Выручка от продаж — это основной финансовый ресурс, используемый для осуществления уставной деятельности организации. Знание величины этого ресурса позволяет принимать обоснованные управленческие решения о погашении задолженности, заключении договоров (основываясь на изучении спроса), а также прогнозировать величину прибыли с учетом результатов анализа расходов организации.
Уровни рядов динамики изменяются под воздействием множества факторов, которые по-разному влияют на изменение выручки продаж. Одни факторы постоянно влияют на выручку от продаж и формируют основную тенденцию (тренд). К таким факторам можно отнести:
• изменение демографических характеристик населения;
• технологическое и экономическое развитие;
• изменение денежных доходов населения и т.д.
Другие факторы оказывают периодически изменяющиеся или случайные воздействия. В качестве, примера сезонного эффекта (периодически изменяющегося) можно привести рост объема продаж в преддверии праздников, отпусков и т.п. Изменения в правительственной финансовой и налоговой политике, неблагоприятные погодные условия являются примерами случайной составляющей.
Исследование динамики выручки от продаж проводится теми же методами, что и исследование динамики любой другой экономической величины.
При исследовании динамического ряда его изображают в виде определенной математической модели.
Виды математических моделей могут быть различными — как простые: аддитивная, мультипликативная, смешанная, так и более сложные: кривые роста, адаптивные, авторегрессионые и т.п.
В анализе динамических рядов используют такие понятия как:
ü тренд (U,) или детерминированная компонента, характеризующая общую тенденцию;
ü сезонная составляющая (S,) или внутри годичные колебания;
ü случайная составляющая (£,), образующейся под влиянием различных (как правило, форсмажорных обстоятельств).
Наиболее часто используемые методы изучения тренда:
ü укрупненных интервалов;
ü сглаживание скользящей средней;
ü нахождение регрессионных зависимостей;
ü использование математических фильтров и т.д.
Анализ сезонных колебаний выручки от продаж направлен на выявление конфигурации сезонной волны, измерение сезонных колебаний, определение изменений сезонной волны в перспективе.
Наиболее используемыми методами проведения данного вида анализа являются:
ü метод простой средней,
ü метод относительных чисел (величин),
ü скользящей средней;
ü метод аналитического выравнивания.
Результаты анализа сезонных колебаний позволяют с более высокой точностью прогнозировать объем производства и продаж.
Подробнее:
1. Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей: Учебн. – практ. пособие. – М.: Финстатинформ, 2000.
2. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Анализ и управление расходами на производство и продажу продукции