Необходимость сокращения расходов на техническое обслуживание и повышение надежности устройств, возрастающие требования по обеспечению безопасности движения поездов обусловили создание еще одной системы – кодовой автоблокировки на электронной элементной базе (КЭБ).
Приоритетными задачами при создании системы явились минимизация капитальных вложений и снижение расходов на эксплуатацию.
В соответствии с техническим заданием система КЭБ применяется для интервального регулирования движения поездов на участках с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока.
КЭБ предназначена для реконструкции числовой кодовой автоблокировки путем замены в сигнальных установках и частично на станциях электромеханических устройств, работающих в импульсном режиме, на электронные с сохранением ординат сигналов и существующих рельсовых цепей с АЛС.
Основными элементами КЭБ являются генератор кодов ГК-КЭБ и приемник-дешифратор ПД-КЭБ.
Генератор кодов вырабатывает кодовые сигналы АЛС и заменяет одновременно весь тракт передачи: КПТШ, ТШ-65 (2 шт.), БКТ (2 шт.).
|
|
Приемник-дешифратор обеспечивает прием и дешифрацию сигналов рельсовых цепей и заменяет одновременно весь тракт приема: импульсное реле ИМВШ и дешифраторные блоки БИ-ДА, БС-ДА, БК-ДА.
Аппаратура КЭБ изначально разрабатывалась на микропроцессорнойэлементной базе, что позволило расширить функциональные возможности. В системе КЭБ применена технология толстопленочных микросборок, с помощью которых была повышена климатическая и виброустойчивость, а также общая надежность устройств.
Повышенное внимание при создании системы было уделено соблюдению требований и норм безопасности, выполнение которых достигается сочетанием программно-аппаратных средств и специальных узлов с несимметричным потоком отказов. Также был решен сложный вопрос по соблюдению требований электромагнитной совместимости (ЭМС).
В результате опытной эксплуатации обнаружен и устранен ряд недостатков аппаратуры, неоправданно уводивших КЭБ в защитное состояние. Эти недостатки касались, в основном, программного обеспечения микро ЭВМ, которое было откорректировано. Также изменена схема входного устройства приемника, инерционность реакции приемника на изменение кода и схема перезапуска.
В результате разработка КЭБ позволила устранить целый ряд недостатков числовой кодовой автоблокировки, повысить ее надежность, увеличить периодичность обслуживания [5].
Параллельно разрабатывались различные варианты замены числовой кодовой автоблокировки на КЭБ в зависимости от пожеланий заказчика и специфики участка, в том числе технические решения для двух вариантов замены аппаратуры.
|
|
Первый вариант предполагал замену "шкаф на шкаф" с переключением существующих кабелей. Это необходимо в случае замены выработавшего свой ресурс оборудования, а также для нового строительства системы КЭБ взамен полуавтоматической блокировки (ПАБ) или другой системы.
Во втором варианте предусматривалась замена приборов внутри шкафа без перемонтажа. В этом случае предполагалось, что завод-изготовитель в комплекте аппаратуры КЭБ вместе с блоками ГК-КЭБ и ПД-КЭБ будет поставлять дополнительный соединительный жгут с заглушками:
- заглушка взамен ТШ-65 (2 шт.);
- заглушка взамен БИ-ДА;
- ПД-КЭБ взамен БС-ДА;
- заглушка взамен БК-ДА;
- ГК-КЭБ взамен КПТШ.
Это позволяет в соответствии с проектом выполнить переоборудование путем снятия основной части старой аппаратуры и подключения новой без перепайки жгутов. При этом время подготовительных работ по переключению с числовой кодовой на КЭБ не должно составлять более одного часа. Как показывает опыт, само переключение практически занимает 2-3 минуты. В этом варианте сохраняется возможность возврата к старой системе автоблокировки [6].