Во время осуществления международных экономических связей активное использование транспорта обеспечивает перемещение пассажиров, грузов и багажа между огромным количеством стран, что делает международный рынок транспортных услуг одним из наиболее развитых и динамичных.
Международный рынок транспортных услуг служит для осуществления процесса купли-продажи услуг по транспортировке различных грузов, которые в свою очередь могут быть прямые или бесперегрузочные, смешанные, когда используется два и более вида транспорта, а также прямые смешанные, когда используются разные виды транспорта, но по одним и тем же транспортным документам.
Процесс доставки товара между странами включает в себя перевозку товара внутри страны-экспортера вплоть до пограничного пункта либо порта, перевозку товара от пограничного пункта импортера до пункта его непосредственного потребления, а также морскую или транзитную перевозку.
Необходимо отметить, что международный рынок транспортных услуг включает в себя не только перевозочную деятельность, но и ряд сопутствующих операций, таких как погрузка, выгрузка, охрана грузов, временное хранение или переоформление документов.
|
|
Этапы транспортного процесса:
1- перевозка грузов от внутреннего пункта производства до пограничного пункта страны-эспортера;
2- погрузка на магистральные транспортные средства;
3- международная транзитная или морская перевозка;
4- временное хранение груза или перегрузка в международных пунктах;
5- оформление (переоформление) таможенных и грузовых документов;
6- перевозка груза от пограничного пункта страны-импортера до пункта потребления.
Транспортные операции могут назавыться международными лишь тогда, когда они связаны с перемещением грузов из одной страны в другую транзитом или морскими путями.
Транспортные перевозки бывают в зависимости от:
-географических районов: междугосударственные, межконтинентальные;
- переодичности: регулярные и нерегулярные;
- перевозимых грузов: грузовой и пассажирский.
Государства создают транспортные коридоры- зоны в которых осуществляются перевозки с помощью разных видов транспорта с определенными финансовыми и правовыми льготами.
Важным фактором на рынке транспортных услуг является их стоимость. Перед тем как заключать договоры по транспортировке грузов необходимо изучить:
-уровень цен на мировом транспортном рынке,
-географию перевозок,
- характеристики товаров,
-состояние и сохранность перевозимого груза,
-скорость доставки,
-регулярность прохождения транспорта и др.
42. Структура мирового рынка. Понятие конъюктуры мирового рынка. Показатели конъюктуры. В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия.
|
|
В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей,полезными ископаемыми, климатическими условиями).
Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий.
Рынок базовых товаров и рынок готовых изделий – это разные этажи мирового рынка.
Во 2-й половине XX в. в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.
I. Верхний «этаж» мирового рынка включает:
1-й ярус –низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);
2-й ярус –среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);
3-й ярус –высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника,автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).
II. Средний«этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.
III. Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.
КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА — уровень спроса, предложения, цен на мировых товарных рынках, условия продажи на этих рынках, тенденции изменения этих показателей. Знание закономерностей и конкретики развития мирового рынка должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях. Можно также рассматривать конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, которая характеризует состояние на данный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны, и конъюнктуру товарных рынков, когда изучаются текущие колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров. Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе и характерных признаков каждой фазы цикла и условий их перехода из одной в другую. При экспорте изучение товарных рынков позволяет получить ответы на такие вопросы, как: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить. Важнейшими элементами изучения любого товарного рынка экспортером являются оценка его емкости, анализ позиций конкурентов, получение и анализ информации о покупателях. Все эти вопросы следует прежде всего рассматривать с точки зрения определения конкурентоспособности аналогичного товара отечественного производства. В случае, если конкурентоспособность окажется ниже требуемого уровня, изучение рынка должно подсказать пути его повышения. При импорте изучение рынка с помощью каталогов, прейскурантов, предложений фирм, а также путем личных контактов с их представителями дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить технико-экономические и коммерческие условия продажи товара, которые будут наиболее приемлемы для покупателя. Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производства и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятий, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.
|
|
К таким показателям относятся:
– производство товаров в ассортименте;
– обновление товарного ассортимента;
– обеспеченность материалами, сырьём, производственными мощностями;
– запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);
– забраковка товаров и рекламации;
– перечень товаров ограниченного и повышенного спроса;
– продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);
– изменение доли рынка, занимаемого предприятием;
– изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;
– выполнение заявок на поставку товаров;
– изменения в спросе потребителей;
– величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;
– динамика цен;
– продажи товаров по сниженным ценам, в том числе уценка, сезонная распродажа и др.