Первая контрольная работа

 

В зависимости от стадии производственного процесса выделяют:

ü входной контроль качества – проверка качества сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, покупных изделий, в том числе и комплектующих, деталей, сборочных единиц и изделий, поступающих в производство. Постоянный анализ качества поставляемого сырья и материалов позволяет влиять на производство предприятий-поставщиков, добиваясь повышения качества

ü операционный контроль (межоперационный)– операционный контроль деталей, сборочных единиц в ходе технологического процесса (во время выполнения или после завершения определенной операции.

Межоперационныйконтроль охватывает весь технологический процесс. Этот контроль иногда называют технологическим, или те­кущим. Цель межоперационного контроля — поверка соблюдения технологических режимов, правил хранения и упаковки продукции между операциями.

Операционный контроль направлен на своевременное выявление дефектных деталей и сборочных единиц, с тем, чтобы они не попадали на последующие технологические операции технологического процесса. Этот вид контроля не только для выявления таких дефектных деталей, но и для определения характера ипричин отклонения от требований конструкторской и технологической документации при изготовлении изделий, а также для разработки мероприятий по обеспечению качества технологического процесса и качества выпускаемых изделий. К сфере деятельности инженера-технолога относится главным образом, операционный контроль, осуществляемый с помощью выборок методом математической статистики. Метод выборок позволяет также своевременно определить систематические погрешности технологического процесса исводить их к минимуму.

ü контроль качества готовой продукции (выходной, приемочный контроль) имеет целью проверку качества выпускаемой (готовой) продукции, ее составляющих, требованиям нормативно-технической документации, выявление возможных дефектов и принятие решения о ее пригодности к поставкам и применению в эксплуатации.

Если все условия выпол­нены, поставка продукции разрешается.

В процессе приемочного контроля, проводимого работниками ОТК, проверяют: качество сборки, наладки, регулировки готовых изделий, их комплектность, наличие сопроводительной, технической и эксплуатационной документации, маркировку и упаковку.

По характеру организации контроль подразделяется на:

ü инспекционный,

ü и летучий.

Инспекционный контроль выполняется специально уполномоченными сотрудниками ОТК в целях проверки эффективности ранее выполненного контроля. Его проводят в случаях необходимости проверки качества работы ОТК. Инспекционный контроль может осуществляться представителями заказчика при приемке особо важных видов продукции.

Летучий контроль проводится с произвольной периодичностью и также носит инспекционный характер. Летучим контролем охватываются все стороны деятельности предприятия по выпуску контролируемой продукции, не предусмотренные «Перечнем обязательных контрольных операций».

 

По принимаемым решениям различают:

ü активный

ü и пассивный контроль.

Под активным контролем подразумеваются конкретные меры по улучшению качества продукции или технологического процесса.

Пассивный контроль связан только с фиксацией брака.

 

По средствам контроля и методам получения статистических данных различают:

ü визуальный,

ü органолептический

ü и инструментальный контроль.

Органолептический метод основан на получении информации об объекте контроля посредством рецепторов человека-оператора. Визуальный контроль, в силу своего широкого распространения, выделен из органолептического в самостоятельный вид контроля. Наиболее совершенным из средств измерения является инструментальный контроль, осуществляемый с помощью разнообразных технических средств измерений.

 

По характеру поступления продукции на контрольон может быть:

ü непрерывным (контроль изделий на конвейере, в поточном производстве),

ü или осуществляться по партиям (выборкам).

В зависимости от контролируемого параметраконтроль подразделяется по:

ü количественному,

ü качественному

ü и альтернативному признакам.

Контроль по количественным признакам – это технологические операции измерения значений физических величин (параметров) с применением технических средств измерений. В условиях производства из контроля по качественным признакам выделен самый простой метод – «годен - брак» и называется альтернативным.

 

По степени участия оператора в процессе контроля выделяют:

ü ручной контроль

ü и автоматизированный.

Ручной контроль подразумевает индивидуальный контроль с применением индивидуальных средств контроля параметров оператором-контролером.

При автоматизированном контроле применяются автоматизированные системы контроля, которые обеспечивают проведение контроля оператором-контролером с использованием автоматизированных средств контроля или автоматических систем контроля, которые обеспечивают проведение контроля с использованием' автоматических измерительных средств без участия оператора-контролера.

 

В зависимости от того, на каких стадиях разработки и производства проводится контроль, он подразделяется на:

ü контроль разработки изделия,

ü производственный контроль,

ü и эксплуатационный контроль.

Контроль разработки изделия предполагает контроль соответствия разработанной конструкторско-технологической документации техническим заданиям и требованиям ECKD и ECTD, а также контроль качества опытного образца.

Производственный контроль предусматривает, прежде всего, контроль качества технологических процессов (их параметров), контроль технологического инструмента, материалов, контроль организации производства, а также затрагивает контроль комплектности, упаковки и маркировки изделия.

Эксплуатационный контроль предполагает проверку соблюдения организационных и технологических требований, эксплуатационной и ремонтной документации. Объектами эксплуатационного контроля являются эксплуатируемые изделия и технологические процессы их эксплуатации.

Лекция 6

ДЕФЕКТЫ

Важное значение для производства товаров надлежащего ка­чества и управления качеством имеет контроль качества товаров, представляющий собой процедуру проверки соответствия пока­зателей качества товаров требованиям нормативно-технической документации и договоров поставки. Одной из задач контроля становится выявление дефектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара требованиям, указанным в документах.

Дефекты продукции могут быть выявлены как при органолептическом, так и при измерительном контроле; а некоторые дефекты могут быть обнаружены только в процессе эксплуатации.

В зависимости от возможности выявления дефекты могут быть явными и скрытыми.

Явный дефект товара – это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида конт­роля, предусмотрены соответствующие правила, методы и сред­ства. Многие явные дефекты обнаруживаются уже при визуальном контроле продукции.

Скрытый дефект товара – это дефект, для выявления которо­го в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефекты обнаруживаются, как правило, при эксплуатации товара (изделия).

По происхождению дефекты можно классифицировать на:

- про­изводственные

- и непроизводственные.

Производственный дефект образуется в процессе производства товара, как правило, вслед­ствие нарушения технологического режима изготовления изделия, в то время как непроизводственный дефект – это дефект товара, появившийся после завершения процесса производства товара, т. е. при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении.

 

Исходя из возможности устранения дефекты подразделяются на:

- устранимые

- и неустранимые.

К устранимым дефектам относят дефекты товара, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно. Неустранимые дефекты – это дефекты товара, устранение которых технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Важна также значимость дефекта, представляющая собой относительную величину, определяемую видом, размером, мес­тонахождением дефекта и характеризующуюся степенью его влияния на уровень качества товара по сравнению с другими дефектами.

По степени влияния на качество предусмотрена градация де­фектов на:

- критические,

- значительные,

- малозначительные.

Критический – это дефект, при наличии которого использо­вание товара по назначению практически невозможно или недо­пустимо.

Значительные дефекты товара существенно влияют на воз­можность использования товара по назначению, на его качество и длительность эксплуатации.

Малозначительные (незначительные) дефекты существенно не влияют на использование изделия по назначению и на его дол­говечность.

В результате сплошного или выборочного контроля качества продукции выявляется годная продукция и брак. Годная продук­ция (товар) – это товар, удовлетворяющий всем установленным требованиям. Браком считается продукция, передача которой по­требителю не допускается из-за наличия дефектов, недопускаемых нормативными документами.

Деление продукции на годную и брак относится к любым то­варам. Для некоторых групп и видов продукции предусмотрено деление по сортам, группам сложности, группам качества, мар­кам, номерам и т. д. Например, товары легкой и текстильной про­мышленности, исходя из уровня производственного исполнения, подразделяются по сортам. Подразделяют на сорта и продукцию фарфорофаянсовой промышленности. Сорт представляет собой градацию товара определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленную нормативной документа­цией.

Деление на сорта проводится в зависимости от наличия де­фектов и отклонений по некоторым показателям потребительских свойств.

При отнесении товара к тому или другому сорту учитывают вид и характер дефектов, их размер и местоположение на изделиях. Сорта устанавливают по балльной или ограничительной системе. Наиболее распространенной является балльная система, при ко­торой нормативными документами для каждого из сортов ограни­чивают вид дефектов, их количество, размеры, местоположение на изделии. При балльной системе отклонения от нормы стандарта по контролируемым показателям и параметрам дефектов оценивают в условных единицах – баллах.

Путем сравнения суммы баллов, полученных изделием при контроле, с нормативными требованиями стандартов, предусмат­ривающими для каждого сорта допустимую сумму баллов, товар относят к тому или иному сорту. Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенден­ция к уменьшению количества сортов или вообще к отказу деления товаров на сорта. Изделия из пластмасс, мебель и технически сложные изделия на сорта не делят, сохранив лишь градацию на годные и негодные товары.

Как указывалось выше, для оценки уровня качества ряда групп товаров применяются другие градации. Например, туа­летное мыло и духи, исходя из уровня потребительских свойств, определяемых рецептурой (составом), подразделяют на группы качества; цементы, исходя из их прочностных показателей, делят на марки; а писчую бумагу в зависимости от белизны, плотности и других свойств, определяющих уровень ее качества, делят на номера.

 

Лекция 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: