Оценка и прогнозирование объема (выручки) продаж

Выручка от продаж — это основной финансовый ресурс, используемый для осуществления уставной деятельности организации. Знание величины этого ресурса позволяет принимать обоснованные управленческие решения о погашении задолженности, заключении договоров (основываясь на изучении спроса), а также прогнозировать величину прибыли с учетом результатов анализа расходов организации.

Уровни рядов динамики изменяются под воздействием множе­ства факторов, которые по-разному влияют на изменение выручки продаж. Одни факторы постоянно влияют на выручку от продаж и формируют основную тенденцию (тренд). К таким факторам можно отнести:

• изменение демографических характеристик населения;

• технологическое и экономическое развитие;

• изменение денежных доходов населения и т.д.

Другие факторы оказывают периодически изменяющиеся или случайные воздействия. В качестве, примера сезонного эффекта (периодически изменяющегося) можно привести рост объема продаж в преддверии праздников, отпусков и т.п. Изменения в правительственной финансовой и налоговой политике, неблагоприятные погодные условия являются примерами случайной составляющей.

Исследование динамики выручки от продаж проводится теми же методами, что и исследование динамики любой другой эконо­мической величины.

При исследовании динамического ряда его изображают в виде определенной математической модели.

Виды математических моде­лей могут быть различными — как простые: аддитивная, мультип­ликативная, смешанная, так и более сложные: кривые роста, адап­тивные, авторегрессионые и т.п.

В анализе динамических рядов используют такие понятия как:

ü тренд (U,) или детерминированная компонента, характери­зующая общую тенденцию;

ü сезонная составляющая (S,) или внутри годичные колебания;

ü случайная составляющая (£,), образующейся под влиянием различных (как правило, форсмажорных обстоятельств).

Наиболее часто используемые методы изучения тренда:

ü укрупненных интервалов;

ü сглаживание скользящей средней;

ü нахождение регрессионных зависимостей;

ü использование математических фильтров и т.д.

Анализ сезонных колебаний выручки от продаж направлен на выявление конфигурации сезонной волны, измерение сезонных колебаний, определение изменений сезонной волны в перспективе.

Наиболее используемыми методами проведения данного вида анализа являются:

ü метод простой средней,

ü метод относительных чисел (величин),

ü скользящей средней;

ü метод аналитического выравнивания.

Результаты анализа сезонных колебаний позволяют с более высокой точностью прогнозировать объем производства и продаж.

 

Подробнее:

1. Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей: Учебн. – практ. пособие. – М.: Финстатинформ, 2000.

2. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Анализ и управление расходами на производство и продажу продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: