Категории «сущность» и «явление»

Сущность - философская категория для обозна­чения внутренней устойчивой основы предметов или про­цессов объективного мира, определяющей собой их даль­нейшее развитие.

Явление - философская категория для обозначе­ния внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.

Сущность и явление связаны с внешним и внутрен­ним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вклады­ваем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очер­тить границы этих понятий.

Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что прису­ще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.

Диалектика сущности и явления:

· сущность более устойчива, явление более изменчиво;

· сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;

· процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго по­рядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.

Категории «содержание» и «форма»

Содержание - это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю со­вокупность всех ее элементов, функций и состояний.

Форма - это способ бытия содержания в его внут­реннем и внешнем выражении.

Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой.

Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности. Диалектика содержания и формы:

· одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществлять­ся и мирными средствами, без жертв - так называемые «бархатные» революции в странах Восточной Европы, «оранжевая революция» в Украине);

· различные содержания могут существовать в одной форме (например, под формой демократии существова­ла и диктатура пролетариата в социалистических государствах, и парламентские республики в странах За­падной Европы);

· форма оказывает различное обратное влияние на со­держание в зависимости от характера объекта (напри­мер, на научное открытие форма его подачи влияет зна­чительно меньше, чем реклама на процесс продажи товара);

· форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений фор­мализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: