Формы бытия материи. Современная наука о специфике пространственно-временных отношений

 

Бытие рассматривается в качестве понятия, содержание которого охватывает все явления в окружающем мире: как материальные так и духовные явления. Бытие имеет следующую структуру:

1. Материальное бытие - тела, вещи, явления природы, реально существующие. В существовании природы выделяется естественная природа - процессы существующие независимо от деятельности человека и искусственная природа - вещи и процессы, созданные людьми. Это – рукотворная природа. К ней относятся орудия труда, средства связи, а так же инструменты для удовлетворения человеческих потребностей.

2. Человеческое бытие -материальное и духовное существование человека. Выделяется существование человека как части природы и специфическое бытие человека.

3. Идеальное бытие -существование сферы идеального как особой и самостоятельной реальности. Идеальное бытие существует в виде субъективного духовного бытия и объективного (надындивидуального) духовного бытия. Субъективное духовное бытие - внутренний мир человека, представляющее собой сферу сознания. Сознание представляет собой способность человека отражать окружающий мир, создавая при этом образы, символы и понятия. Сознание включает в себя идеи, убеждения, ценности, установки и стереотипы. Сознание имеет структуру. Ее составляющей является самосознание человека. Самосознание – осознание своей телесности, чувств, мыслей, осознание взаимоотношений с другими людьми, социального положения. Индивидуальное сознание может трансформироваться в надындивидуальное состояние – стать достоянием других людей. Это объясняется тем, что в наших действиях объективируются идеи, находящиеся в нашем сознании.

4. Социальное бытие -это существование человека в обществе, а так же жизнь самого общества. Человек в процессе своей деятельности вступает в отношения с другими людьми, становиться членом социальных групп: семьи, трудового сообщества, нации, государства. Деятельность человека в обществе является регламентированной - т.е. она осуществляется с помощью норм, присущих данному обществу.

Можно сделать вывод, что философская категория «бытие» - фундаментальное философское понятие, в своем содержании объединяющая разнообразные явления и процессы в природе и в обществе (формы сознания, социальные институты, ценности и идеи). В этом смысле, в «бытии» можно выделить: а) ноуменальное бытие – существующие независимо от сознания человека; б) феноменальное бытие – то, бытие, которое видит человек в процессе познания.

Одной из форм бытия является материальное бытие. Слово «материя» происходит от латинского materia - что означает вещество. Рассмотрим основные этапы развития воззрений о материи.

Первый этап - формирование понятия материи в античной философии. Под материей античные философы понимали субстрат из которого состоят вещи окружающего мира. Согласно Фалесу, основой всех вещей является вода. Согласно Гераклиту, основой всех вещей является огонь. Демокрит сформулировал идею атома, как основы строения материи. Согласно Демокриту, что атомы как начала мира бесконечны по числу. Атомы неделимы и непроницаемы, они абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты. Бесконечно не только число атомов во вселенной, но и число форм атомов. Доказательство бесконечного числа форм атомов, не могло быть эмпирическим, а являлось только логическим. Учение об атоме в античной философии - новый способ решения естественнонаучной и философской проблемы, которая была поставлена перед греческой мыслью.

Второй этап - формирование представлений о материи в философии Нового Времени (CUI-CUII). Материя соотносится с понятием «вещества», под которым понимается сумма неизменных свойств. Так, Исаак Ньютон понимал под материей динамическое взаимодействие сил, тем самым поставив физику на прочную экспериментальную и научную основу. Ньютон так же изменяет представления о движение материи. Если в античности под движением понимали некий процесс, по Ньютону, движение трактуется как состояние материи. Тем самым движение понимается дифференциально (как вещество), а не интегрально. Ренэ Декарт отказывается от тех истолкований материи, которые преобладали в эпоху Возрождения в учениях Телезио, Патриции, Бруно, Кампанеллы. У натурфилософов Возрождения материи приписывались качественные свойства. Согласно же Декарту, единственным признаком материи является протяженность – способность занимать пространство. Протяженность как основное свойство материи, согласно Декарту, делает физику как науку о движении материи континуалистской. Согласно воззрениям континуализма из окружающего мира исключается пустота. В мировоззрении Нового времени такая позиция углубляла понимание материи. Воззрения Ньютона и Декарта составляли основу научной картины мира до конца CIC века, а материализм получил название механистического материализма.

Открытие радиоактивности на рубеже CIC - CC века опровергает античное представление об атоме, открытие электрона опровергает идею неделимости атома; открытие рентгеновского излучения способствовало опровержению вещественных теорий материи и преобладанию полевых (поле) представление о материи. Так же была установлена идея изменчивости массы в зависимости от скорости.

Третий этап - представления о материи, характерные для философии CC века. На первое место в понимании материи ставится не естественнонаучный, а мировоззренческий, философский аспект. Так, согласно Вернеру Гейзенбергу, несмотря на интерес к конкретным и экспериментальным деталям естественнонаучного знания, формулировались общие законы природы1. К общим закона природы можно отнести теорию электромагнитного поля, специальную теорию относительности, которая включает положения не только об электрических явлениях, но и о пространстве и времени. Математическая формулировка квантовой теории привела в CC веке к пониманию строения внешних электронных оболочек химических атомов и тем самым к познанию химических свойств материи. Уже сейчас можно начать рассматривать вопрос о том, какой ответ на вопросы древних философов позволяет дать новейшее развитие науки. Развитие химии и учения о теплоте в течении CIC века следовало представлениям, впервые высказанным Левкиппом и Демокритом. Возрождение материалистической философии в форме диалектического материализма сопровождало прогресс, который в этот период переживала химия и физика. Понятие атома оказалось весьма продуктивным в объяснении химических соединений или физических свойств газов. Те, частицы, которые химики называли атомами, состояли из еще более мелких частиц. Тот факт, что отдельные элементарные частицы можно было реально увидеть хотя бы косвенно (в камере Вильсона, или в пузырьковой камере) доказывали представление о мельчайших единицах материи как о реальных физических объектах, существующих в том же самом смысле, что камни или цветы. Проблемы, присущие материалистическому учению об атомах, обнаруживающиеся уже в античных дискуссиях о мельчайших частицах материи, проявились в физике нашего столетия. Прежде всего они связаны с проблемой бесконечной делимости материи. Так называемые атомы химиков оказались составленными из ядра и электронов. Атомное ядро было расщеплено на протоны и нейтроны. Ускорители высоких энергий раскроют множество интересных деталей в поведении элементарных частиц. Ответ на вопросы древней философии является окончательным. Чьи взгляды подтверждает этот ответ - Демокрита или Платона? Современная физика решает вопрос о материи в пользу Платона. Мельчайшие единицы материи - не физические объекты в обычном смысле слова. Они - формы, структуры или идеи в смысле Платона. О них можно говорить однозначно только на языке современной маткматики. Демокрит и Платон полагали, что с помощью мельчайших единиц материи можно приблизиться к «единому», к объединяющему принципу, которому подчиняется течение мировых событий. Платон утверждал, что такой принцип можно выразить и понять только в математической форме[1].

Материя - философская категория, обозначающая объективную реальность, даваемая человеку через ощущения. Человек пытается познать материю, но при этом материя существует независимо от человека.

Материя является объективной реальностью, она - первопричина бытия. Дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее. Окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе наблюдения эксперимента.

Из определения материи можно сделать следующие выводы:

1) материи в чистом виде не существует. Материя содержит многообразие различных объектов, систем природы, обладающих разнообразием свойств.

2) «материя» включает множество образований объективной реальности, которое сведено к общему свойству - объективному существованию (независимо от человека). При этом материя отражается в сознании человека.

3) Исследование материи охватывает не только объекты, познанные наукой ранее, но и те которые могут быть открыты в будущем. Вновь открытые объекты могут иметь новые свойства.

4) материальные объекты и процессы познаются человеком, отражаются в сознании на основе чувственного восприятия.

Опираясь на исследование универсальных свойств материи, законов ее движения, философия и естествознание исходят из того, что единство мира заключается в его материальности.

В современном естествознании открыты следующие законы, утверждающие материальное единство мира:

1) закон сохранения и преобразования энергии;

2) периодический закон Д. Менделеева;

3) эволюционное учение Ч. Дарвина;

4) учение о клеточном строении материи;

5) современные идеи в области физики (квантовой механики – М. Планк, В. Гейзенберг, релятивистской физики – А. Эйнштейн, Н. Бор), биологии (генетика, явления фотосинтеза, современная физиология человека), космическая наука.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: