержка формирования общественных и политических организаций;
♦ лоббирование интересов организаций, движений и социальных групп в органах государственной власти;
♦ проведение рекламной кампании;
♦ управленческое консультирование: экспертиза и прогнозирование развития организаций;
♦ организация и проведение образовательных и обучающих мероприятий для различных целевых аудиторий;
♦ социально-психологический тренинг для клиента, его команды и сотрудников;
♦ составление баз данных различной целевой направленности;
♦ организация и проведение информационных и коммуникационных кампаний;
♦ медиаподдержка политической кампании;
♦ управление кризисными или проблемными ситуациями;
♦ коммуникационный аудит;
♦ сопровождение переговоров, выступлений и т. п.;
♦ социологические опросы;
♦ обеспечение информационно-психологической безопасности и т. д. Разумеется, что конкретные политконсалтинговые организации
формулируют свой собственный набор предлагаемых услуг. Вот как, например, это выглядит в случае с известной современной фирмой «Центр политической конъюнктуры России» (ЦПКР).
Основными конкурентными преимуществами ЦПКР на рынке по-литконсалтинга в России является глубокая погруженность в содержание политических процессов, способность моделировать действия основных игроков, прогнозировать возможное развитие событий, максимально учитывать специфику запроса заказчика.
Основные виды предлагаемых ЦПКР работ:
♦ разработка рекомендаций по решению политических задач;
♦ продвижение публичного имиджа;
♦ репутационный консалтинг;
♦ антикризисное реагирование;
♦ создание интернет-сайтов по политической тематике;
♦ создание докладов, отчетов, программ на основе предоставленной заказчиком информации;
♦ организация обучающих мероприятий для специалистов компании по тематике политического анализа, GR, PR.
К услугам ЦПКР прибегают зачастую вследствие следующих причин:
♦ необходимость использования политических инструментов для решения поставленных задач;
♦ моделирование интересов государственных органов, конкурентов;
♦ вовлечение в конфликтные ситуации, связанные с участием государственных органов, политических структур;
♦ стремление минимизировать политические риски;
♦ намерение конвертировать репутационный ресурс в конкретные политические и бизнес-результаты;
♦ потребность оформить имеющиеся объемы информации в доклад, отчет, программу, презентацию;
♦ необходимость обучения сотрудников.
Познавательный смысл имеет и нижеследующая классификация политического консультирования.
1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом (как разовое консультирование, так и долгосрочное консалтинговое обслуживание).
2. По числу консультируемых лиц (групповое или индивидуальное).
3. По используемым методам и сфере консультирования (психолого-педагогическое, психологическое, экономическое и правовое консультирование).
4. По способу взаимодействия с клиентом (директивное политическое консультирование и недирективное политическое консультирование).
5. По целям консультирования (обучающее консультирование и консультирование по оптимизации структуры политической организации).
6. По способу организации консультации (экспертное и процессное консультирование)1.
С позиций политического менеджмента эффективность политического консультирования во многом обусловлена профессиональным статусом специалистов, занимающихся этим сложным видом политико-управленческой деятельности.
В качестве конкретного результата работы политконсультанта выступает, как правило, предоставление заказчику или политическому менеджеру отчета об анализе политической ситуации и прогнозе ее развития. В избирательных кампаниях на политических консультантов будут возложены задачи разработки стратегии и тактики кампании, создания избирательного штаба и организации его эффективной работы. Если речь идет о психологическом сопровождении политика, то задачами консультантов становятся психологическое тестирование кандидата, коррекция его имиджа.
Для выполнения каждого из перечисленных видов деятельности требуются соответствующие профессиональные знания и навыки. Однако одной из наиболее важных проблем в профессиональной деятельности политического консультанта является не та конкретная работа, ради которой их пригласили, а установление взаимопонимания со своим клиентом, с политиком.
Дело в том, что в большинстве случаев заказчики консалтинговых услуг — это люди со сложившейся системой ценностей, убеждений и установок, с устоявшимися чертами характера, с определенной оценкой собственного «я». У каждого из них может существовать свой взгляд на роль политического консультанта. Политики, обладающие властной натурой, привыкшие, что им подчиняются, часто оказывают необоснованное давление на консультантов и не приемлют никакой критики в свой адрес. Другие могут быть изначально недоверчиво настроены к консультантам, подозревая их в симпатиях к своим политическим конкурентам и соперникам. Третьи, находясь в состоянии стресса, оказываются неспособными критически осмысливать ту информацию, которую им предлагают консультанты. Но в любом случае без установления нормальных рабочих отношений между консультантом и клиентом процесс консультирования просто невозможен. Отсюда так важно для политического консультанта решение двойной задачи: с одной стороны, необходимо обеспечить на высоком профессиональном уровне свою работу по анализу, диагностике и разработке рекомендаций для заказчика, а с другой стороны, необходимо предпринимать усилия по установлению нормальных деловых отношений с политиком, человеком, которому придется принимать окончательное решение. Профессиональное мастерство политических консультантов заключается в том, чтобы по возможности как можно быстрее совместить эти плоскости. Если этого не произойдет, то велика вероятность того, что подготовленный консультантами отчет просто не будет принят во внимание политиком.
Таким образом, наряду с выполнением своих профессиональных обязанностей по решению конкретной задачи политические консультанты должны одновременно заботиться об установлении межличностных отношений с политиком-клиентом, о создании атмосферы взаимного доверия.