7. Проиллюстрируйте своим примером любую из китайских стратагем.
8. Изложите суть любого из известных вам национального стиля переговоров. В чем заключаются его преимущества и недостатки?
9. Что такое BATNA и EATNA?
10. О каких тактических приемах, применяемых на переговорах, вы узнали из данной главы?
3.6. Политическая кампания как вид управленческих отношений
3.6.1. Что такое политическая кампания
Политическая действительность образуется деятельностью людей, связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В ходе этой деятельности политические субъекты, или акторы, взаимодействуют с другими субъектами. Иногда взаимодействия политических акторов могут быть случайными. Но во многих случаях они могут быть вполне осознанны и целенаправленны.
Весь политический процесс можно представить в виде развертывания политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл1.
|
|
Исходя из сущности политического процесса, можно сделать вывод о том, что он во многом связан с управленческими отношениями между политическими акторами. Именно здесь мы находим основания для политического менеджмента, обладающего всеми общими чертами управленческого процесса. Вместе с тем политический менеджмент имеет ряд особенностей, о которых уже шла речь выше в первом разделе учебного пособия. К числу этих особенностей относится и такой специфический способ политического управления, как политическая кампания.
Уже в первых отечественных политологических работах проблематика политической кампании получила свое отражение. Так, в учебнике А. Демидова и А. Федосеева 1995 г. политическая кампания трактуется как система действий, рассчитанная на достижение определенной цели, обычно в качестве таких целей в политике выступают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов2.
1 См.: Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. — М., 2001.
2 Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. — М.: Высшая школа, 1995. — С. 228.
Поскольку политическая кампания — это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах.
|
|
Проведение политической кампании, степень ее поддержки зависят от огромного числа обстоятельств, многие из которых носят случайный, преходящий характер. Но в динамике политической жизни, какие бы удивительные превращения она ни претерпевала, есть и некие константы, без учета и использования которых рассчитывать на успех политической кампании просто невозможно. Именно эти фиксируемые политико-технологические величины составляют базу разработки проектов политических кампаний.
Большей частью под этим термином в отечественной научной литературе и политической практике понималось главном образом проведение избирательных кампаний. В более широком контексте феномен политической кампании раскрывается Г. В. Пушкаревой1.
Она трактует политическую кампанию как управленческий процесс, инициируемый политическим лидером (партией, общественно-политическим движением, группой интересов и т. д.) для достижения определенных политических целей методами и средствами, исключающими применение открытых форм принуждения и права издавать обязательные нормы и правила2. Данное определение, на наш взгляд, в целом адекватно отражает не только теоретические представления о феномене политической кампании, но и опыт проведения многочисленных политических кампаний в постсоветской России.
Таким образом, под политической кампанией понимается отдельный управленческий процесс в политическом менеджменте. С этой точки зрения начальный импульс в политической кампании исходит от конкретного политического актора в виде желания достичь определенной политической цели и его готовности предпринимать для этого соответствующие шаги. Такого рода готовность к политическому
действию проявляется прежде всего в создании группы, которая будет реализовывать на практике принятое решение о достижении поставленной политической цели. В политическом менеджменте эта группа обозначается как субъект управления.
Равным образом тех, от кого зависит достижение политических целей и на кого направлена управленческая деятельность, называют объектом управления.
Отношения между субъектом и объектом управления в политической кампании определяют ее конкретное содержание.
Необходимо отметить, что в условиях массовизации современной политики уровень управляемости политических процессов вообще и политических кампаний в частности существенно понижается, степень предсказуемости политических событий становится минимальной. Естественно, в таких условиях существенно возрастает значимость людей, профессионально занимающихся проектированием и управлением политическими кампаниями.
На первый взгляд управленческие отношения в политических кампаниях не всегда отчетливо видны. Это касается статуса и субъекта, и объекта политического менеджмента. В большинстве случаев субъект управленческих отношений в политической кампании не очевиден, как, например, кандидат в депутаты, политическая группа или партия и т. п.
Точно так же большинство участников политической кампании по другую сторону субъект-объектных отношений — избиратели, общественность, политические партии и объединения — не относят себя к управляемым, поскольку в условиях современного демократического общества они могут пользоваться правом выбора.
В абсолютном большинстве случаев политическая кампания организуется и проводится специально созданными для этой цели группами людей — политическими менеджерами, роль и практическая деятельность которых мало известны широкой общественности.
Следует подчеркнуть еще одно существенное свойство политической кампании — управленческие отношения внутри нее не обладают жесткостью и структурированностью, они не воспринимаются вовлеченными в политическую кампанию людьми как отношения управления-исполнения, а следовательно, объект управления не ощущает себя связанным какими-то обязательствами, он действует свободно и самостоятельно.
|
|
Как правило, взаимодействие управляющих и управляемых внутри политической кампании осуществляется не напрямую, а опосредованно через систему различного рода политико-технологических приемов
и способов. Именно они составляют практическое содержание политической кампании, суть которой коренится в системе последовательно осуществляемых взаимодействий различных политических акторов. На схеме 10 показана логическая структура политической кампа-
нии.
Субъект кампании (политический менеджер)
Объекты политического менеджмента
Z
Результат политической кампании
Схема 10. Логическая модель политической кампании
В данном случае очевидно, что политическая кампания схематично изображена именно как последовательность взаимодействий субъекта и объекта, итогом ее становится определенный результат. Конкретное содержание этих взаимодействий определяется выбранной субъектом управления стратегией и тактикой управленческого воздействия, о чем подробнее речь идет ниже.
По замыслу политической кампании вся система инициированных политическими менеджерами взаимодействий должна приближать субъект политического управления к намеченной цели. Но на практике итогом политической кампании далеко не всегда оказывается желаемая цель. Так, в одномандатном избирательном округе могут участвовать в предвыборной борьбе несколько кандидатов, желающих получить мандат депутата парламента, но побеждает лишь один. Можно задаться целью заключить союз с политической партией на одних условиях, но на практике этот союз может реализоваться на других условиях. Вот почему Г. В. Пушкарева справедливо предлагает рассматривать в качестве итога политической кампании не достижение поставленной цели, а получение определенного результата1.
|
|
1 Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учеб. пособие для студентов упр. специальностей вузов. — М.: Дело, 2002. — С. 70-71. Причин расхождения между поставленной субъектом управления целью и полученным результатом множество: неверно выбранная стратегия убеждающей коммуникации, незнание особенностей мотивации участников политической кампании, не-
Анализ сущности политической кампании как разновидности управленческих отношений должен обязательно учитывать особенности социокультурной среды и политического пространства, внутри которых разворачивается политическая кампания. Речь идет о сложившейся системе социальных институтов, типе политической культуры, социально-психологических характеристиках различных социальных слоев общества и т. п.
3.6.2. Структура и основные этапы политической кампании
Структура любой политической кампании строится из ряда необходимых элементов, значимость которых зависит от ряда условий: от субъекта политического менеджмента (заказчика), степени теоретико-методической подготовки и опыта менеджера, от характеристики цели кампании и ее основных задач, наличия ресурсов, наличия политической команды, уровня конкуренции и т. п.
Как правило, политическая кампания включает анализ социально-политической ситуации, формулировку основной идеи кампании, проект кампании, ресурсы и соответствующую команду исполнителей. Ведущая роль в проектировании и осуществлении политической кампании принадлежит руководителям кампании — ее менеджменту.
Основными условиями эффективности политической кампании являются всесторонняя обоснованность ее стратегии и тактики, профессиональное мастерство менеджмента кампании и высокий уровень подготовки команды исполнителей. Все эти условия последовательно реализуются на различных этапах проектирования политической команды и в ходе ее реализации. Первостепенное значение при этом приобретает этап разработки проекта политической кампании.
Под политическим проектом в нашем случае понимается способ организации усилий политических менеджеров по осуществлению намеченных (или заказанных конкретным политическим субъектом) политических целей и задач. В реальном выражении политический проект представляет собой институциональную форму для воплощения определенного политического замысла. Следовательно, политическое проектирование является разновидностью политического менеджмента, в рамках которого вырабатываются стратегии оптимизации деятельности, продумываются алгоритмы наиболее перспективных
правильно проведенная сегментация политического рынка и т. д. Достижение поставленной цели зависит не только от субъекта управления политической кампании, но и от тех людей, которые вовлекаются в политическую кампанию, от характера реального политического процесса и т. п. В последующих разделах мы будем подробно рассматривать все проблемы.
решений, рассчитывается ресурсная база проекта, разрабатывается конкретный план всей кампании и определяются условия создания соответствующей команды исполнителей.
В отличие от политического менеджмента в целом, смысл проектирования политической кампании — в повышении эффективности самых разнообразных затрат, которые связаны с практическим воплощением того или иного замысла. Политическое проектирование осуществляется в условиях высокого уровня риска и неопределенности, что предъявляет особые требования к степени проработанности всех элементов кампании на всех стадиях ее осуществления. Грамотное политическое проектирование всегда стремится к минимизации возможных рисков.
Стратегически политическое проектирование направлено на повышение управляемости социально-политических процессов и в силу этого носит целесообразный и планомерный характер.Конкретным результатом проектирования политической кампании является проект как основной документ, которым руководствуется субъект управления политической кампанией.
Проектирование политической кампании представляет собой один из наиболее важных аспектов политического менеджмента, который сопряжен с постановкой целей и задач, а также с сопоставлением и отбором методов политико-управленческой деятельности. Это предполагает алгоритмизацию процесса разработки и управления проектом.
Теоретические разработки в области политического менеджмента, а еще больше практика политического управления доказывают необходимость разработки проекта для любой политической кампании. Недооценка роли политического проектирования крайне негативно может сказаться на ходе политической кампании и ее результатах. Г. В. Пушкарева в связи с этим указывает на два отрицательных последствия пренебрежительного отношения к разработке проекта политической кампании.
Во-первых, может появиться синдром «лебедя, рака и щуки», когда члены одной и той же команды, осуществляющей управление политической кампанией, могут по-разному смотреть на стратегические цели кампании и ориентироваться на взаимоисключающие технологии их реализации. Во-вторых, инициаторы политической кампании рискуют оказаться в роли догоняющих, постоянно подстраивающихся под общественное мнение, в то время как их главная задача — активно влиять на умонастроения и убеждения людей.
Особая важность разработки проекта политической кампании любого уровня связана со спецификой реального политического процесса с его плохо поддающимися контролю и часто непредвиденными обстоятельствами. Под напором неконтролируемых факторов очень легко растеряться, свести всю кампанию к хаотичным, непоследовательным действиям. И только проект позволяет выдерживать единую линию действий на протяжении всего срока предвыборной борьбы1.
На первом этапе проектирования политической кампании осуществляется анализ сложившейся к данному моменту политической ситуации и уточнение политических целей кампании. В связи с этим в рамках политико-управленческого знания выделяется особое научное направление, содержание которого подробно рассматривается в курсе учебной дисциплины «Политический анализ и прогнозирование». В нашем случае важно подчеркнуть объективную необходимость этого этапа разработки проекта политической кампании.
В учебной и справочной литературе проект политической кампании, как правило, структурируется следующим образом: это должен быть письменный документ, в котором четко прослеживаются определенные основные разделы:
♦ стратегия политической кампании;
♦ ресурсное обеспечение политической кампании;
♦ тактика политической кампании, основные направления, пути и способы реализации стратегии;
♦ требования к команде исполнителей;
♦ план-график политической кампании.
В сложных по характеру политических кампаниях в структуру общего проекта кампании могут быть включены так называемые спецпроекты, ориентированные на достижение специфических целей. Такого рода проекты разрабатываются, например, в ходе избирательных кампаний, когда зачастую возникает необходимость целенаправленной работы с отдельными категориями избирателей, по минимизации эффектов политической деятельности конкурентов и т. п.
Общий характер и содержание проекта политической кампании выдвигают ряд требований.
Обоснованность. Реализация этого требования обеспечивается результатами всестороннего анализа исходных социально-политических и технологических условий конкретного политического проекта. В этих целях проводятся социологический мониторинг, анализ статистических данных, сравнительный анализ эффективности планируемых форм и методов реализации политической кампании, дается
1 Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учеб. пособие для студентов управленческих специальностей вузов. — М.: Дело, 2002. — С. 342-343.
характеристика институциональных условий реализации политического проекта и т. д.
Принципиальное значение на этапе обоснования проекта политической кампании имеют характер и форма обсуждения основных целей и стратегии политической кампании. Как правило, это сопровождается обсуждением различного рода альтернатив, дискуссиями, полемикой. Однако такого рода процесс является необходимым для оптимального выбора и уяснения участниками политической кампании цели и основных задач кампании.
Не менее важным требованием к проекту политической кампании является его конкретность. Основные положения проекта должны быть сформулированы как можно более конкретным и ясным образом, исключающим возможность неоднозначного толкования. Проект должен быть лаконичным по форме изложения. То есть предельно кратким, без излишней детализации — это рабочий документ без дополнительных рассуждений и обоснований. Применительно к проектам избирательной кампании, как показывает практический опыт, он не должен превышать 40-50 страниц текста1.
Обязательное требование к проекту политической кампании — ограниченность доступа к нему. Это требование вытекает из самого характера и важности данного документа, поскольку он предназначен для внутреннего, служебного пользования. Несвоевременная огласка содержания проекта в условиях жесткой политической конкуренции может нанести существенный ущерб кампании в целом. В силу сказанного значительно возрастают роль и ответственность менеджеров кампании. Именно они призваны, с одной стороны, обеспечить усвоение всеми членами своей команды основных стратегических целей и тактических положений кампании, а с другой стороны — предотвратить нежелательную утечку информации о содержании стратегии и планов проведения кампании.
На втором этапе разрабатываются стратегия и тактика политической кампании, являющиеся ядром политической кампании. Под стратегией политической кампании понимается ее главная цель, общие принципы и способы достижения цели, которая должна быть обеспечена по итогам политической кампании.
В имеющейся литературе, посвященной анализу условий и принципов разработки стратегий различных политических кампаний, со
держатся описания различных модификаций структурного содержания этих стратегий1. С нашей точки зрения, общая характеристика стратегии политической кампании может быть представлена следующим образом.
Так, в стратегии должна быть четко определена главная политическая цель кампании. Это нужно для того, чтобы избежать возможных разночтений при ее интерпретации. Кроме этого предельно конкретная и четкая постановка цели кампании способствует разработке адекватной программы ее реализации. Практический опыт политического менеджмента показывает, что на этапе формулирования основной цели кампании могут возникнуть две непростые проблемы: одна нравственного порядка, то есть насколько формулируемая задача кампании вписывается в общепринятый нравственно-политический контекст; другая проблема связана с возможной двойственной позицией заказчика политической кампании — обычно политического субъекта, который не всегда желает раскрывать свои истинные цели. Но политические менеджеры должны стремиться разрешить эти сопутствующие проблемы, без чего трудно добиться координации всех членов политической команды в ходе реализации кампании в целом.
Определение основной политической цели является, как правило, задачей политических субъектов — заказчиков политической кампании.
Разработка сопутствующих целей политической кампании, которые надо реализовать, чтобы обеспечить достижение политической цели, является задачей уже политических менеджеров. На первый план здесь выступает формулировка управленческих целей. Эти цели предполагают определение желаемых изменений в мотивации людей, их установках и ценностных ориентациях, в их отношении к политическому субъекту, в представлениях о нем, появлении намерений действовать согласно интересам руководителей политической кампании. Иначе говоря, чтобы сформулировать управленческие цели, надо найти четкий ответ на вопрос, какова должна быть мотивация людей, чтобы они однозначно выбрали ту линию поведения, в которой заинтересован субъект управления.
Очевидно, что в сложной структуре современного политического процесса на этапе разработки управленческих целей политическому менеджеру необходимо определять и формулировать в стратегии кампании основные социально-политические, психологические и технологические проблемы, подлежащие разрешению в ходе кампании. Речь идет, например, о разных мотивах политического поведения различных социально-профессиональных групп населения, о необходимости обеспечить нужный формат политических действий у неоднородных политических акторов и т. п.
В связи с этим в современной учебной литературе выделяются два направления воздействия на мотивацию людей, вовлекаемых в политическую кампанию. Первое направление — формирование в их личностных системах устойчивых аффективно-когнитивных структур, то есть ценностных ориентаций, оценок, убеждений, стереотипов, установок, которые соответствуют интересам руководителей политической кампании. Как вариант, требующий дополнительных усилий, может рассматриваться проблема изменения, модификации ранее сложившихся установок. Второе направление не предполагает изменения системы знаний, убеждений и установок личности, а ориентирует политических менеджеров воздействовать на процесс индивидуального понимания информации и формирующейся на его основе интерпретации ситуации. Это определяет особую важность предварительной аналитической работы, проведения социологических опросов и других видов аналитического инструментария.
Таким образом, управленческие цели, сформулированные в рамках стратегии политической кампании, указывают, какими мотивами должны руководствоваться люди, какие у них должны быть взгляды, ценностные ориентации, установки, чтобы они совершили те действия, которые привели бы к успешному результату всю политическую кампанию. Основной путь поведенческой мотивации предполагаемых участников политической кампании заключается в направленном информационном воздействии на них.
С этим связана необходимость формулировки в стратегии кампании целей убеждающей коммуникации. Эта формулировка должна отражать центральную тему коммуникационного воздействия, основные сюжетные линии, основные адресные группы информационного воздействия.
Обязательным элементом стратегии политической кампании является определение основной линии работы политической команды с политическими конкурентами и возможными союзниками.
Сама структура письменного документа под названием «стратегия политической кампании» может включать в себя следующие элементы:
♦ главная политическая цель кампании;
♦ основные управленческие цели;
♦ адресные группы;
♦ формулировка ключевой темы кампании (темы коммуникационного воздействия);
♦ формулировка основных проблем кампании;
♦ определение стратегии по отношению к конкурентам;
♦ уточнение и корректировка стратегии.
Изучение реальной социально-политической ситуации может подсказать и иные возможные положения стратегии, в любом случае политический менеджер обязан учитывать при разработке стратегии все социальные особенности конкретных групп населения, институциональной среды, традиции политического поведения, специфику политической коммуникации на территории, где предполагается реализации планируемой политической кампании.
Третий этап проектирования политической кампании связан с ее ресурсным обеспечением. В настоящее время проблема ресурсов приобретает первостепенное значение, и именно от способности руководителей политической кампании обеспечить привлечение ресурсов в нужном объеме и в установленные сроки зависит успех разработанной стратегии. Понятие ресурсов политической кампании включает кадровое обеспечение кампании — людские ресурсы, а также элементы общественной поддержки (общественные организации, НКО, бизнес-сообщества и т. п.), финансовые средства, техническое и транспортное обеспечение, средства связи, структуры массмедиа и т. д.
Любая политическая кампания строится прежде всего на массированном привлечении людских ресурсов. Они разделяются на две основные группы — волонтеров, то есть добровольных помощников, и нанятый персонал. Работа с людьми является основополагающей для менеджеров кампании, поэтому при проектировании кампании должна быть полная ясность относительно следующих задач: источники привлечения волонтеров, перечень мероприятий, где они могут быть задействованы, мотивация их деятельности и управление ею. Как правило, волонтеры задействуются в массовых мероприятиях: проведении митингов, пикетов, поквартирном обходе населения, раздаче агитационных материалов, дежурстве и т. п. Мотивы людей, участвующих в волонтерской деятельности, могут быть самыми разными.
Так, например, достаточно широко распространено в настоящее время профессиональное волонтерство — деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобретения профессиональных навыков. Другая категория волонтеров, так называемое общественное волонтерство, всем знакомая массовая полезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т. д. Цель подобной работы — знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу. Все больший размах приобретает виртуальное волонтерст-во — бесплатная интернет-работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтерства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн-помощь может осуществляться 24 часа в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях. Иногда можно использовать в ходе кампании семейное волонтерст-во, когда несколько членов семьи (взрослые, дети) вместе участвуют в определенных мероприятиях.
Вместе с тем надо иметь в виду, что привлечение добровольных помощников — весьма деликатная проблема. Планировать его можно при полной уверенности в лояльности людей и при гарантии их управляемости. Важно знать как можно точнее, с какими адресными группами населения могут работать волонтеры. Во многих случаях в качестве таких помощников используются активисты близких политическим целям политических партий и общественных организаций. Кроме того, следует помнить, что подходить к привлечению добровольных помощников нужно осмотрительно, ибо далеко не все желающие могут обладать качествами, необходимыми для эффективного исполнения планируемых мероприятий. В любом случае важно предусмотреть мероприятия по обучению волонтеров.
Для обеспечения материальной поддержки мероприятий политической кампании (средства связи, помещения, транспорт, типографские услуги и т. п.) часто используются заинтересованные в ее благополучном исходе бизнес-структуры. Менеджерская работа в этом направлении достаточно сложна и деликатна, она планируется заранее и должна постоянно корректироваться.
Одним из самых сложных направлений по ресурсному обеспечению кампании является ее финансовое обеспечение. В современном менеджменте эта работа части обозначается англоязычным термином фандрайзинг (fund — средства, финансирование, raise — нахождение, сбор).
Процесс поиска средств для политической кампании весьма сложный и, как правило, долгий. Поэтому планирование аккумуляции
средств является ответственным делом, требующим тщательной подготовки. Практикой современного фандрайзинга выявлены различные способы подобного планирования и организации.
Один из наиболее распространенных из них включает следующие шаги:
♦ менеджмент планирования фандрайзинга;
♦ создание в внутри политической команды широкой фандрайзинго-вой культуры;
♦ разработка стратегических и оперативных фандрайзинговых планов;
♦ обучение тех, кто занимается фандрайзингом;
♦ внедрение новых фандрайзинговых подходов, соответствующих характеру вашей политической кампании;
♦ мониторинг прогресса и оценка результатов.
Важнейшее условие успешности кампании по сбору финансовых ресурсов — своевременное начало этой сложной работы. Обычно не стоит ожидать, что вы сможете приступить к работе спустя неделю после решения о начале кампании. Результаты редко появляются быстро. Поиск средств необходимо начинать задолго до того, как эти средства понадобятся и будут использованы, чтобы они имелись к тому моменту, когда понадобятся. В современных условиях серьезные политические акторы не ждут, что деньги вдруг появятся, они все планируют заранее. Без этого трудно рассчитывать на успех всей кампании. Определение общей цели фандрайзинга является заботой заказчика политической кампании, и вместе с тем план сбора средств необходим для стратегии кампании. Наличие такого плана позволяет совершенствовать свою деятельность в этом направлении, сосредоточивать внимание на решении ключевых проблем, четко представлять будущее кампании и контролировать ситуацию. Такого рода план позволяет рационально использовать ресурсы и увеличивать поступление средств. Политические менеджеры, осуществляющие стратегическое планирование, имеют больше шансов собрать желаемую сумму денег, так как здесь все, от кого зависит успех (политическое руководство, менеджеры, руководители конкретных программ, члены политической команды), стремятся к общей цели. Если стратегическая цель сбора средств сформулирована правильно, то она отображает и дополняет основную цель кампании, фокусирует менеджмент на главном.
В этом же направлении работает оперативный план сбора средств, например, на несколько месяцев. Он может включать в себя такие пункты: как и чего конкретно мы хотим достичь, источники и размеры
необходимых средств, формы финансирования деятельности, ответственность участников, сроки исполнения, регулирование и контроль денежных операций.
На первом этапе фандрайзинга происходит анализ состава потенциальных источников финансовой поддержки — спонсоров кампании. Список делается предельно широким и включает практически всех, кто обладает реальными финансовыми возможностями. Затем общий список группируется по нескольким основаниям.
В одну группу входят те потенциальные спонсоры, которых с субъектом политического управления связывают хорошие личные отношения. Это могут быть родственники и друзья кандидата (в избирательной кампании), государственного деятеля (в имиджевой кампании), руководителей, членов политической партии (в кампании по созданию имиджа организации) и т. д. Личные связи, доверительные отношения, желание оказать помощь родным и друзьям делают включенных в эту группу наиболее вероятными спонсорами.
Вторую группу составляют те, кто заинтересован в реализации целей политической кампании, кто имеет с субъектом политического управления общие интересы. Например, это могут быть руководители финансово-промышленных групп, рассчитывающих, что с избранием данного кандидата или ростом популярности данной политической партии они обретут соответствующую политическую поддержку или получат возможность влиять на принятие государственных и политических решений.
Третья группа включает спонсоров, разделяющих идеологические и политические взгляды инициаторов политической кампании, кто ориентируется на те же политические, экономические и культурные ценности. В эту группу войдут, например, те спонсоры, которые поддержат политическую партию, потому что она отстаивает близкие им по духу принципы рыночной экономики или национального возрождения.
Наконец, четвертая группа — это «враги врагов» (инициаторов политической кампании), то есть те, кто готов финансировать политическую кампанию, потому что им не нравятся противники этой кампа-нии1. Выделение конкретных групп на основании различий в мотивах финансовой поддержки политической кампании необходимо для того, чтобы правильно построить в отношении каждой из них информационные стратегии.
Подобный подход к планированию получения финансовых средств для политической кампании позволяет систематизировать эту сложную работу, определить приоритеты в работе со спонсорами, обеспечить разнообразие источников финансирования. Кроме того, такого рода планирование необходимо для своевременной и качественной финансовой отчетности, являющейся одной из необходимых и важных задач менеджмента кампании.
Планирование может включать личные переговоры о спонсорских взносах, специальную программу создания финансового комитета, специальные мероприятия по сбору средств, программу получения больших и малых взносов и т. п.
Схематичное знакомство с основными принципами привлечения средств в фонд политической кампании показывает, что это направление деятельности в политическом менеджменте требует особых знаний, навыков и дополнительных усилий. Привлечение средств не является одномоментной акцией, а вырастает в специальное направление кампании в целом. Как показывает опыт проведения новейших политических кампаний, прежде всего избирательных, политические менеджеры не обладают полной информацией о финансовых возможностях, о бюджете кампании. Они могут, планируя те или иные рекламные акции, выйти за пределы реального бюджета и оказаться в конечном счете в списке должников издательств и редакций, что, безусловно, не способствует укреплению их имиджа и имиджа политика, с которым они работали. С другой стороны, опасаясь вышеуказанной ситуации, они могут не пойти на проведение каких-то рекламных акций, но экономия может оказаться лишней, так как часть финансовых ресурсов останется невостребованной, а отказ от запланированных рекламных акций обернется нехваткой нужного количества голосов на выборах.
И наконец, следует иметь в виду важнейшее для всей судьбы политической кампании обстоятельство при организации работы с финансовыми средствами кампании: нужно постоянно учитывать конкретные ограничения, накладываемые на этот процесс российским законодательством. Это касается в первую очередь источников и предельных сумм расходов средств избирательного фонда на выборах разного уровня. Но и в иных по характеру политических кампаниях их финансовое обеспечение находится под общественным и государственным контролем, о чем всегда должны помнить менеджеры кампании.
Четвертый этап проектирования политической кампании связан с разработкой тактики кампании. При всех разночтениях, имеющих
ся в литературе относительно понимания стратегии и тактики, можно выделить принципиальное различие между ними: стратегия кампании излагает содержательную составляющую политической кампании, а тактика должна содержать ответы на вопросы, как это сделать и в какой логической и временной последовательности.
В большинстве случаев тактика кампании прописывается в отдельном документе. Тактика представляет собой совокупность приемов, способов решения задач политической кампании. Хорошо продуманная тактика позволяет задать алгоритм действия всем участникам политической кампании и обеспечить реализацию стратегии.
Сложившееся в политической практике многообразие приемов, способов воздействия на массы ставит перед политическими менеджерами проблему оптимального выбора. Иными словами, разрабатывая проект новой политической кампании, политические менеджеры должны всякий раз решать вопросы о том, какие надо использовать техники, приемы, насколько адекватны они данной политической кампании, помогут ли они реализовать поставленные цели.
Единый подход к разработке тактики политической кампании в современном отечественном политическом менеджменте еще не сложился. Но в основе разработки тактики лежит структурирование внутри кампании основных относительно независимых направлений.
Под разработкой тактики выборной кампании понимается процесс рождения действий, шагов и элементов будущей кампании из огромного массива информации, грамотного его анализа на базе найденных концепций, имеющихся стратегий и стратегического планирования в целом.
Тактическая часть проекта политической кампании должна описать, как будут реализовываться стратегические задачи, учитывать все формы взаимодействия политической команды со всеми агентами политического процесса, предвидеть ресурсные затраты на кампанию. Она также должна детально описывать, когда и какие конкретные шаги предстоит сделать. Разработка тактики избирательной кампании требует от менеджеров кампании проявить особую мудрость, поскольку тактика — это распределение всех имеющихся ресурсов.
Одна из наиболее употребительных моделей структуры тактики политической кампании может включать в себя такие слагаемые, как:
♦ организационная структура;
♦ план-график кампании;
♦ работа на местах;♦ налаживание контактов с общественностью;
♦ организация финансирования кампании.
Каждое из вышеприведенных направлений в свою очередь включает в себя конкретные составные элементы. Так, в организационной структуре прописываются условия и формы создания политической команды, о чем подробнее говорится ниже.
График проведения кампании включает в себя распределение мероприятий в рамках всего срока кампании по отдельным ее направлениям, в том числе такие:
♦ распределение времени основных участников кампании;
♦ программа и график встреч с общественностью;
♦ программа поездок по территории реализации кампании;
♦ перечень наиболее важных событий, в которых будет задействована команда исполнителей;
♦ медиаплан кампании (подготовка пресс-релизов, интервью, плакатов, листовок, информационных статей в прессе, рекламных роликов, газет, брошюр, специальных значков, наклеек и пр.);
♦ программы ведения конкретных политико-технологических мероприятий (адресная рассылка материалов, сетевые технологии, работа по принципу «от двери к двери» и т. п.).
Пятый этап политической кампании связан с планированием всех мероприятий в рамках ее проведения.
После разработки тактики проектирование кампании должно трансформироваться в конкретный план выборной кампании. План политической кампании — это письменный документ, в котором четко определено ее прохождение во времени и пространстве. Составить такой документ можно только после того, как получены ясные ответы на четыре следующих вопроса.
Что проводится? Ответить на этот вопрос можно только после выработки тактического рисунка политической кампании, определения приоритетных направлений, каналов трансляции нужной информации, финансовых возможностей. В сформулированном виде ответ на этот вопрос представляет собой перечень мероприятий, начиная от публикации в местной прессе и заканчивая крупным массовым мероприятием.
Когда проводится? Для ответа на этот вопрос надо в дополнение к вышеназванному знать временные рамки политической кампании, как соотносятся друг с другом предполагаемые мероприятия, насколько реальны те или иные сроки подготовки рекламной продукции и массовых мероприятий и т. д.
Где проводится? В дополнение к сказанному определяется место проведения политических акций, в каких районах размещаются рекламные щиты, в каких домах распространяются те или иные листовки и т. д.
Кто ответственный? Каждое мероприятие в политической кампании требует людских ресурсов, то есть четкого определения того, кто готовит ту или иную встречу, кто организует подачу материала в прессу, кто расклеивает рекламные плакаты и т. д.
В плане подробно прописаны шаги, даты, мероприятия, ответственные лица и прочее, что делает его рабочим документом, который (хотя и изменяется в силу обстоятельств) является основным и главным руководством к действию.
Общий план кампании является единственным документом для составления основных графиков:
♦ сетевого графика кампании;
♦ финансового графика;
♦ графика встреч с общественностью;
♦ графика появления и прекращения публикования материалов в массмедиа;
♦ графика проведения комплекса мер политической рекламы. План кампании — это схема, по которой она будет проводиться,
и он должен разрабатываться с учетом трех основных позиций:
♦ оценки политической ситуации и политической ориентации;
♦ стратегии кампании;
♦ тактики кампании.
К разработке плана необходимо подойти квалифицированно. Для того чтобы план кампании был эффективным, необходимо согласовать его с участниками политической кампании. В противном случае он работать не будет.
Практикой современного политического менеджмента выработано много способов составления плана политической кампании. Примерную схему создания плана кампании можно представить в виде нескольких этапов: создание группы планирования, проведение необходимых исследований и обобщение их результатов, выработка основных идей кампании, утверждение решений в отношении основных принципов стратегии и целей плана, критический пересмотр написанного материала, одобрение плана основным субъектом управления (кампанией-заказчиком), контроль его реализации. После написания план кампании должен быть подвергнут критическому анализу, своеобразной проверке на жизнеспособность.Понятно, что любая политическая кампания отличается своеобразием, поэтому составление плана кампании — это творческий процесс и во многом является показателем профессионального умения политических менеджеров. Именно поэтому при разработке плана кампа
нии перед ее менеджментом со всей неизбежностью встает проблема выбора. Во-первых, ресурсы политической кампании всегда ограниченны, а следовательно, надо отбирать те методы и приемы, которые могут быть обеспечены ресурсами. Во-вторых, каждая политическая кампания по-своему уникальна, она проводится в конкретной ситуации, а следовательно, необходимо учитывать специфику как самой политической кампании, так и условий, в которых она разворачивается.
Поскольку часто политические кампании разворачиваются в конкурентной среде, когда утечка информации о стратегических целях и тактических планах крайне нежелательна, специальные планы-графики позволяют минимизировать последствия такой утечки. В этом случае члены команды, работающие, например, в соответствии с планом-графиком распространения наружной рекламы, обладают информацией только о своем направлении работы. И даже если конкуренты получат копию такого плана-графика, им явно будет не хватать этой информации для того, чтобы составить представление о стратегии убеждающей коммуникации и особенностях ее воплощения в целом.
Составление плана завершает работу политических менеджеров над проектом политической кампании. В плане идеи кампании переводятся на язык конкретных действий, которые необходимо совершить всем членам команды, чтобы приблизиться к поставленным политическим целям.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое политическая кампания?
2. В чем предназначение проекта политической кампании?
3. Какова структура проекта политической кампании?
4. Назовите основные требования к содержанию политического проекта.
5. Какие структурные элементы образуют стратегию политической кампании?
6. В чем заключается управленческий смысл ключевой темы кампании?
7. Какое значение имеет формулировка главной политической цели кампании?
8. Какова роль ресурсного обеспечения политической кампании?
3.7. Политическая команда
Современному политическому лидеру, любому иному субъекту политического менеджмента для исполнения функции управления необходимы самые разнообразные знания и умения, особое место среди которых занимает умение подготавливать и формировать политическую управленческую команду и конструктивно выстраивать взаимоотношения с ней.
В процессе построения политической команды важно исходить из двух предварительных условий: во-первых, данный процесс требует централизованного и единого руководства, а во-вторых, формирование команды, ее развитие и изменение не прекращаются никогда. Более того, наиболее ценные идеи для командной работы, скорее всего, поступят из практического опыта реализации политического проекта.
Первый шаг в построении команды — уточнение для всех ее участников целей, которых следует достичь. Руководитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы участники команды разделяли их и считали в определенной мере собственными. Важнейшая задача политического лидера и менеджмента кампании — создание здорового
климата в команде. Он зависит от многих факторов, но, пожалуй, главными являются открытость, взаимная поддержка и конструктивная критика. Каждый участник команды должен быть обеспечен обратной связью. Следует помнить, что различные потребности и мотивы, целевые установки и, наконец, способности участников команд только тогда могут быть использованы в интересах команды, когда открыто высказываются и принимаются всеми. Столкновения взглядов, если их направлять должным образом и конструктивно использовать, ведут к росту взаимопонимания между сотрудниками.
Сильным инструментом в руках менеджмента кампании является признание и признательность по отношению к деятельности того или иного участника группы. Современная практика политического менеджмента показывает, что эти факторы ни в одной политической команде не используются в должной мере. Например, 70 % опрошенных членов политических команд федерального и регионального уровня указали, что в беседах с руководителями вопросы признания деятельности или успехов работников никогда не обсуждались, 60 % — что вопросы эффективности их личной работы начальством не рассматривались. Такие низкие оценки, данные руководителям, свидетельствуют о неразвитости этого элемента социального поощрения, и причина тому, как указали 62 % респондентов, — низкий уровень компетентности руководителей в данном вопросе1.
Важным условием эффективной работы политической команды является внутрикомандная информация. Для командной работы недостаточно того, чтобы информация доходила до всех членов команды в полном объеме. Необходимо, чтобы она еще и воспринималась теми, кому адресована. Ибо самооценка участников команды, готовность к дальнейшей деятельности в значительной степени зависят от уровня их информированности.
Для формирования сплоченности и командного духа важно, чтобы члены команды участвовали в принятии решений. Это повышает мо-тивационную готовность работать в команде. В связи с этим необходимо все проблемы по поводу командной деятельности выносить на общее обсуждение. Опыт видетельствует, что даже внимательного ознакомления с проблемой, с сомнениями, имеющимися у коллег, порой достаточно для нормализации отношений.
К числу обязательных условий эффективной работы политической команды относится правильно организованный контроль ее деятель
ности. Суть его заключается в четко сформулированных и усвоенных командой правилах командной работы. Такой подход к контролю требует, чтобы установленные формы и методы деятельности были приняты и одобрены всеми участниками команды. Для нейтрализации негативных проявлений контроля необходимо его результаты время от времени обсуждать на рабочих совещаниях команды. Каждый участник команды должен осознавать, что контроль направлен не на него лично, а на рабочий процесс. В современной практике во многих случаях внутри политической команды имеется контролирующая структура.
Одной из управленческих целей политического менеджера является создание горизонтального управления, повышающего роль таких ценностей, как инициатива, творчество, долгосрочная ориентация, предприимчивость. При таком подходе люди и их способности становятся для руководителя статьей инвестиций, а не затрат, как это было в традиционных, централизованных и бюрократических организациях.
В связи с этим взаимоотношения или поведение в команде можно рассматривать с двух позиций: как ориентированные на выполнение задачи, стоящей перед командой, и ориентированные на личные взаимоотношения внутри команды.
К числу необходимых для плодотворной работы стереотипов поведения следует отнести такие:
— выдвижение предложений и инициатив, относящихся к выполнению стоящей задачи;
— развитие идей, выдвинутых другими;
— анализ недостатков и причин, ведущих к слабой работе;
— поиск и передача нужной информации;
— оценка достоинств предложений и их результативности;
— участие в принятии решений;
— проявление дружеского расположения, поддержки и отзывчивости по отношению к коллегам по команде;
— готовность признать конфликт и разобраться в нем;
— открытое высказывание суждений о работе команды или своих коллег и т. д.
В силу особой важности внутрикомандной рабочей атмосферы в настоящее время в состав политических команд вводятся специалисты-психологи, которые целенаправленно и постоянно работают с командой в данном направлении.
Отмеченные особенности деловых отношений формируются в команде не за один день. Этому могут и должны способствовать внутренние дискуссии, совместные обсуждения, всесторонний анализ
поведения в команде без жесткой критики по поводу того, что такое командная, коллективная работа. Критика в данном случае должна использоваться как более тонкий механизм взаимодействия, поскольку неправильное ее применение может больше разрушить, чем принести пользы.
Проблема формирования политической команды является одной из центральных при разработке и реализации политической кампании. Проведенные в начале XXI в. исследования проблем, с которыми сталкиваются современные отечественные политики, полностью подтверждают этот вывод. Так, более 80 % политиков на первое место в числе проблем, с которыми им приходится сталкиваться, ставят подбор членов политической команды, поиск людей, способных эффективно взаимодействовать в ходе реализации политической стратегии. 64 % политических лидеров считают, что успех возглавляемой организационной структуры определяется тем, насколько эффективно подобраны ближайшие помощники. 47 % считают необходимым целенаправленно готовить субъектов управления для правильного подбора ими своего ближайшего окружения и эффективной расстановки кадров1.
Актуальность проблемы определяется и тем, что если ранее традиционно центральной фигурой в исследованиях проблемы повышения эффективности политической деятельности выступал лидер, теперь большее значение приобретает изучение его окружения, которое в значительной мере определяет и специфику политических действий, и стиль политического менеджмента, и характер взаимоотношений в организации, а в конечном счете и стабильность структуры политической организации, и эффективность ее функционирования как целостного феномена.
В настоящее время в отечественной теории управления, вслед за зарубежной и прежде всего американской, понятие «команда» получает все большее распространение. Его смысловая нагрузка достаточно своеобразна: оно используется зарубежными теоретиками, как правило, для обозначения рабочих групп, созданных в рамках организации для решения определенного круга поставленных руководством задач.
Формирование субъектом политического управления управленческой команды является одним из самых действенных средств достижения поставленных им политических целей.
Именно поэтому политический менеджмент в широком его понимании заявляет о себе как научное видение условий и факторов достижения поставленных целей не только политическим лидером, но и поддерживающей его группой — политической командой. В этом плане последняя понимается в политическом менеджменте как одна из форм политической субъектности в системе политико-управленческих отношений.
В силу роли и функциональной значимости политической команды вопросы организационного, профессионального и социально-психологического характера, связанные с деятельностью такой команды, входят в предметную область политического менеджмента.
Понятие «политическая команда» характеризует групповое объединение политических субъектов и специалистов в целях управления конкретной политической кампанией.
Одной из наиболее важных характеристик любой системы, системообразующим ее признаком считается целостность. Для социальной, в том числе политической, системы системообразующим звеном выступает ее цель, целесообразность существования и функционирования.
С формальной точки зрения политическая команда — это совокупность ее участников, взаимодействующих между собой и выступающих как единый организм во имя эффективного воздействия на политические события и процессы. Благодаря образующимся в процессе управленческого взаимодействия отношениям и консолидациям совокупность разрозненных, самостоятельных людей превращается в связанное единство. Следовательно, политическая команда, действующая сообща во имя достижения единых целей, обладает характеристикой целостности. Поэтому с точки зрения политического менеджмента такую команду необходимо рассматривать только как целое, как единый организм.
Политическая команда представляет собой объединение участников политического процесса, способное синтезировать, создавать такие собственные качества для целого, которые невозможно или затруднительно создать в одиночку и способствующие в результате взаимодействия со средой выработке эффективных управленческих мер по развитию объекта управления.
Рассматривая политическую команду как систему, важно представлять, что она состоит из отдельных элементов, то есть участников команды, которые обладают относительной самостоятельностью и специфическими качествами, но при этом еще и детерминированы самой системой. Иначе говоря, участники команды вынуждены демон
стрировать в первую очередь те личностные качества, которые требует система, то есть команда.
Перечислим качества, присущие эффективной политической команде:
♦ ответственность за свою работу и всего коллектива;
♦ знания и профессиональные умения;
♦ качественное выполнение работы;
♦ стремление к сотрудничеству, доверие к коллегам;
♦ надежность;
♦ способность воспринимать критику;
♦ готовность к компромиссу, коммуникабельность;
♦ способность самостоятельно решить какую-либо проблему;
♦ организаторский талант.
Одним из важных требований к качественным характеристикам политической команды является способность сотрудников к совместной работе, что имеет такое же значение, как и их профессиональные знания.
Важно всегда помнить, что в реальности фактически не существует готовых команд ни в политике, ни в любой другой сфере социума.
Они могут быть только выращены, построены в ходе взаимодействия людей. Поэтому первая организационная структура подразделения, когда еще только планируется создать командные отношения, прописывается извне, то есть руководителем. Однако в дальнейшем, когда группа людей решает перейти к командной работе, начинаются различия в формировании структуры в сравнении с традиционными подходами к управлению.
Первый этап деятельности политической команды связан, как правило, с работой в уже существующей структуре иерархического типа. При этом неважно, давно ли она создана или возникла только что.
На втором этапе с подачи руководителя и под воздействием внешнего мира в коллективе происходит обмен мнениями по поводу новых правил взаимоотношений между коллегами. Эти правила формируют и новую структуру политической команды, то есть новые порядки, регулирующие взаимодействие людей в процессе работы.
На третьем этапе с установлением новых правил взаимодействия между людьми, в основе которых — не вертикальное подчинение, а кооперация, синхронизация и взаимодействие работников, формируется новая структура отношений — горизонтального типа. Факторами построения такой структуры становятся правила взаимодействия, принятые самими участниками команды, а не привнесенные сверху.
Обобщения практики политических команд, имеющиеся в отечественной литературе, позволяют сформулировать несколько основных правил командной работы, регулирующих взаимодействие между людьми в процессе их совместной деятельности:
♦ Каждый считает задачу, стоящую перед ним, приоритетной.
♦ Каждый стремится быть информирован наилучшим образом.
♦ Каждый задействован на рабочем месте оптимально, обучается и контролируется.
♦ Каждый принимает участие в планерках и собраниях.
♦ Каждый чувствует личную ответственность на своем рабочем месте.
♦ Каждый откровенен и честен.
♦ Каждый сразу же сообщает об обнаруженных недостатках в качестве продукции или работы.
♦ Каждый соблюдает оговоренные сроки исполнения работ.
♦ Каждый понимает, соблюдает и поддерживает организационное единство команды.
♦ Команда не принимает никаких отговорок.
Вместе с тем следует отметить, что как по количеству, так и по содержанию перечисленные правила для каждой политической команды могут быть собственными, характерными только для нее. Однако их предназначение едино для всех — добровольное создание нормативного поля, своих структурных взаимоотношений, отступление от которых считалось бы отступлением от командных (коллективных) интересов, что в конечном итоге может сказаться и на решении личных проблем участников команд.
Таким образом, нормы и правила являются новыми параметрами порядка в политических командах, которые:
♦ во-первых, не формируются кем-то сверху, а возникают в самой команде, создавая собственную структуру отношений;
♦ во-вторых, возникнув, предопределяют то, как должны действовать люди в данной команде, становясь, таким образом, структурообразующим скелетом организации;
♦ в-третьих, не только предопределяют поведение людей в данной структуре отношений, но еще и выступают основой для определения критериев отбора персонала.
Кроме того, важной характеристикой политических команд, относящих их к командам нового типа, является то, что совместная деятельность людей ведет к повышению эффективности деятельности команд не только за счет того, что они вносят в команду свои знания, но еще и за счет согласования темпа их деятельности.
Один из удачных опытов анализа основных этапов построения политической команды описан политическими психологами в одном из первых учебников по политическому менеджменту1.
Этап I. Подбор и установление формализованных отношений власти и подчинения, или притирка. Это этап подбора, установления личностно-профессиональных качеств персонала и объединение людей в формальную рабочую группу. В этот период люди, впервые встречаясь для коллективного труда, оказываются в ситуации, когда им прежде всего необходимо сориентироваться.
На данном этапе, в частности, происходит:
♦ переход к пониманию целей и задач организации или компании, а также того коллектива, где человек начинает трудиться;
♦ переход к новой оценке собственной компетенции как в профессиональной области, так и в области взаимоотношений в группе;
♦ переход к деловому общению, требующему умения выслушать собеседника и представить свои идеи в понятной и убедительной форме.
Как правило, это период, когда определяются границы группы как по количественному составу, так и по направлениям деятельности. Основное внимание людей на этом этапе концентрируется на притирке друг к другу. Причем для будущей команды притирка важна не только с чисто психологической точки зрения, но еще и с экономической, поскольку в этот период хотя и скрыто, но уже начинают проявляться интересы каждого человека. Участники команды сравнивают их, оценивают с точки зрения соответствия своим личным интересам и задачам команды в целом. На этом этапе участники будущей команды начинают понимать, что кроме личных интересов необходимо учитывать и коллективные. В свою очередь для достижения того и другого необходимо согласованное коллективное действие, что предполагает соблюдение всеми общих командных норм и правил.
Ведущая роль на первом этапе построения команды принадлежит ее лидеру. Именно от него сотрудники ждут распоряжений, идей и целей, указаний по поводу организации работы. В данный период лидер представляет собой образец, модель поведения для всего коллектива. Именно он информирует участников команды о тех затратах, которые должен понести каждый из них, об ограничениях или нормах/правилах совместной работы, о целях, которых необходимо достичь. Лидер команды регулирует и распределение обязанностей, формулирует
и проясняет цели, стимулирует распределение и поддержание ролей, помогает в определении и уяснении должностных обязанностей, знакомит работников с правами и ответственностью, правилами внутреннего распорядка, помогает лучше и быстрее к ним приспособиться, организует обучение коллектива, в ходе которого предварительно намечаются или вырабатываются новые нормы и правила коллективной деятельности и т. п.
Этап II. Развитие инициативы и заявление о собственных возможностях, или «ближний бой». На этом этапе возрастает внимание участников команды к проблемам собственно коллективной работы. Члены группы сближаются между собой на основе сходных восприятий и аналогичных позиций. Как правило, одновременно начинается критика существующих и поиск новых форм и правил работы. В ходе столкновения мнений люди пытаются сформулировать нормы и правила, по которым должна жить и развиваться будущая команда. На данном этапе возрастает заинтересованность в налаживании дружеских отношений с коллегами по команде.
Данный этап — один из ключевых моментов в формировании жизнеспособной команды. Речь идет о понимании настоящей командной работы в процессе коллективной выработки норм/правил совместной деятельности, ассоциирующихся с более эффективными решениями, чем в случае, если бы каждый из участников действовал самостоятельно.
На данном этапе должно быть обеспечено:
♦ понимание того, что в ходе принятия решения при выборе из нескольких альтернатив совместное решение может быть более эффективным, нежели при единоличном выборе;
♦ усвоение того, что жизнеспособность командного подхода опирается на коллективный интерес, который необходимо сформулировать и сформировать;
♦ понимание важности становления новых, точнее собственных для данной команды норм/правил совместной работы, усвоение их каждым человеком и требование от других необходимости демонстрировать эти нормы;
♦ переход от старых, индивидуальных форм работы и опоры только на личные интересы к новым, совместно выработанным нормам/ правилам, опирающимся на коллективный интерес и утверждающим коллективный стиль отношений;
♦ понимание необходимости поиска новой модели управления командой, в основе которой лежат не указания руководителя, а самоуправление.
Этап III. Консенсус. После того как группа на втором этапе решила межличностные проблемы, существенно возрастает взаимное доверие сотрудников. Соперничество уступает место кооперации, споры — консенсусу. На этой стадии у участников команды должно сформироваться осознание того, что они в самом деле являются командой, что ассоциируется у многих с чувством «мы — команда» и высоко котируется всеми ее участниками.
На данной стадии формирования команды необходимо обеспечить решение следующих задач:
♦ переход от руководства командой на основе указаний к самоуправлению;
♦ переход к выработке решений на основе консенсуса;
♦ переход от конфронтации или просто безразличия к сотрудничеству между работниками;
♦ переход от ориентации только на личные цели к коллективным целям, в которых оптимально отражены и личные;
♦ переход к пониманию и ощущению реальных выгод от работы в команде и др.
Этап IV. Политическая команда. На этом этапе весь персонал политической команды выполняет работу качественно, проявляет заботу друг о друге, у всех общие коллективные цели и интересы. Для команды это время наивысшей эффективности. Команда нацелена на продуктивность, раскрытие потенциальных возможностей каждого человека.
На этом этапе становления политической команды реализуются:
♦ переход к развитию сотрудничества с внешним окружением;
♦ переход к пониманию с