Формирование грамматических (лингвистических) понятий

1. Обучение русскому языку в НШ в условиях реализации ФГОС и в соответствии с содержанием Примерной программы направлено на развитие у уч-ся способности к реч. деятельности в разных ее видах и формах. Основой для достижения этой цели является усвоение школьниками знаний о языке и его единицах, т.к. эти знания способствуют переходу к осознанию закономерностей функционирования яз. единиц в речи, а значит, сознательному совершенствованию собственной речи. Кроме того, изучение теории языка необходимо для формирования у уч-ся навыков правописания: без знания состава слова, частей речи, структуры предложения невозможно овладеть орфографическими и пунктуационными правилами. Велико значение изучения лингв. понятий и для развития мышления уч-ся, их способности к анализу, синтезу, абстрагированию и др. мыслительным операциям.

В содержание яз. образования мл. школьников входит формирование у них грамматических (лингвистических) понятий и представлений, а также спец. лингв. умений в области фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Рассмотрим, как организуется в НШ изучение лингвистических понятий.

2. а)Сущность лингв. понятий.

Понятие есть мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления через фиксацию общих и специфических признаков, позволяющих отличать эти предметы и явления от смежных с ними. Так и грамматика, отвлекаясь от частного и конкретного, обобщает, типизирует явления языка (например, части речи – это лексико-грамм. разряды слов, обладающих тождественными обобщенно-семантическими и грамматическими признаками. Признаки, которые служат выделению, спецификации, называются отличительными или существенными (для имени существительного, например, таковыми является обобщенное значение предметности, выраженное в постоянном значении рода и изменяемых значениях числа и падежа).

В яз. единицах закреплено обобщенное отражение действительности. Следовательно, грамм. понятия представляют собой абстракцию еще более сложного вида, чем слово или предложение В процессе их усвоения надо абстрагировать абстрактные признаки, обобщать обобщения. А мышление мл. школьников, как известно, требует наглядной опоры.

Из этого следует, что формирование грамм. понятий требует особых форм анализа и синтеза, приводящих к абстракциям и обобщениям. С этим связаны и трудности их усвоения мл. школьниками, у которых операции мышления (особенно абстрагирование) находятся на стадии формирования.

В процессе усвоения грамм. понятий ребенку необходимо осознать зависимости, существующие между формами и значениями единиц языка, в результате чего у школьников формируется представление о языке как знаковой системе. Грамматически осмыслить – значит увидеть за внешней формой явления его языковую роль, так грамм. абстракции и обобщения переносятся из плана наглядности в план понятий, что предполагает оперирование отвлеченными языковыми значениями. Например, у слов леслесник предметное значение различно, а грамматическое тождественно, у слов тихо – тишина, бежать – бег предметное значение тождественно, а грамматическое различно. В процессе усвоения грамм. понятий ученик овладевает такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизирование, которые формируются как процессе усвоения знаний, так в процессе их применения.

Большинство понятий в начальном обучении дается без определения (звук, род, число, падеж, слово и т.д.) Ряд понятий сопровождается определениями. Определение нужно для того, чтобы указать отличие одного понятия от другого, чтобы раскрыть содержание определяемого предмета. В учебниках встречаются определения, в которых имеют место как родовые, так и видовые признаки. Например, приставка – это часть слова, которая стоит пред корнем и служит для образования новых слов. Это логическое определение. Встречаются и такие определения, где дается перечень существенных признаков. Например, имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?» или «что?», изменяется по числам и падежам.

Встречаясь с логическим определением, ученик испытывает трудности; такие определения для него непривычны. Поэтому ученик просто заучивает его наизусть. А это не означает, что ученик усвоил определение. В развитии логического мышления огромную роль играет работа по выявлению существенных признаков понятия и работа по созданию их определения. Обучение школьников умению давать определение – необходимый этап в работе по изучению нового материала. Чтобы обучение данному умению было результативным, учащиеся должны владеть минимумом знаний об определении как о тексте. Определение понятия в языковом отношении представляет собой структуру, состоящую из заглавия (определяемое слово-термин), указания на родовую принадлежность и перечня существенных видовых признаков, отличающих данное явление от однородных явлений. Существенные признаки, как уже было отмечено,- это те признаки, которое данное понятие отличается от другого. Определяя слова «доброта», «бег», «ходьба» как существительные, ученики должны выделить их существенные признаки: обозначают предметы и изменяются по падежам.

Умение определять понятие опирается на умение устанавливать родовидовые связи и на умения классифицировать изучаемые явления. Знания о структуре определения и умение давать определение изученному языковому явлению закрепляется при выполнении таких упражнений:

1.Назвать части в готовом определении.

2.Вставить в определение пропущенную часть.

3.Сформулировать определение изученного понятия.

4.Найти ошибки в определении известного понятия.

 

Б)процесс формирования понятий. Структура урока

Процесс формирования понятий включает в себя несколько этапов:

-эмпирический – наблюдение, анализ объектов, явлений, выделение существенных признаков, т.е. таких признаков, которые повторяются и отличают исследуемый объект от других объектов;

-теоретический – определение понятия, которое может быть описательным, функциональным или структурно-логическим, введение термина;

-углубление понятия – обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях.

Эта закономерность проявляется как в построении курса русского языка в НШ, так и в структуре урока, на котором вводится новое понятие.

Типовая структура урока изучения нового материала по грамматике включает след. обязательные этапы:

1)Актуализация опорных знаний (мобилизационный этап). На данном этап организуется повторение знаний и умений, на которых базируется изучение нового материала, с целью подготовки к усвоению нового понятия.

2)Открытие нового знания:

– организация наблюдений над языковым материалом с целью выделения существенных признаков грамматического понятия;

– обобщение выделенных признаков, введение термина, формулировка определения понятия;

– чтение определения по учебнику, работа над его осмыслением.

3)Первичное закрепление изученного:

– упражнения на распознавание нового грамматического понятия

– упражнения на сознательное использование в речевой практике нового грамматического понятия.

Успешное усвоение грамматических понятий младшими школьниками может быть обеспечено лишь при соблюдении учителем ряда условий:

– активизации умственной деятельности учащихся в ситуации поиска нового знания, что достигается методом проблемного обучения;

– последовательного развития лингвистического отношения к слову и предложению, формирующегося в процессе усвоения теоретических знаний и означающего осознание школьниками взаимодействия семантической и грамматической сторон языка, т.е. осознание зависимостей, существующих между формами и значениями языка. Такое отношение формируется постепенно и может быть разного уровня. Например, уровень узнавания характерен для усвоения младшими школьниками второстепенных членов предложения: ученики начальной школы находят в предложении второстепенные члены, но не могут определить их тип. Более высокий уровень – уровень осознания – обусловлен знанием типов второстепенных членов предложения, в традиционной системе обучения он достигается только в 7 или 8 классе основной школы;

– подбора для наблюдения такого языкового материала, который обеспечит осознание существенных и несущественных признаков понятия, т.к. выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, когда несущественный признак принимают за существенный и ориентируются на него при определении понятия. Так, при формулировке понятия «восклицательное предложение» в качестве дидактического материала следует использовать разные по цели высказывания восклицательные предложения, чтобы в разряд существенных признаков не попало то, что восклицательными бывают только повествовательные предложения;

– включения новых понятий в систему ранее изученных, т.к. установление связей между понятиями – обязательное условие осознанного владения языком. Например, при определении синтаксической функции имени существительного важно умение определять падеж, т.к. существительное в И.п. – подлежащее, а в косвенном падеже – второстепенный член предложения (особенно это важно, когда в предложении употреблены омонимичные формы И.п. и В.п. – Старинные здания украшают улицы нашего города);

– раскрытия сущности связи определенных языковых категорий в процессе изучения новой категории. Например, перед изучением рода имен прилагательных следует актуализировать знания учащихся о роде имен существительных, а затем раскрыть сущность связи этих частей речи; включение этих знаний в речевую практику детей позволит предупредить нарушение норм согласования;

– наглядного изучения понятия, т.к. мышление детей, приступающих к изучению языка, требует наглядной опоры; в качестве наглядности выступает и языковой материал, в котором изучаемое явление должно быть представлено в наиболее ярком проявлении своей функции и своих грамматических особенностей.

Итак, грамматические понятия нельзя заучить. На это еще в свое время указывал К.Д. Ушинский. Грамматические понятия надо осознать и усвоить. Усваивая грамматическое понятие, ребенок постепенно знакомится с его существенными признаками, которые составляют суть данного языкового явления, и отличают его от других. Каждый из этих признаков необходим, а все они, вместе взятые, отличают данный предмет от других. Составить понятие о предмете - значит выяснить существенные признаки предмета.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое лингвистическое (грамматическое понятие)? В чем его специфика по сравнению с нелингвистическими понятиями?

2.В чем основные трудности усвоения грамматических понятий для учащихся начальных классов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: