Государство и церковь

При Василии II Темном (1425 – 1462 гг.) прекратилась зависимость Русской православной церкви от Константинопольской епархии. В 1443 году собор русского духовенства самостоятельно избрал митрополитом Киевским и всея Руси рязанского епископа Иону. С 1448 г. русская церковь стала автокефальной. И, таким образом, московская митрополия попала теперь в прямую зависимость от окрепшей великокняжеской власти.

Еще с XIV в. церковь на Руси стала крупным землевладельцем. Быстро росло богатство монастырей. Главным источником обогащения являлись земельные вклады «на помин души», которые князья и бояре давали обителям. Этот обычай создавал огромные имения Русской церкви, разорял вотчинников и сокращал фонд государственных «черных» земель.

Споры о месте церкви в жизни государства и общества развернулись во второй половине XV — начале XVI вв. По вопросам о допустимости церковного землевладения и соотношении авторитета духовной и светской власти сформировались две основные позиции.

«Нестяжатели», возглавляемые старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским, утверждали, что «стяжать», то есть стремиться к земным богатствам, недостойно не только монахов (принцип личной бедности проповедовался в Русской православной церкви еще в XI в.), но и духовенства вообще. Вместо больших богатых монастырей должны существовать малые обители, где иноки живут в аскезе, посвящают все время молитве и совершенствованию своего внутреннего мира.

«Иосифляне», называемые так по имени своего духовного лидера, игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, защищали церковное землевладение, настаивая на том, что, во-первых, богатства монастырей — это богатства Божьи, а во-вторых, если запретить обителям принимать земельные пожертвования, то «как честному и благородному человеку постричься?».

Необходимо упомянуть о том, что дискуссии о бедности и богатстве церкви между нестяжателями и иосифлянами были продолжением споров, возникших еще в XIV в. среди русского духовенства. В тот период, когда религия всецело владела умами людей, любая попытка оспорить официальную точку зрения церкви называлась ересью. Возникали ереси и на Руси. Именно приверженцы ереси «стригольников» (Новгород — Псков, XIV в.) и ереси «жидовствующих» (Новгород — Москва, XV в.) помимо прочего резко критиковали мздоимство церковников и стяжательство церкви, напоминая, что Христос и апостолы «ходили босы».

С еретиками Русская православная церковь расправлялась беспощадно, но дискуссии иосифлян и нестяжателей велись на более высоком уровне — покровительницей нестяжателей при дворе была невестка великого князя, мать наследника престола княгиня Елена Волошанка. Некоторое время принять аргументы Нила Сорского склонялся и сам Иван III. Его привлекала в этом учении возможность секуляризировать церковные земли, в чем великий князь очень нуждался. Кроме того, нестяжатели разграничивали сферы деятельности духовной и светской власти, а иосифляне настаивали на том, что «священство выше царства», так как авторитет церкви исходит от Бога.

В 1503 г. Иван III созвал церковный собор, который должен был решить судьбу церковного землевладения в Московском государстве. Иосифлян на этом соборе оказалось большинство, и они сумели отклонить проект ликвидации монастырских земель, выдвинутый нестяжателями. В это же время Иосиф Волоцкий резко сменил свое отношение к светской власти, заявляя: «Божественные правила повелевают царя почитати, а не свариться с ним…». В обмен на поддержку своего авторитета великий князь отказался от мысли конфисковать монастырские имения, и на соборе 1504 г. нестяжатели были осуждены как еретики.

С тех пор иосифляне стали верной опорой царской власти. Именно к сторонникам Иосифа Волоцкого принадлежал игумен Псковского Елеозарова монастыря Филофей, оформивший в своих посланиях к Василию III теорию «Москва — третий Рим». Эта теория, ставшая официальной идеологией самодержавия, возвеличивала московских государей, подчеркивала богоизбранность Московского царства и его особый путь как центра истинной веры и объединителя всех православных земель.

Золотая Орда в XIV – первой половине XV в.

В 1359 г. началась самая продолжительная «замятня» в Орде. После смерти хана Бердибека на ордынском престоле с невиданной скоростью стали сменяться правители. К 1363 г. ситуация несколько прояснилась — монгольское государство распалось на две части по течению Волги. В правобережной (западной) части Орды правил, используя ханов-марионеток, темник (военачальник) Мамай, в левобережной (восточной) со столицей Сараем — происходила частая смена правителей. Мамай несколько раз захватывал Сарай, но удержать его не смог.

На Руси узурпаторский характер власти Мамая осознавался очень хорошо, и в 1374 г. московский и нижегородский князья отказались присылать ему «ордынский выход». А в 1375 г. многие русские князья подписали в Твери договор, который впервые прямо подразумевал совместное вооруженное сопротивление татаро-монголам. Именно в 1370-е гг. русские войска нанесли первые поражения ордынцам (битва на реке Воже — 1378 г.). 8 сентября 1380 г. великий князь Дмитрий Иванович Донской разгромил силы Мамая в Куликовской битве. С одной стороны, Донской не позволил узурпатору установить свою власть над русскими землями, но, с другой, разгром Мамая способствовал объединению двух частей Орды под властью законного хана Тохтамыша. Объективно от победы русских войск на Куликовом поле более всего выиграл новый правитель монгольского государства. В 1381 г. Мамай был отравлен в Крыму, и Тохтамыш стал восстанавливать пошатнувшуюся власть над русскими землями. После разорения Москвы в 1382 г. выплата дани была возобновлена.

Однако могуществу Золотой Орды уже пришел конец. Новым противником Тохтамыша стал самаркандский эмир — великий полководец Тимур (Тамерлан). В 1391 г. хан потерпел поражение от Тимура на Волге, а в 1395 г. — на Тереке, после чего бежал в Сибирь, где и был убит. В Орде снова начались усобицы, все более и более ослаблявшие ее. К власти приходили то законные ханы, то темники, мечтавшие о былой славе Мамая и Тамерлана.

В первой половине — середине XV в. Золотая Орда окончательно распалась на Астраханское, Казанское, Крымское и Сибирское ханства, Большую и Ногайскую Орду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: