Сущность - философская категория для обозначения внутренней устойчивой основы предметов или процессов объективного мира, определяющей собой их дальнейшее развитие.
Явление - философская категория для обозначения внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.
Сущность и явление связаны с внешним и внутренним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вкладываем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очертить границы этих понятий.
Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что присуще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.
Диалектика сущности и явления:
· сущность более устойчива, явление более изменчиво;
· сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;
|
|
· процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.
Категории «содержание» и «форма»
Содержание - это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю совокупность всех ее элементов, функций и состояний.
Форма - это способ бытия содержания в его внутреннем и внешнем выражении.
Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой.
Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности. Диалектика содержания и формы:
· одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществляться и мирными средствами, без жертв - так называемые «бархатные» революции в странах Восточной Европы, «оранжевая революция» в Украине);
· различные содержания могут существовать в одной форме (например, под формой демократии существовала и диктатура пролетариата в социалистических государствах, и парламентские республики в странах Западной Европы);
· форма оказывает различное обратное влияние на содержание в зависимости от характера объекта (например, на научное открытие форма его подачи влияет значительно меньше, чем реклама на процесс продажи товара);
· форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений формализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории.