Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.
Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.
В случае невыполнения судебного решения органы, их исполняющие, вправе применить принудительные меры для их реализации. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уголовную ответственность.
|
|
Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жизни, являются ее независимость, самостоятельность и обособленность.
Независимость означает, что суды при отправлении правосудия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов. Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обособленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.
Таким образом, судебную власть можно определить как независимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением процессуальных норм и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории Республики.
|
|
Основные международные стандарты и требования по обеспечению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимости судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обязательную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайване Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.