Правовые формы деятельности таможенных органов различаются по содержанию, свойствам, целенаправленности, способу выражения.
• С точки зрения содержания, правовые формы деятельности таможенных органов подразделяются на правотворческую и правоприменительную.
Правотворческая деятельность состоит в выработке правил, регулирующих отношения по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Правоприменительная деятельность таможенных органов заключается в действиях по применению соответствующей таможенно-правовой нормы к конкретному, имеющему юридическое значение факту с целью принятия индивидуального акта.
• По содержанию и свойствам таможенно-правовых норм, применяемых таможенными органами, в правоприменительной деятельности различают регулятивную и правоохранительную форму.
Регулятивная форма используется в таможенной деятельности для разрешения конкретных дел управленческого характера, реализации прав и законных интересов участников таможенных отношений.
|
|
Посредством правоохранительной формы осуществляется охрана урегулированных таможенно-правовыми нормами общественных отношений в сфере таможенной деятельности, обеспечивается их неприкосновенность. Эта форма деятельности находит свое выражение в осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля, а также в применении мер ответственности за нарушение таможенных правил.
• Правовые формы таможенной деятельности дифференцируются также в зависимости от целей использования. По этому критерию различают внутренние и внешние правовые формы.
Внешние правовые формы таможенной деятельности используются для выполнения возложенных на таможенные органы задач и функций, составляющих сущность и содержание их деятельности.
Внутренние правовые формы используются для решения вопросов внутриорганизационной деятельности. Посредством внутренних форм решаются организационно-штатные вопросы, вопросы руководства и управления нижестоящими таможенными органами и т. д.
• По способу выражения правовые формы таможенной деятельности делятся на словесные (письменные, устные) и конклюдентные.
Письменный способ является единственным способом выражения правотворческой деятельности в таможенной сфере. Все без исключения нормативные акты таможенных органов являются письменными документами. Только в своем официальном письменном документальном виде нормативный акт таможенного органа может быть признан источником таможенного права.
Вместе с тем в таможенной деятельности используется словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения. Эта форма повседневно применяется при решении вопросов таможенного оформления, таможенного контроля и т. п
|
|
Правоприменение в таможенной сфере выражается также при помощи сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, выражающих решение субъекта таможенной деятельности (поднятие флага таможенных органов на сигнальной мачте командно-диспетчерского пункта и др.).
К неправовым формам деятельности относятся формы выражения организационных и материально-технических действий.
• Организационные действия таможенных органов выражаются в анализе и оценке оперативной и криминогенной обстановки в таможенных органах, анализе и обобщении материалов проводимых в таможенных органах служебных расследований, внесении руководству ФТСРоссии предложений по совершенствованию деятельности по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями в таможенной сфере, рекомендаций
. по вопросам правовой деятельности таможенных органов и т. п. Организационные действия осуществляются в процессе текущей таможенной деятельности и не связаны с возникновением, изменением и прекращением таможенно-правовых отношений.
• Материально-технические действия таможенных органов имеют вспомогательное значение. С их помощью материально обеспечивается фактическое осуществление всех форм таможенной деятельности.
27.Правовые акты в сфере таможенного дела
Правовые акты таможенных органов являются объективированным выражением их деятельности по осуществлению государственных задач и функций в таможенной сфере. Правовым актам таможенных органов свойственны все основные признаки, присущие административным актам (правовым актам управления):
государственный характер;
• одностороннее волеизъявление;
• установление обязательных правил поведения;
подзаконность;
• последствия правоохранительного характера в случае их нарушения и др.
Основным нормотворческим государственным органом в таможенной сфере является ФТСРФ. ФТСиздается значительное число видов нормативных актов: приказы, положения, инструкции, правила, методические рекомендации, указания, а также такие формы, как порядок, перечни, ставки пошлины.
Приказ - наиболее распространенный вид нормативного правового акта, при помощи которого осуществляется непосредственное регулирование разнообразных по характеру таможенных отношений. ФТСРФ издает в пределах своей компетенции приказы по следующим вопросам: порядок перемещения товаров и транспортных средств, таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т. д.
Инструкции - это административные акты, издаваемые ФТСРФ в целях установления правил, регулирующих организационные, финансовые, технические, контрольные и иные вопросы деятельности таможенных органов, учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц в таможенной сфере. Инструкции, издаваемые ФТСРФ, могут быть только нормативными по характеру и содержанию актами.
Указания - документы, издаваемые ФТСРФ преимущественно по оперативным, информационно-методическим вопросам, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и т. п.
Письма - это обобщенное название различных по содержанию и форме документов, издаваемых ФТСРФ, в которых доводится правовая и иная информация, даются разъяснения о порядке применения того или иного нормативного акта, порядке выполнения тех или иных действий и т. д. В них не содержится самостоятельных нормативно-правовых положений.
Телеграммы, телетайпограммы, телефонограммы - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста (по телеграфу, телетайпу, телефону). В таможенной практике используются в качестве средства доведения информации до подведомственных таможенных органов и оперативного решения служебных вопросов в тех случаях, когда передаваемые сообщения требуют документального оформления.
|
|