Кроме того, укреплено по ст. 1–7 закона от 14 июня 1910 года | |||||||
Годы | Число домохозяев, укрепивших наделы в собственность | Площадь укрепленной земли | Число обществ и селений | Число отдельных домохозяев | |||
Всего обществ и селений | В них домохозяев | Площадь земли (дес.) | Число домохозяев | Площадь земли | |||
48 271 | |||||||
508 344 | 4 315 733 | ||||||
579 409 | 4 115 519 | ||||||
342 245 | 2 302 839 | 1 429 | 12 200 | 6 787 | 44 933 | ||
145 576 | 995 852 | 2 623 | 75 356 | 459 763 | 91 894 | 525 511 | |
122 314 | 785 007 | 1 626 | 36 756 | 248 439 | 71 920 | 429 290 | |
134 554 | 746 573 | 26 367 | 175 671 | 71 392 | 390 216 | ||
97 877 | 593 894 | 10 368 | 65 563 | 54 915 | 287 368 | ||
29 851 | 267 381 | 2 627 | 27 724 | 19 981 | 134 732 | ||
Всего | 2 088 432 | 14 122 798 | 5 405 | 152 903 | 989 360 | 316 889 | 1 807 050 |
(Сидельников С. М. Аграрная реформа Столыпина. –
М., 1973. С. 145).
Предложения фракции кадетов по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную думу (проект 42-х)
8 мая 1906 г.
I Дума просуществовала всего 72 дня: открыта 27 апреля 1906 г. и разогнана 9 июля. Основное содержание деятельности этой Думы раскрывает Выборгское воззвание. 103 дня работала II Дума. Кадетской партии, занимавшей в обеих Думах центральное положение, не удалось реализовать свои аграрные проекты.
|
|
Государственная Дума в своем последнем заседании признала, что она не “исполнила бы своего долга, если бы она не выработала закона” для удовлетворения острой земельной нужды трудового крестьянства “путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих”.
Считая неотложно необходимым приступить теперь же к решению земельного вопроса, мы, нижеподписавшиеся, принадлежа к партии народной свободы, находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:
1. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и малоземельных крестьян и других разрядов землевладельцев, – государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели, за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, т.е. сообразно с нормальной для данной местности доходностью, при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.
2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Начала, на которых земли этого запаса подлежат передаче нуждающемуся в них населению, должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.
|
|
Государственная дума: Стенографические отчеты: Созыв 1: Сессия 1. – Т.1. С.248 – 251.