В чем специфика метода принципиальных переговоров?

7. Проиллюстрируйте своим примером любую из китайских страта­гем.

8. Изложите суть любого из известных вам национального стиля пе­реговоров. В чем заключаются его преимущества и недостатки?

9. Что такое BATNA и EATNA?

10. О каких тактических приемах, применяемых на переговорах, вы уз­нали из данной главы?

3.6. Политическая кампания как вид управленческих отношений

3.6.1. Что такое политическая кампания

Политическая действительность образуется деятельностью людей, связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В ходе этой деятельности политические субъекты, или акторы, вза­имодействуют с другими субъектами. Иногда взаимодействия поли­тических акторов могут быть случайными. Но во многих случаях они могут быть вполне осознанны и целенаправленны.

Весь политический процесс можно представить в виде разверты­вания политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл1.

Исходя из сущности политического процесса, можно сделать вы­вод о том, что он во многом связан с управленческими отношениями между политическими акторами. Именно здесь мы находим осно­вания для политического менеджмента, обладающего всеми общи­ми чертами управленческого процесса. Вместе с тем политический менеджмент имеет ряд особенностей, о которых уже шла речь выше в первом разделе учебного пособия. К числу этих особенностей отно­сится и такой специфический способ политического управления, как политическая кампания.

Уже в первых отечественных политологических работах проблема­тика политической кампании получила свое отражение. Так, в учебни­ке А. Демидова и А. Федосеева 1995 г. политическая кампания тракту­ется как система действий, рассчитанная на достижение определенной цели, обычно в качестве таких целей в политике выступают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических пол­номочий, формирование органов власти, достижение тех или иных на­циональных приоритетов2.

1 См.: Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. — М., 2001.

2 Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. — М.: Высшая школа, 1995. — С. 228.


Поскольку политическая кампания — это система именно коллек­тивных действий, то ее успех в значительной степени зависит от сте­пени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регу­лярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосу­ющих за политическую партию, кандидата на выборах.

Проведение политической кампании, степень ее поддержки зави­сят от огромного числа обстоятельств, многие из которых носят слу­чайный, преходящий характер. Но в динамике политической жизни, какие бы удивительные превращения она ни претерпевала, есть и не­кие константы, без учета и использования которых рассчитывать на успех политической кампании просто невозможно. Именно эти фик­сируемые политико-технологические величины составляют базу раз­работки проектов политических кампаний.

Большей частью под этим термином в отечественной научной лите­ратуре и политической практике понималось главном образом прове­дение избирательных кампаний. В более широком контексте феномен политической кампании раскрывается Г. В. Пушкаревой1.

Она трактует политическую кампанию как управленческий про­цесс, инициируемый политическим лидером (партией, общественно-политическим движением, группой интересов и т. д.) для достижения определенных политических целей методами и средствами, исключа­ющими применение открытых форм принуждения и права издавать обязательные нормы и правила2. Данное определение, на наш взгляд, в целом адекватно отражает не только теоретические представления о феномене политической кампании, но и опыт проведения многочи­сленных политических кампаний в постсоветской России.

Таким образом, под политической кампанией понимается отдель­ный управленческий процесс в политическом менеджменте. С этой точки зрения начальный импульс в политической кампании исходит от конкретного политического актора в виде желания достичь опреде­ленной политической цели и его готовности предпринимать для это­го соответствующие шаги. Такого рода готовность к политическому

действию проявляется прежде всего в создании группы, которая будет реализовывать на практике принятое решение о достижении постав­ленной политической цели. В политическом менеджменте эта группа обозначается как субъект управления.

Равным образом тех, от кого зависит достижение политических целей и на кого направлена управленческая деятельность, называют объектом управления.

Отношения между субъектом и объектом управления в политиче­ской кампании определяют ее конкретное содержание.

Необходимо отметить, что в условиях массовизации современной политики уровень управляемости политических процессов вообще и политических кампаний в частности существенно понижается, сте­пень предсказуемости политических событий становится минималь­ной. Естественно, в таких условиях существенно возрастает значи­мость людей, профессионально занимающихся проектированием и управлением политическими кампаниями.

На первый взгляд управленческие отношения в политических кампаниях не всегда отчетливо видны. Это касается статуса и субъ­екта, и объекта политического менеджмента. В большинстве случаев субъект управленческих отношений в политической кампании не оче­виден, как, например, кандидат в депутаты, политическая группа или партия и т. п.

Точно так же большинство участников политической кампании по другую сторону субъект-объектных отношений — избиратели, обще­ственность, политические партии и объединения — не относят себя к управляемым, поскольку в условиях современного демократическо­го общества они могут пользоваться правом выбора.

В абсолютном большинстве случаев политическая кампания орга­низуется и проводится специально созданными для этой цели группа­ми людей — политическими менеджерами, роль и практическая дея­тельность которых мало известны широкой общественности.

Следует подчеркнуть еще одно существенное свойство политиче­ской кампании — управленческие отношения внутри нее не обладают жесткостью и структурированностью, они не воспринимаются вовле­ченными в политическую кампанию людьми как отношения управле­ния-исполнения, а следовательно, объект управления не ощущает себя связанным какими-то обязательствами, он действует свободно и само­стоятельно.

Как правило, взаимодействие управляющих и управляемых внутри политической кампании осуществляется не напрямую, а опосредован­но через систему различного рода политико-технологических приемов

и способов. Именно они составляют практическое содержание полити­ческой кампании, суть которой коренится в системе последовательно осуществляемых взаимодействий различных политических акторов. На схеме 10 показана логическая структура политической кампа-

нии.

Субъект кампании (политический менеджер)

Объекты политического менеджмента

Z

Результат политической кампании

Схема 10. Логическая модель политической кампании

В данном случае очевидно, что политическая кампания схематично изображена именно как последовательность взаимодействий субъекта и объекта, итогом ее становится определенный результат. Конкретное содержание этих взаимодействий определяется выбранной субъек­том управления стратегией и тактикой управленческого воздействия, о чем подробнее речь идет ниже.

По замыслу политической кампании вся система инициированных политическими менеджерами взаимодействий должна приближать субъект политического управления к намеченной цели. Но на прак­тике итогом политической кампании далеко не всегда оказывается желаемая цель. Так, в одномандатном избирательном округе могут участвовать в предвыборной борьбе несколько кандидатов, желающих получить мандат депутата парламента, но побеждает лишь один. Мож­но задаться целью заключить союз с политической партией на одних условиях, но на практике этот союз может реализоваться на других условиях. Вот почему Г. В. Пушкарева справедливо предлагает рас­сматривать в качестве итога политической кампании не достижение поставленной цели, а получение определенного результата1.

1 Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учеб. пособие для студентов упр. специальностей вузов. — М.: Дело, 2002. — С. 70-71. Причин расхожде­ния между поставленной субъектом управления целью и полученным резуль­татом множество: неверно выбранная стратегия убеждающей коммуникации, незнание особенностей мотивации участников политической кампании, не-

Анализ сущности политической кампании как разновидности управленческих отношений должен обязательно учитывать особенно­сти социокультурной среды и политического пространства, внутри ко­торых разворачивается политическая кампания. Речь идет о сложив­шейся системе социальных институтов, типе политической культуры, социально-психологических характеристиках различных социальных слоев общества и т. п.

3.6.2. Структура и основные этапы политической кампании

Структура любой политической кампании строится из ряда необхо­димых элементов, значимость которых зависит от ряда условий: от субъекта политического менеджмента (заказчика), степени теоретико-методической подготовки и опыта менеджера, от характеристики цели кампании и ее основных задач, наличия ресурсов, наличия политиче­ской команды, уровня конкуренции и т. п.

Как правило, политическая кампания включает анализ социаль­но-политической ситуации, формулировку основной идеи кампании, проект кампании, ресурсы и соответствующую команду исполните­лей. Ведущая роль в проектировании и осуществлении политической кампании принадлежит руководителям кампании — ее менеджменту.

Основными условиями эффективности политической кампании являются всесторонняя обоснованность ее стратегии и тактики, про­фессиональное мастерство менеджмента кампании и высокий уровень подготовки команды исполнителей. Все эти условия последовательно реализуются на различных этапах проектирования политической ко­манды и в ходе ее реализации. Первостепенное значение при этом при­обретает этап разработки проекта политической кампании.

Под политическим проектом в нашем случае понимается способ организации усилий политических менеджеров по осуществлению на­меченных (или заказанных конкретным политическим субъектом) по­литических целей и задач. В реальном выражении политический про­ект представляет собой институциональную форму для воплощения определенного политического замысла. Следовательно, политическое проектирование является разновидностью политического менедж­мента, в рамках которого вырабатываются стратегии оптимизации деятельности, продумываются алгоритмы наиболее перспективных

правильно проведенная сегментация политического рынка и т. д. Достижение поставленной цели зависит не только от субъекта управления политической кампании, но и от тех людей, которые вовлекаются в политическую кампанию, от характера реального политического процесса и т. п. В последующих разде­лах мы будем подробно рассматривать все проблемы.

решений, рассчитывается ресурсная база проекта, разрабатывается конкретный план всей кампании и определяются условия создания соответствующей команды исполнителей.

В отличие от политического менеджмента в целом, смысл проек­тирования политической кампании — в повышении эффективности самых разнообразных затрат, которые связаны с практическим вопло­щением того или иного замысла. Политическое проектирование осу­ществляется в условиях высокого уровня риска и неопределенности, что предъявляет особые требования к степени проработанности всех элементов кампании на всех стадиях ее осуществления. Грамотное по­литическое проектирование всегда стремится к минимизации возмож­ных рисков.

Стратегически политическое проектирование направлено на по­вышение управляемости социально-политических процессов и в силу этого носит целесообразный и планомерный характер.Конкретным результатом проектирования политической кампании является проект как основной документ, которым руководствуется субъект управления политической кампанией.

Проектирование политической кампании представляет собой один из наиболее важных аспектов политического менеджмента, который сопряжен с постановкой целей и задач, а также с сопоставлением и от­бором методов политико-управленческой деятельности. Это предпо­лагает алгоритмизацию процесса разработки и управления проектом.

Теоретические разработки в области политического менеджмента, а еще больше практика политического управления доказывают необ­ходимость разработки проекта для любой политической кампании. Недооценка роли политического проектирования крайне негативно может сказаться на ходе политической кампании и ее результатах. Г. В. Пушкарева в связи с этим указывает на два отрицательных по­следствия пренебрежительного отношения к разработке проекта по­литической кампании.

Во-первых, может появиться синдром «лебедя, рака и щуки», когда члены одной и той же команды, осуществляющей управление полити­ческой кампанией, могут по-разному смотреть на стратегические цели кампании и ориентироваться на взаимоисключающие технологии их реализации. Во-вторых, инициаторы политической кампании риску­ют оказаться в роли догоняющих, постоянно подстраивающихся под общественное мнение, в то время как их главная задача — активно вли­ять на умонастроения и убеждения людей.

Особая важность разработки проекта политической кампании лю­бого уровня связана со спецификой реального политического процесса с его плохо поддающимися контролю и часто непредвиденными обстоятельствами. Под напором неконтролируемых факторов очень легко растеряться, свести всю кампанию к хаотичным, непоследова­тельным действиям. И только проект позволяет выдерживать единую линию действий на протяжении всего срока предвыборной борьбы1.

На первом этапе проектирования политической кампании осу­ществляется анализ сложившейся к данному моменту политической ситуации и уточнение политических целей кампании. В связи с этим в рамках политико-управленческого знания выделяется особое на­учное направление, содержание которого подробно рассматривается в курсе учебной дисциплины «Политический анализ и прогнозирова­ние». В нашем случае важно подчеркнуть объективную необходимость этого этапа разработки проекта политической кампании.

В учебной и справочной литературе проект политической кампа­нии, как правило, структурируется следующим образом: это должен быть письменный документ, в котором четко прослеживаются опреде­ленные основные разделы:

♦ стратегия политической кампании;

♦ ресурсное обеспечение политической кампании;

♦ тактика политической кампании, основные направления, пути и способы реализации стратегии;

♦ требования к команде исполнителей;

♦ план-график политической кампании.

В сложных по характеру политических кампаниях в структуру об­щего проекта кампании могут быть включены так называемые спец­проекты, ориентированные на достижение специфических целей. Та­кого рода проекты разрабатываются, например, в ходе избирательных кампаний, когда зачастую возникает необходимость целенаправлен­ной работы с отдельными категориями избирателей, по минимизации эффектов политической деятельности конкурентов и т. п.

Общий характер и содержание проекта политической кампании выдвигают ряд требований.

Обоснованность. Реализация этого требования обеспечивается результатами всестороннего анализа исходных социально-политиче­ских и технологических условий конкретного политического проекта. В этих целях проводятся социологический мониторинг, анализ ста­тистических данных, сравнительный анализ эффективности плани­руемых форм и методов реализации политической кампании, дается

1 Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учеб. пособие для студентов управленческих специальностей вузов. — М.: Дело, 2002. — С. 342-343.

характеристика институциональных условий реализации политичес­кого проекта и т. д.

Принципиальное значение на этапе обоснования проекта поли­тической кампании имеют характер и форма обсуждения основных целей и стратегии политической кампании. Как правило, это сопро­вождается обсуждением различного рода альтернатив, дискуссиями, полемикой. Однако такого рода процесс является необходимым для оптимального выбора и уяснения участниками политической кампа­нии цели и основных задач кампании.

Не менее важным требованием к проекту политической кампании является его конкретность. Основные положения проекта должны быть сформулированы как можно более конкретным и ясным обра­зом, исключающим возможность неоднозначного толкования. Проект должен быть лаконичным по форме изложения. То есть предельно кратким, без излишней детализации — это рабочий документ без до­полнительных рассуждений и обоснований. Применительно к проек­там избирательной кампании, как показывает практический опыт, он не должен превышать 40-50 страниц текста1.

Обязательное требование к проекту политической кампании — ог­раниченность доступа к нему. Это требование вытекает из самого ха­рактера и важности данного документа, поскольку он предназначен для внутреннего, служебного пользования. Несвоевременная огласка содержания проекта в условиях жесткой политической конкуренции может нанести существенный ущерб кампании в целом. В силу сказан­ного значительно возрастают роль и ответственность менеджеров кам­пании. Именно они призваны, с одной стороны, обеспечить усвоение всеми членами своей команды основных стратегических целей и так­тических положений кампании, а с другой стороны — предотвратить нежелательную утечку информации о содержании стратегии и планов проведения кампании.

На втором этапе разрабатываются стратегия и тактика полити­ческой кампании, являющиеся ядром политической кампании. Под стратегией политической кампании понимается ее главная цель, общие принципы и способы достижения цели, которая должна быть обеспече­на по итогам политической кампании.

В имеющейся литературе, посвященной анализу условий и прин­ципов разработки стратегий различных политических кампаний, со­

держатся описания различных модификаций структурного содержа­ния этих стратегий1. С нашей точки зрения, общая характеристика стратегии политической кампании может быть представлена следую­щим образом.

Так, в стратегии должна быть четко определена главная полити­ческая цель кампании. Это нужно для того, чтобы избежать возмож­ных разночтений при ее интерпретации. Кроме этого предельно кон­кретная и четкая постановка цели кампании способствует разработке адекватной программы ее реализации. Практический опыт политиче­ского менеджмента показывает, что на этапе формулирования основ­ной цели кампании могут возникнуть две непростые проблемы: одна нравственного порядка, то есть насколько формулируемая задача кам­пании вписывается в общепринятый нравственно-политический кон­текст; другая проблема связана с возможной двойственной позицией заказчика политической кампании — обычно политического субъекта, который не всегда желает раскрывать свои истинные цели. Но полити­ческие менеджеры должны стремиться разрешить эти сопутствующие проблемы, без чего трудно добиться координации всех членов полити­ческой команды в ходе реализации кампании в целом.

Определение основной политической цели является, как правило, задачей политических субъектов — заказчиков политической кампа­нии.

Разработка сопутствующих целей политической кампании, кото­рые надо реализовать, чтобы обеспечить достижение политической цели, является задачей уже политических менеджеров. На первый план здесь выступает формулировка управленческих целей. Эти цели предполагают определение желаемых изменений в мотивации людей, их установках и ценностных ориентациях, в их отношении к поли­тическому субъекту, в представлениях о нем, появлении намерений действовать согласно интересам руководителей политической кампа­нии. Иначе говоря, чтобы сформулировать управленческие цели, надо найти четкий ответ на вопрос, какова должна быть мотивация людей, чтобы они однозначно выбрали ту линию поведения, в которой заин­тересован субъект управления.

Очевидно, что в сложной структуре современного политического процесса на этапе разработки управленческих целей политическому менеджеру необходимо определять и формулировать в стратегии кам­пании основные социально-политические, психологические и техно­логические проблемы, подлежащие разрешению в ходе кампании. Речь идет, например, о разных мотивах политического поведения различ­ных социально-профессиональных групп населения, о необходимости обеспечить нужный формат политических действий у неоднородных политических акторов и т. п.

В связи с этим в современной учебной литературе выделяются два направления воздействия на мотивацию людей, вовлекаемых в поли­тическую кампанию. Первое направление — формирование в их лич­ностных системах устойчивых аффективно-когнитивных структур, то есть ценностных ориентаций, оценок, убеждений, стереотипов, устано­вок, которые соответствуют интересам руководителей политической кампании. Как вариант, требующий дополнительных усилий, может рассматриваться проблема изменения, модификации ранее сложив­шихся установок. Второе направление не предполагает изменения системы знаний, убеждений и установок личности, а ориентирует по­литических менеджеров воздействовать на процесс индивидуального понимания информации и формирующейся на его основе интерпрета­ции ситуации. Это определяет особую важность предварительной ана­литической работы, проведения социологических опросов и других видов аналитического инструментария.

Таким образом, управленческие цели, сформулированные в рам­ках стратегии политической кампании, указывают, какими мотивами должны руководствоваться люди, какие у них должны быть взгляды, ценностные ориентации, установки, чтобы они совершили те дейст­вия, которые привели бы к успешному результату всю политическую кампанию. Основной путь поведенческой мотивации предполагаемых участников политической кампании заключается в направленном ин­формационном воздействии на них.

С этим связана необходимость формулировки в стратегии кампа­нии целей убеждающей коммуникации. Эта формулировка должна отражать центральную тему коммуникационного воздействия, основ­ные сюжетные линии, основные адресные группы информационного воздействия.

Обязательным элементом стратегии политической кампании яв­ляется определение основной линии работы политической команды с политическими конкурентами и возможными союзниками.

Сама структура письменного документа под названием «стратегия политической кампании» может включать в себя следующие элемен­ты:

♦ главная политическая цель кампании;

♦ основные управленческие цели;

♦ адресные группы;

♦ формулировка ключевой темы кампании (темы коммуникационно­го воздействия);

♦ формулировка основных проблем кампании;

♦ определение стратегии по отношению к конкурентам;

♦ уточнение и корректировка стратегии.

Изучение реальной социально-политической ситуации может под­сказать и иные возможные положения стратегии, в любом случае по­литический менеджер обязан учитывать при разработке стратегии все социальные особенности конкретных групп населения, институцио­нальной среды, традиции политического поведения, специфику поли­тической коммуникации на территории, где предполагается реализа­ции планируемой политической кампании.

Третий этап проектирования политической кампании связан с ее ресурсным обеспечением. В настоящее время проблема ресурсов при­обретает первостепенное значение, и именно от способности руково­дителей политической кампании обеспечить привлечение ресурсов в нужном объеме и в установленные сроки зависит успех разработан­ной стратегии. Понятие ресурсов политической кампании включает кадровое обеспечение кампании — людские ресурсы, а также элементы общественной поддержки (общественные организации, НКО, бизнес-сообщества и т. п.), финансовые средства, техническое и транспортное обеспечение, средства связи, структуры массмедиа и т. д.

Любая политическая кампания строится прежде всего на масси­рованном привлечении людских ресурсов. Они разделяются на две основные группы — волонтеров, то есть добровольных помощников, и нанятый персонал. Работа с людьми является основополагающей для менеджеров кампании, поэтому при проектировании кампании должна быть полная ясность относительно следующих задач: источ­ники привлечения волонтеров, перечень мероприятий, где они могут быть задействованы, мотивация их деятельности и управление ею. Как правило, волонтеры задействуются в массовых мероприятиях: прове­дении митингов, пикетов, поквартирном обходе населения, раздаче агитационных материалов, дежурстве и т. п. Мотивы людей, участ­вующих в волонтерской деятельности, могут быть самыми разными.

Так, например, достаточно широко распространено в настоящее вре­мя профессиональное волонтерство — деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобре­тения профессиональных навыков. Другая категория волонтеров, так называемое общественное волонтерство, всем знакомая массовая по­лезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т. д. Цель по­добной работы — знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу. Все больший размах приобретает виртуальное волонтерст-во — бесплатная интернет-работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтерства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн-помощь может осуществляться 24 часа в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях. Иногда можно использовать в ходе кампании семейное волонтерст-во, когда несколько членов семьи (взрослые, дети) вместе участвуют в определенных мероприятиях.

Вместе с тем надо иметь в виду, что привлечение добровольных помощников — весьма деликатная проблема. Планировать его можно при полной уверенности в лояльности людей и при гарантии их управ­ляемости. Важно знать как можно точнее, с какими адресными группа­ми населения могут работать волонтеры. Во многих случаях в качестве таких помощников используются активисты близких политическим целям политических партий и общественных организаций. Кроме того, следует помнить, что подходить к привлечению добровольных помощников нужно осмотрительно, ибо далеко не все желающие мо­гут обладать качествами, необходимыми для эффективного исполне­ния планируемых мероприятий. В любом случае важно предусмотреть мероприятия по обучению волонтеров.

Для обеспечения материальной поддержки мероприятий полити­ческой кампании (средства связи, помещения, транспорт, типограф­ские услуги и т. п.) часто используются заинтересованные в ее бла­гополучном исходе бизнес-структуры. Менеджерская работа в этом направлении достаточно сложна и деликатна, она планируется заранее и должна постоянно корректироваться.

Одним из самых сложных направлений по ресурсному обеспече­нию кампании является ее финансовое обеспечение. В современном менеджменте эта работа части обозначается англоязычным термином фандрайзинг (fund — средства, финансирование, raise — нахождение, сбор).

Процесс поиска средств для политической кампании весьма слож­ный и, как правило, долгий. Поэтому планирование аккумуляции

средств является ответственным делом, требующим тщательной под­готовки. Практикой современного фандрайзинга выявлены различные способы подобного планирования и организации.

Один из наиболее распространенных из них включает следующие шаги:

♦ менеджмент планирования фандрайзинга;

♦ создание в внутри политической команды широкой фандрайзинго-вой культуры;

♦ разработка стратегических и оперативных фандрайзинговых пла­нов;

♦ обучение тех, кто занимается фандрайзингом;

♦ внедрение новых фандрайзинговых подходов, соответствующих характеру вашей политической кампании;

♦ мониторинг прогресса и оценка результатов.

Важнейшее условие успешности кампании по сбору финансовых ресурсов — своевременное начало этой сложной работы. Обычно не стоит ожидать, что вы сможете приступить к работе спустя неделю после решения о начале кампании. Результаты редко появляются быстро. Поиск средств необходимо начинать задолго до того, как эти средства понадобятся и будут использованы, чтобы они имелись к тому моменту, когда понадобятся. В современных условиях серьез­ные политические акторы не ждут, что деньги вдруг появятся, они все планируют заранее. Без этого трудно рассчитывать на успех всей кампании. Определение общей цели фандрайзинга является заботой заказчика политической кампании, и вместе с тем план сбора средств необходим для стратегии кампании. Наличие такого плана позволяет совершенствовать свою деятельность в этом направлении, сосредото­чивать внимание на решении ключевых проблем, четко представлять будущее кампании и контролировать ситуацию. Такого рода план позволяет рационально использовать ресурсы и увеличивать поступ­ление средств. Политические менеджеры, осуществляющие страте­гическое планирование, имеют больше шансов собрать желаемую сумму денег, так как здесь все, от кого зависит успех (политическое руководство, менеджеры, руководители конкретных программ, чле­ны политической команды), стремятся к общей цели. Если стратеги­ческая цель сбора средств сформулирована правильно, то она отобра­жает и дополняет основную цель кампании, фокусирует менеджмент на главном.

В этом же направлении работает оперативный план сбора средств, например, на несколько месяцев. Он может включать в себя такие пун­кты: как и чего конкретно мы хотим достичь, источники и размеры

необходимых средств, формы финансирования деятельности, ответ­ственность участников, сроки исполнения, регулирование и контроль денежных операций.

На первом этапе фандрайзинга происходит анализ состава потен­циальных источников финансовой поддержки — спонсоров кампании. Список делается предельно широким и включает практически всех, кто обладает реальными финансовыми возможностями. Затем общий список группируется по нескольким основаниям.

В одну группу входят те потенциальные спонсоры, которых с субъ­ектом политического управления связывают хорошие личные отноше­ния. Это могут быть родственники и друзья кандидата (в избиратель­ной кампании), государственного деятеля (в имиджевой кампании), руководителей, членов политической партии (в кампании по созданию имиджа организации) и т. д. Личные связи, доверительные отношения, желание оказать помощь родным и друзьям делают включенных в эту группу наиболее вероятными спонсорами.

Вторую группу составляют те, кто заинтересован в реализации це­лей политической кампании, кто имеет с субъектом политического управления общие интересы. Например, это могут быть руководители финансово-промышленных групп, рассчитывающих, что с избранием данного кандидата или ростом популярности данной политической партии они обретут соответствующую политическую поддержку или получат возможность влиять на принятие государственных и полити­ческих решений.

Третья группа включает спонсоров, разделяющих идеологические и политические взгляды инициаторов политической кампании, кто ориентируется на те же политические, экономические и культурные ценности. В эту группу войдут, например, те спонсоры, которые под­держат политическую партию, потому что она отстаивает близкие им по духу принципы рыночной экономики или национального возрож­дения.

Наконец, четвертая группа — это «враги врагов» (инициаторов по­литической кампании), то есть те, кто готов финансировать политиче­скую кампанию, потому что им не нравятся противники этой кампа-нии1. Выделение конкретных групп на основании различий в мотивах финансовой поддержки политической кампании необходимо для того, чтобы правильно построить в отношении каждой из них информаци­онные стратегии.

Подобный подход к планированию получения финансовых средств для политической кампании позволяет систематизировать эту слож­ную работу, определить приоритеты в работе со спонсорами, обеспе­чить разнообразие источников финансирования. Кроме того, такого рода планирование необходимо для своевременной и качественной финансовой отчетности, являющейся одной из необходимых и важ­ных задач менеджмента кампании.

Планирование может включать личные переговоры о спонсорских взносах, специальную программу создания финансового комитета, специальные мероприятия по сбору средств, программу получения больших и малых взносов и т. п.

Схематичное знакомство с основными принципами привлечения средств в фонд политической кампании показывает, что это направ­ление деятельности в политическом менеджменте требует особых знаний, навыков и дополнительных усилий. Привлечение средств не является одномоментной акцией, а вырастает в специальное направ­ление кампании в целом. Как показывает опыт проведения новейших политических кампаний, прежде всего избирательных, политические менеджеры не обладают полной информацией о финансовых воз­можностях, о бюджете кампании. Они могут, планируя те или иные рекламные акции, выйти за пределы реального бюджета и оказаться в конечном счете в списке должников издательств и редакций, что, бе­зусловно, не способствует укреплению их имиджа и имиджа политика, с которым они работали. С другой стороны, опасаясь вышеуказанной ситуации, они могут не пойти на проведение каких-то рекламных ак­ций, но экономия может оказаться лишней, так как часть финансовых ресурсов останется невостребованной, а отказ от запланированных ре­кламных акций обернется нехваткой нужного количества голосов на выборах.

И наконец, следует иметь в виду важнейшее для всей судьбы по­литической кампании обстоятельство при организации работы с фи­нансовыми средствами кампании: нужно постоянно учитывать кон­кретные ограничения, накладываемые на этот процесс российским законодательством. Это касается в первую очередь источников и пре­дельных сумм расходов средств избирательного фонда на выборах разного уровня. Но и в иных по характеру политических кампаниях их финансовое обеспечение находится под общественным и государ­ственным контролем, о чем всегда должны помнить менеджеры кам­пании.

Четвертый этап проектирования политической кампании связан с разработкой тактики кампании. При всех разночтениях, имеющих­

ся в литературе относительно понимания стратегии и тактики, можно выделить принципиальное различие между ними: стратегия кампании излагает содержательную составляющую политической кампании, а тактика должна содержать ответы на вопросы, как это сделать и в ка­кой логической и временной последовательности.

В большинстве случаев тактика кампании прописывается в отдель­ном документе. Тактика представляет собой совокупность приемов, способов решения задач политической кампании. Хорошо продуман­ная тактика позволяет задать алгоритм действия всем участникам по­литической кампании и обеспечить реализацию стратегии.

Сложившееся в политической практике многообразие приемов, способов воздействия на массы ставит перед политическими мене­джерами проблему оптимального выбора. Иными словами, разрабаты­вая проект новой политической кампании, политические менеджеры должны всякий раз решать вопросы о том, какие надо использовать техники, приемы, насколько адекватны они данной политической кам­пании, помогут ли они реализовать поставленные цели.

Единый подход к разработке тактики политической кампании в современном отечественном политическом менеджменте еще не сло­жился. Но в основе разработки тактики лежит структурирование вну­три кампании основных относительно независимых направлений.

Под разработкой тактики выборной кампании понимается процесс рождения действий, шагов и элементов будущей кампании из огром­ного массива информации, грамотного его анализа на базе найденных концепций, имеющихся стратегий и стратегического планирования в целом.

Тактическая часть проекта политической кампании должна опи­сать, как будут реализовываться стратегические задачи, учитывать все формы взаимодействия политической команды со всеми агентами политического процесса, предвидеть ресурсные затраты на кампанию. Она также должна детально описывать, когда и какие конкретные шаги предстоит сделать. Разработка тактики избирательной кампании требует от менеджеров кампании проявить особую мудрость, посколь­ку тактика — это распределение всех имеющихся ресурсов.

Одна из наиболее употребительных моделей структуры тактики политической кампании может включать в себя такие слагаемые, как:

♦ организационная структура;

♦ план-график кампании;

♦ работа на местах;♦ налаживание контактов с общественностью;

♦ организация финансирования кампании.

Каждое из вышеприведенных направлений в свою очередь вклю­чает в себя конкретные составные элементы. Так, в организационной структуре прописываются условия и формы создания политической команды, о чем подробнее говорится ниже.

График проведения кампании включает в себя распределение ме­роприятий в рамках всего срока кампании по отдельным ее направле­ниям, в том числе такие:

♦ распределение времени основных участников кампании;

♦ программа и график встреч с общественностью;

♦ программа поездок по территории реализации кампании;

♦ перечень наиболее важных событий, в которых будет задействова­на команда исполнителей;

♦ медиаплан кампании (подготовка пресс-релизов, интервью, плака­тов, листовок, информационных статей в прессе, рекламных роли­ков, газет, брошюр, специальных значков, наклеек и пр.);

♦ программы ведения конкретных политико-технологических меро­приятий (адресная рассылка материалов, сетевые технологии, ра­бота по принципу «от двери к двери» и т. п.).

Пятый этап политической кампании связан с планированием всех мероприятий в рамках ее проведения.

После разработки тактики проектирование кампании должно тран­сформироваться в конкретный план выборной кампании. План по­литической кампании — это письменный документ, в котором четко определено ее прохождение во времени и пространстве. Составить та­кой документ можно только после того, как получены ясные ответы на четыре следующих вопроса.

Что проводится? Ответить на этот вопрос можно только после вы­работки тактического рисунка политической кампании, определения приоритетных направлений, каналов трансляции нужной информа­ции, финансовых возможностей. В сформулированном виде ответ на этот вопрос представляет собой перечень мероприятий, начиная от публикации в местной прессе и заканчивая крупным массовым меро­приятием.

Когда проводится? Для ответа на этот вопрос надо в дополнение к вышеназванному знать временные рамки политической кампании, как соотносятся друг с другом предполагаемые мероприятия, на­сколько реальны те или иные сроки подготовки рекламной продукции и массовых мероприятий и т. д.

Где проводится? В дополнение к сказанному определяется место проведения политических акций, в каких районах размещаются ре­кламные щиты, в каких домах распространяются те или иные листов­ки и т. д.

Кто ответственный? Каждое мероприятие в политической кампа­нии требует людских ресурсов, то есть четкого определения того, кто готовит ту или иную встречу, кто организует подачу материала в прес­су, кто расклеивает рекламные плакаты и т. д.

В плане подробно прописаны шаги, даты, мероприятия, ответствен­ные лица и прочее, что делает его рабочим документом, который (хотя и изменяется в силу обстоятельств) является основным и главным ру­ководством к действию.

Общий план кампании является единственным документом для со­ставления основных графиков:

♦ сетевого графика кампании;

♦ финансового графика;

♦ графика встреч с общественностью;

♦ графика появления и прекращения публикования материалов в массмедиа;

♦ графика проведения комплекса мер политической рекламы. План кампании — это схема, по которой она будет проводиться,

и он должен разрабатываться с учетом трех основных позиций:

♦ оценки политической ситуации и политической ориентации;

♦ стратегии кампании;

♦ тактики кампании.

К разработке плана необходимо подойти квалифицированно. Для того чтобы план кампании был эффективным, необходимо согласо­вать его с участниками политической кампании. В противном случае он работать не будет.

Практикой современного политического менеджмента выработа­но много способов составления плана политической кампании. При­мерную схему создания плана кампании можно представить в виде нескольких этапов: создание группы планирования, проведение не­обходимых исследований и обобщение их результатов, выработка ос­новных идей кампании, утверждение решений в отношении основных принципов стратегии и целей плана, критический пересмотр написан­ного материала, одобрение плана основным субъектом управления (кампанией-заказчиком), контроль его реализации. После написания план кампании должен быть подвергнут критическому анализу, свое­образной проверке на жизнеспособность.Понятно, что любая политическая кампания отличается своеобра­зием, поэтому составление плана кампании — это творческий процесс и во многом является показателем профессионального умения поли­тических менеджеров. Именно поэтому при разработке плана кампа­


нии перед ее менеджментом со всей неизбежностью встает проблема выбора. Во-первых, ресурсы политической кампании всегда ограни­ченны, а следовательно, надо отбирать те методы и приемы, которые могут быть обеспечены ресурсами. Во-вторых, каждая политическая кампания по-своему уникальна, она проводится в конкретной ситу­ации, а следовательно, необходимо учитывать специфику как самой политической кампании, так и условий, в которых она разворачива­ется.

Поскольку часто политические кампании разворачиваются в кон­курентной среде, когда утечка информации о стратегических целях и тактических планах крайне нежелательна, специальные планы-гра­фики позволяют минимизировать последствия такой утечки. В этом случае члены команды, работающие, например, в соответствии с планом-графиком распространения наружной рекламы, облада­ют информацией только о своем направлении работы. И даже если конкуренты получат копию такого плана-графика, им явно будет не хватать этой информации для того, чтобы составить представление о стратегии убеждающей коммуникации и особенностях ее воплоще­ния в целом.

Составление плана завершает работу политических менеджеров над проектом политической кампании. В плане идеи кампании перево­дятся на язык конкретных действий, которые необходимо совершить всем членам команды, чтобы приблизиться к поставленным полити­ческим целям.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое политическая кампания?

2. В чем предназначение проекта политической кампании?

3. Какова структура проекта политической кампании?

4. Назовите основные требования к содержанию политического про­екта.

5. Какие структурные элементы образуют стратегию политической кампании?

6. В чем заключается управленческий смысл ключевой темы кампа­нии?

7. Какое значение имеет формулировка главной политической цели кампании?

8. Какова роль ресурсного обеспечения политической кампании?

3.7. Политическая команда

Современному политическому лидеру, любому иному субъекту поли­тического менеджмента для исполнения функции управления необхо­димы самые разнообразные знания и умения, особое место среди ко­торых занимает умение подготавливать и формировать политическую управленческую команду и конструктивно выстраивать взаимоотно­шения с ней.

В процессе построения политической команды важно исходить из двух предварительных условий: во-первых, данный процесс требует централизованного и единого руководства, а во-вторых, формирова­ние команды, ее развитие и изменение не прекращаются никогда. Бо­лее того, наиболее ценные идеи для командной работы, скорее всего, поступят из практического опыта реализации политического проекта.

Первый шаг в построении команды — уточнение для всех ее участ­ников целей, которых следует достичь. Руководитель должен прило­жить максимум усилий для того, чтобы участники команды разделяли их и считали в определенной мере собственными. Важнейшая задача политического лидера и менеджмента кампании — создание здорового

климата в команде. Он зависит от многих факторов, но, пожалуй, глав­ными являются открытость, взаимная поддержка и конструктивная критика. Каждый участник команды должен быть обеспечен обратной связью. Следует помнить, что различные потребности и мотивы, це­левые установки и, наконец, способности участников команд только тогда могут быть использованы в интересах команды, когда открыто высказываются и принимаются всеми. Столкновения взглядов, если их направлять должным образом и конструктивно использовать, ведут к росту взаимопонимания между сотрудниками.

Сильным инструментом в руках менеджмента кампании является признание и признательность по отношению к деятельности того или иного участника группы. Современная практика политического ме­неджмента показывает, что эти факторы ни в одной политической ко­манде не используются в должной мере. Например, 70 % опрошенных членов политических команд федерального и регионального уровня указали, что в беседах с руководителями вопросы признания деятель­ности или успехов работников никогда не обсуждались, 60 % — что вопросы эффективности их личной работы начальством не рассматри­вались. Такие низкие оценки, данные руководителям, свидетельству­ют о неразвитости этого элемента социального поощрения, и причина тому, как указали 62 % респондентов, — низкий уровень компетентно­сти руководителей в данном вопросе1.

Важным условием эффективной работы политической команды является внутрикомандная информация. Для командной работы не­достаточно того, чтобы информация доходила до всех членов команды в полном объеме. Необходимо, чтобы она еще и воспринималась теми, кому адресована. Ибо самооценка участников команды, готовность к дальнейшей деятельности в значительной степени зависят от уровня их информированности.

Для формирования сплоченности и командного духа важно, чтобы члены команды участвовали в принятии решений. Это повышает мо-тивационную готовность работать в команде. В связи с этим необхо­димо все проблемы по поводу командной деятельности выносить на общее обсуждение. Опыт видетельствует, что даже внимательного оз­накомления с проблемой, с сомнениями, имеющимися у коллег, порой достаточно для нормализации отношений.

К числу обязательных условий эффективной работы политической команды относится правильно организованный контроль ее деятель­

ности. Суть его заключается в четко сформулированных и усвоенных командой правилах командной работы. Такой подход к контролю тре­бует, чтобы установленные формы и методы деятельности были при­няты и одобрены всеми участниками команды. Для нейтрализации не­гативных проявлений контроля необходимо его результаты время от времени обсуждать на рабочих совещаниях команды. Каждый участ­ник команды должен осознавать, что контроль направлен не на него лично, а на рабочий процесс. В современной практике во многих слу­чаях внутри политической команды имеется контролирующая струк­тура.

Одной из управленческих целей политического менеджера явля­ется создание горизонтального управления, повышающего роль таких ценностей, как инициатива, творчество, долгосрочная ориентация, предприимчивость. При таком подходе люди и их способности стано­вятся для руководителя статьей инвестиций, а не затрат, как это было в традиционных, централизованных и бюрократических организациях.

В связи с этим взаимоотношения или поведение в команде можно рассматривать с двух позиций: как ориентированные на выполнение задачи, стоящей перед командой, и ориентированные на личные взаи­моотношения внутри команды.

К числу необходимых для плодотворной работы стереотипов пове­дения следует отнести такие:

— выдвижение предложений и инициатив, относящихся к выпол­нению стоящей задачи;

— развитие идей, выдвинутых другими;

— анализ недостатков и причин, ведущих к слабой работе;

— поиск и передача нужной информации;

— оценка достоинств предложений и их результативности;

— участие в принятии решений;

— проявление дружеского расположения, поддержки и отзывчиво­сти по отношению к коллегам по команде;

— готовность признать конфликт и разобраться в нем;

— открытое высказывание суждений о работе команды или своих коллег и т. д.

В силу особой важности внутрикомандной рабочей атмосферы в настоящее время в состав политических команд вводятся специали­сты-психологи, которые целенаправленно и постоянно работают с ко­мандой в данном направлении.

Отмеченные особенности деловых отношений формируются в ко­манде не за один день. Этому могут и должны способствовать вну­тренние дискуссии, совместные обсуждения, всесторонний анализ

поведения в команде без жесткой критики по поводу того, что такое командная, коллективная работа. Критика в данном случае должна ис­пользоваться как более тонкий механизм взаимодействия, поскольку неправильное ее применение может больше разрушить, чем принести пользы.

Проблема формирования политической команды является одной из центральных при разработке и реализации политической кампа­нии. Проведенные в начале XXI в. исследования проблем, с которы­ми сталкиваются современные отечественные политики, полностью подтверждают этот вывод. Так, более 80 % политиков на первое ме­сто в числе проблем, с которыми им приходится сталкиваться, ставят подбор членов политической команды, поиск людей, способных эф­фективно взаимодействовать в ходе реализации политической стра­тегии. 64 % политических лидеров считают, что успех возглавляемой организационной структуры определяется тем, насколько эффективно подобраны ближайшие помощники. 47 % считают необходимым целе­направленно готовить субъектов управления для правильного подбо­ра ими своего ближайшего окружения и эффективной расстановки кадров1.

Актуальность проблемы определяется и тем, что если ранее тра­диционно центральной фигурой в исследованиях проблемы повыше­ния эффективности политической деятельности выступал лидер, те­перь большее значение приобретает изучение его окружения, которое в значительной мере определяет и специфику политических действий, и стиль политического менеджмента, и характер взаимоотношений в организации, а в конечном счете и стабильность структуры полити­ческой организации, и эффективность ее функционирования как це­лостного феномена.

В настоящее время в отечественной теории управления, вслед за зарубежной и прежде всего американской, понятие «команда» полу­чает все большее распространение. Его смысловая нагрузка доста­точно своеобразна: оно используется зарубежными теоретиками, как правило, для обозначения рабочих групп, созданных в рамках орга­низации для решения определенного круга поставленных руководст­вом задач.

Формирование субъектом политического управления управленче­ской команды является одним из самых действенных средств достиже­ния поставленных им политических целей.


Именно поэтому политический менеджмент в широком его пони­мании заявляет о себе как научное видение условий и факторов до­стижения поставленных целей не только политическим лидером, но и поддерживающей его группой — политической командой. В этом плане последняя понимается в политическом менеджменте как одна из форм политической субъектности в системе политико-управленче­ских отношений.

В силу роли и функциональной значимости политической коман­ды вопросы организационного, профессионального и социально-пси­хологического характера, связанные с деятельностью такой команды, входят в предметную область политического менеджмента.

Понятие «политическая команда» характеризует групповое объе­динение политических субъектов и специалистов в целях управления конкретной политической кампанией.

Одной из наиболее важных характеристик любой системы, систе­мообразующим ее признаком считается целостность. Для социальной, в том числе политической, системы системообразующим звеном вы­ступает ее цель, целесообразность существования и функционирова­ния.

С формальной точки зрения политическая команда — это совокуп­ность ее участников, взаимодействующих между собой и выступаю­щих как единый организм во имя эффективного воздействия на по­литические события и процессы. Благодаря образующимся в процессе управленческого взаимодействия отношениям и консолидациям сово­купность разрозненных, самостоятельных людей превращается в свя­занное единство. Следовательно, политическая команда, действующая сообща во имя достижения единых целей, обладает характеристикой целостности. Поэтому с точки зрения политического менеджмента та­кую команду необходимо рассматривать только как целое, как единый организм.

Политическая команда представляет собой объединение участ­ников политического процесса, способное синтезировать, создавать такие собственные качества для целого, которые невозможно или за­труднительно создать в одиночку и способствующие в результате вза­имодействия со средой выработке эффективных управленческих мер по развитию объекта управления.

Рассматривая политическую команду как систему, важно пред­ставлять, что она состоит из отдельных элементов, то есть участни­ков команды, которые обладают относительной самостоятельностью и специфическими качествами, но при этом еще и детерминированы самой системой. Иначе говоря, участники команды вынуждены демон­

стрировать в первую очередь те личностные качества, которые требует система, то есть команда.

Перечислим качества, присущие эффективной политической ко­манде:

♦ ответственность за свою работу и всего коллектива;

♦ знания и профессиональные умения;

♦ качественное выполнение работы;

♦ стремление к сотрудничеству, доверие к коллегам;

♦ надежность;

♦ способность воспринимать критику;

♦ готовность к компромиссу, коммуникабельность;

♦ способность самостоятельно решить какую-либо проблему;

♦ организаторский талант.

Одним из важных требований к качественным характеристикам политической команды является способность сотрудников к совмест­ной работе, что имеет такое же значение, как и их профессиональные знания.

Важно всегда помнить, что в реальности фактически не существует готовых команд ни в политике, ни в любой другой сфере социума.

Они могут быть только выращены, построены в ходе взаимодей­ствия людей. Поэтому первая организационная структура подразде­ления, когда еще только планируется создать командные отношения, прописывается извне, то есть руководителем. Однако в дальнейшем, когда группа людей решает перейти к командной работе, начинаются различия в формировании структуры в сравнении с традиционными подходами к управлению.

Первый этап деятельности политической команды связан, как пра­вило, с работой в уже существующей структуре иерархического типа. При этом неважно, давно ли она создана или возникла только что.

На втором этапе с подачи руководителя и под воздействием внеш­него мира в коллективе происходит обмен мнениями по поводу новых правил взаимоотношений между коллегами. Эти правила формируют и новую структуру политической команды, то есть новые порядки, ре­гулирующие взаимодействие людей в процессе работы.

На третьем этапе с установлением новых правил взаимодействия между людьми, в основе которых — не вертикальное подчинение, а ко­операция, синхронизация и взаимодействие работников, формируется новая структура отношений — горизонтального типа. Факторами по­строения такой структуры становятся правила взаимодействия, при­нятые самими участниками команды, а не привнесенные сверху.


Обобщения практики политических команд, имеющиеся в отече­ственной литературе, позволяют сформулировать несколько основ­ных правил командной работы, регулирующих взаимодействие между людьми в процессе их совместной деятельности:

♦ Каждый считает задачу, стоящую перед ним, приоритетной.

♦ Каждый стремится быть информирован наилучшим образом.

♦ Каждый задействован на рабочем месте оптимально, обучается и контролируется.

♦ Каждый принимает участие в планерках и собраниях.

♦ Каждый чувствует личную ответственность на своем рабочем ме­сте.

♦ Каждый откровенен и честен.

♦ Каждый сразу же сообщает об обнаруженных недостатках в качест­ве продукции или работы.

♦ Каждый соблюдает оговоренные сроки исполнения работ.

♦ Каждый понимает, соблюдает и поддерживает организационное единство команды.

♦ Команда не принимает никаких отговорок.

Вместе с тем следует отметить, что как по количеству, так и по со­держанию перечисленные правила для каждой политической команды могут быть собственными, характерными только для нее. Однако их предназначение едино для всех — добровольное создание норматив­ного поля, своих структурных взаимоотношений, отступление от ко­торых считалось бы отступлением от командных (коллективных) ин­тересов, что в конечном итоге может сказаться и на решении личных проблем участников команд.

Таким образом, нормы и правила являются новыми параметрами порядка в политических командах, которые:

♦ во-первых, не формируются кем-то сверху, а возникают в самой ко­манде, создавая собственную структуру отношений;

♦ во-вторых, возникнув, предопределяют то, как должны действовать люди в данной команде, становясь, таким образом, структурообра­зующим скелетом организации;

♦ в-третьих, не только предопределяют поведение людей в данной структуре отношений, но еще и выступают основой для определе­ния критериев отбора персонала.

Кроме того, важной характеристикой политических команд, отно­сящих их к командам нового типа, является то, что совместная дея­тельность людей ведет к повышению эффективности деятельности команд не только за счет того, что они вносят в команду свои знания, но еще и за счет согласования темпа их деятельности.

Один из удачных опытов анализа основных этапов построения по­литической команды описан политическими психологами в одном из первых учебников по политическому менеджменту1.

Этап I. Подбор и установление формализованных отношений власти и подчинения, или притирка. Это этап подбора, установле­ния личностно-профессиональных качеств персонала и объединение людей в формальную рабочую группу. В этот период люди, впервые встречаясь для коллективного труда, оказываются в ситуации, когда им прежде всего необходимо сориентироваться.

На данном этапе, в частности, происходит:

♦ переход к пониманию целей и задач организации или компании, а также того коллектива, где человек начинает трудиться;

♦ переход к новой оценке собственной компетенции как в профессио­нальной области, так и в области взаимоотношений в группе;

♦ переход к деловому общению, требующему умения выслушать собеседника и представить свои идеи в понятной и убедительной форме.

Как правило, это период, когда определяются границы группы как по количественному составу, так и по направлениям деятельности. Основное внимание людей на этом этапе концентрируется на при­тирке друг к другу. Причем для будущей команды притирка важна не только с чисто психологической точки зрения, но еще и с экономиче­ской, поскольку в этот период хотя и скрыто, но уже начинают прояв­ляться интересы каждого человека. Участники команды сравнивают их, оценивают с точки зрения соответствия своим личным интересам и задачам команды в целом. На этом этапе участники будущей коман­ды начинают понимать, что кроме личных интересов необходимо учи­тывать и коллективные. В свою очередь для достижения того и другого необходимо согласованное коллективное действие, что предполагает соблюдение всеми общих командных норм и правил.

Ведущая роль на первом этапе построения команды принадлежит ее лидеру. Именно от него сотрудники ждут распоряжений, идей и це­лей, указаний по поводу организации работы. В данный период лидер представляет собой образец, модель поведения для всего коллектива. Именно он информирует участников команды о тех затратах, которые должен понести каждый из них, об ограничениях или нормах/прави­лах совместной работы, о целях, которых необходимо достичь. Лидер команды регулирует и распределение обязанностей, формулирует

и проясняет цели, стимулирует распределение и поддержание ролей, помогает в определении и уяснении должностных обязанностей, зна­комит работников с правами и ответственностью, правилами внутрен­него распорядка, помогает лучше и быстрее к ним приспособиться, организует обучение коллектива, в ходе которого предварительно на­мечаются или вырабатываются новые нормы и правила коллективной деятельности и т. п.

Этап II. Развитие инициативы и заявление о собственных воз­можностях, или «ближний бой». На этом этапе возрастает внимание участников команды к проблемам собственно коллективной работы. Члены группы сближаются между собой на основе сходных восприя­тий и аналогичных позиций. Как правило, одновременно начинается критика существующих и поиск новых форм и правил работы. В ходе столкновения мнений люди пытаются сформулировать нормы и пра­вила, по которым должна жить и развиваться будущая команда. На данном этапе возрастает заинтересованность в налаживании друже­ских отношений с коллегами по команде.

Данный этап — один из ключевых моментов в формировании жиз­неспособной команды. Речь идет о понимании настоящей командной работы в процессе коллективной выработки норм/правил совместной деятельности, ассоциирующихся с более эффективными решениями, чем в случае, если бы каждый из участников действовал самостоятель­но.

На данном этапе должно быть обеспечено:

♦ понимание того, что в ходе принятия решения при выборе из не­скольких альтернатив совместное решение может быть более эф­фективным, нежели при единоличном выборе;

♦ усвоение того, что жизнеспособность командного подхода опира­ется на коллективный интерес, который необходимо сформулиро­вать и сформировать;

♦ понимание важности становления новых, точнее собственных для данной команды норм/правил совместной работы, усвоение их каждым человеком и требование от других необходимости демон­стрировать эти нормы;

♦ переход от старых, индивидуальных форм работы и опоры только на личные интересы к новым, совместно выработанным нормам/ правилам, опирающимся на коллективный интерес и утверждаю­щим коллективный стиль отношений;

♦ понимание необходимости поиска новой модели управления ко­мандой, в основе которой лежат не указания руководителя, а само­управление.

Этап III. Консенсус. После того как группа на втором этапе решила межличностные проблемы, существенно возрастает взаимное доверие сотрудников. Соперничество уступает место кооперации, споры — консенсусу. На этой стадии у участников команды должно сформиро­ваться осознание того, что они в самом деле являются командой, что ассоциируется у многих с чувством «мы — команда» и высоко котиру­ется всеми ее участниками.

На данной стадии формирования команды необходимо обеспечить решение следующих задач:

♦ переход от руководства командой на основе указаний к самоуправ­лению;

♦ переход к выработке решений на основе консенсуса;

♦ переход от конфронтации или просто безразличия к сотрудничест­ву между работниками;

♦ переход от ориентации только на личные цели к коллективным це­лям, в которых оптимально отражены и личные;

♦ переход к пониманию и ощущению реальных выгод от работы в команде и др.

Этап IV. Политическая команда. На этом этапе весь персонал по­литической команды выполняет работу качественно, проявляет за­боту друг о друге, у всех общие коллективные цели и интересы. Для команды это время наивысшей эффективности. Команда нацелена на продуктивность, раскрытие потенциальных возможностей каждого человека.

На этом этапе становления политической команды реализуются:

♦ переход к развитию сотрудничества с внешним окружением;

♦ переход к пониманию с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: