Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)

Классификация затрат в себестоимости продукции представлена на рисунке 1.

 

       
   
 
 


           
   
   
 
 
 


Рисунок 1 – Классификация затрат в себестоимости продукции

Приведём классификацию затрат с учётом расходов по статьям калькуляции и элементам затрат на рисунке 2.

1

       
 
   
 


2

 
 


3

       
 
 
   


4

 
 


5

 
 


6

7

8

 
 


9

 
 


10

       
 
 
   


11

12

Рисунок 2 – Классификация затрат

Ценакак экономическая категория имеет несколько определений представленных на рисунке 3.

 
 

 

 


Рисунок 3– Определение цены

 

Роль цены в регулировании экономики проявляется через её функции. На рисунке 4 приведём данные функции.

 

 


 

Рисунок 4 – Функции цены

 

Классификация цен представлена на рисунке 5.

 

 
 

 

 


Рисунок 5 – Система цен

 

Факторы, влияющие на изменение и формирование цены приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Факторы, влияющие на изменение и формирование цены

 

Повышению цен способствуют: Понижению цен способствуют:
спад производства; нестабильность экономической ситуации; монопольное положение предприятия-изготовителя; увеличение общей массы денег, находящихся в обращении; увеличение взимаемых налогов; увеличение выплат по заработной плате, в том числе и рост ставок заработной платы; стремление предприятия к повышению прибыли при прочих неизменных обстоятельствах; повышение качества товара; повышение дефицитности рабочей силы; низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли и др. рост производства; технический прогресс; снижение издержек производства и обращения; рост производительности труда; обострение конкуренции; снижение взимаемых налогов; уменьшение числа посредников; уменьшение бюрократических надстроек.  

 

Основные элементы цены представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Формирование цен

 

Элементы цены
  Себестоимость производства и реализации товаров (услуг)   Прибыль производителя   Косвенные налоги (акцизы, НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена изготовителя
 
 


Оптовая цена отпускная

Оптовая цена закупки

 
 


Розничная цена

 

Ценовые стратегии целесообразно представить на рисунке 6.

                   
   
 
 
   
     
 
     
 
 

 


Рисунок 6 – Ценовые стратегии

 

На рисунке 7 представим систему показателей бухгалтерской прибыли на предприятии.

 
 

 

 


Рисунок 7 – Показатели бухгалтерской прибыли

 

Валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли, расчёт которой производится в следующей последовательности представленной на рисунке 8.

 

 

 


Рисунок 8 - Корректировка валовой прибыли для налогообложения

 

Существует большое количество показателей рентабельности. Эти показатели можно сгруппировать по 4-м направлениям представленным на рисунке 9.

               
   
     
 
   
 

 


Рисунок 9 – Показатели рентабельности

 

Фондовый метод предполагает распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия по фондам специального назначения, которые представлены на рисунке 10.

 

 

 


Рисунок 10 - Распределение прибыли предприятия

 

На рисунке 11 приведены факторы, и пути увеличения прибыли.

                   
   
 
     
 
   

 

                       
       
 
     
 
   
 
 
 
   
 
   
 
 

 


Рисунок 11 – Факторы и пути увеличения прибыли

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: