Английская буржуазная революция 17 века

Победоносная буржуазная революция, приведшая к утверждению капитализма и установлению буржуазного строя в Англии; одна из ранних буржуазных революций. Будучи первой революцией европейского масштаба, она открыла эру крушения феодального строя в Европе, положив начало смене феодальной формации капиталистической.

К середине 17 в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства — капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры). Однако система промышленных монополий, насаждавшаяся королями из династии Стюартов, так же как и цеховая регламентация, господствовавшая в городах, сужала поле деятельности мануфактуристов-предпринимателей.

Королям из династии Тюдоров удавалось маскировать абсолютизм парламентскими формами правления, но уже Стюарты — Яков I [1603—25] и Карл I [1625—49] — вступили в конфликт с парламентом, особенно обострившийся при Карле I. С 1629 в Англии установился беспарламентский режим, олицетворявший упадочную форму абсолютизма. Вместе со своими советниками графом Страффордом и архиепископом Лодом Карл I стал осуществлять «твёрдый курс» в Англии, Шотландии и Ирландии, который вызвал недовольство и возмущение и усилил эмиграцию за океан, в Северную Америку. В Ирландии продолжалось ограбление ирландских землевладельцев; политика «церковного единообразия» в условиях господства католицизма в стране, угнетаемой иноземными завоевателями, предельно обостряла отношения. В Шотландии попытка ввести «церковное единообразие» привела в 1637 к общенациональному восстанию против Карла I — к созданию т. н. Ковенанта, а в 1639 к англо-шотландской войне, в которой английский абсолютизм потерпел поражение. Это поражение и вспыхнувшие крестьянское и городское восстания (20—30-е гг.) ускорили начало революции. Короткий парламент (13 апреля — 5 мая 1640) отказался предоставить субсидии для ведения шотландской войны. Отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение Карла безвыходным. Был созван новый парламент, получивший название Долгого парламента (3 ноября 1640 — 20 апреля 1653); в стране началась революция.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма: были ликвидированы чрезвычайные королевские суды — «Звёздная палата», «Высокая комиссия», уничтожены все монопольные патенты и привилегии, а их обладатели удалены из парламента, принят билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия. Был привлечён к суду парламента и казнён (12 мая 1641) ближайший советник короля Страффорд. Позже его судьбу разделили архиепископ Лод и др. советники короля. Однако уже в 1641 в парламенте обнаружились разногласия. Опасаясь, что принцип «равенства и самоуправления», победив в церковных делах, сможет повлиять и на политические порядки в стране, лендлорды и крупная буржуазия сорвали решение вопроса об уничтожении епископата и реорганизации церкви на кальвинистских началах. Боязнь углубления революции с ещё большей очевидностью проявилась в ожесточённой борьбе, развернувшейся в Долгом парламенте при обсуждении т. н. Великой ремонстрации (См. Великая ремонстрация), которая была принята 22 ноября 1641 большинством всего в 11 голосов.

Стремясь подавить революционные устремления народа, парламент весной 1647 попытался распустить часть революционной армии. Оказавшись перед угрозой разоружения и не доверяя индепендентским офицерам — «грандам», солдаты начали избирать т. н. агитаторов, к которым постепенно переходило руководство в воинских частях и в армии в целом. Начался конфликт между парламентом и армией. Угроза политической изоляции побудила О. Кромвеля, первоначально выступавшего за подчинение армии парламенту, возглавить движение солдат в армии с целью приостановить её дальнейшее полевение. 5 июня 1647 на общем смотре армии было принято т. н. «Торжественное обязательство» не расходиться до тех пор, пока не будут удовлетворены требования солдат и обеспечены свободы и права английского народа. Армия наряду с широкими крестьянско-плебейскими массами стала основной движущей силой революции на её буржуазно-демократическом этапе (1647—49). Вторая гражданская война, вспыхнувшая весной 1648, вынудила индепендентов временно искать примирения с левеллерами. Но принятие «грандами» значительной части программы левеллеров означало, что социальная программа левеллеров — в частности в вопросе о судьбах копигольда — представляла лишь более радикальный вариант программы «грандов» и «... что только вмешательство крестьянства и пролетариата, "плебейского элемента городов", способно серьезно двигать вперед буржуазную революцию...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 47). В битве при Престоне (17 — 19 августа 1648) Кромвель нанёс решительное поражение шотландцам и английским роялистам. 1 декабря 1648 король был взят под стражу. Армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства (Прайдова чистка, 6 декабря 1648). 6 января 1649 был учрежден Верховный суд для рассмотрения дела короля. 30 января Карл Стюарт как «изменник и тиран» был казнён.

19 мая 1649 Англия стала республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (судьбу монархии разделила и палата лордов); в действительности же республика 1649 оказалась индепендентской олигархией. Исполнительную власть осуществлял Государственный совет, состоявший из «грандов» и их парламентских единомышленников. Социально-охранительные функции индепендентской республики во внутренней политике сочетались с захватническими устремлениями и политикой подавления освободительного движения народов, находившихся под английским господством. Военная экспедиция Кромвеля в Ирландию (1649—50) была направлена на подавление национально-освободительного восстания ирландского народа, в Ирландии завершилось перерождение революционной армии; здесь была создана новая земельная аристократия, ставшая оплотом контрреволюции в самой Англии. Так же беспощадно английская республика расправилась с Шотландией, присоединив её в 1652 к Англии. Антидемократический курс в решении аграрного и национального вопроса сузил социальную базу республики. Единственной её опорой осталась армия наёмников, содержавшаяся за счёт народных масс. Разгон «охвостья» Долгого парламента и неудачный для «грандов» опыт с Малым (Бербонским) парламентом (1653), который неожиданно для его создателей стал на путь социальных реформ (отмена десятин, введение гражданского брака и т. п.), проложили путь режиму военной диктатуры — Протекторату (1653—59) Кромвеля.

Вскоре после смерти Кромвеля (3 сентября 1658) этот режим потерпел крушение. В 1659 в Англии формально была восстановлена республика, но её эфемерность была предрешена всем ходом событий. Напуганные усилением демократического движения буржуазия и новое дворянство стали склоняться к «традиционной монархии». В 1660 совершилась реставрация Стюартов (см. Карл II), которые согласились санкционировать основные завоевания буржуазной революции, обеспечивавшие буржуазии экономическое господство. Переворот 1688—89 (т. н. «Славная революция») оформил компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

Английская революция дала мощный толчок процессу т. н. первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции 18 в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения. В области политической революционная борьба народных масс в середине 17 в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени.

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: