Учение Канта о нравственном сознании. Этика категорического императива

Труд Канта «Критика чистого разума» был написан с целью определения границ познания. «Критика чистого разума» должна подготовить почву для практической философии, или - этики.

В «Критике практического разума» Кант утверждает, что определение общего для всех людей нравственного закона является формальным. Нравственный закон, по Канту, не может заключать никакой содержательной характеристики предписываемый им деятельности. Если бы содержание нравственного закона заключала бы указание на то, что именно человек должен делать, то нравственный закон не мог бы быть безусловным. Нравственный закон был бы зависимым от меняющихся условий реальной жизни.

Основной закон практического разума Кант называет «категорическим императивом». Он обладает следующим содержанием: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна стать всеобщим законом природы»1. Такое содержание нравственного закона может придать ему априорный, безусловный и следовательно объективный характер.

Основой нравственного закона становится самостоятельная воля человека. Моральным не может называться действие, совершенное под воздействием человеческой природы. Например, люди делают добро, поскольку оно выгодно, или его совершение является приятным. Таки действия, по Канту, не являются моральными. Поступок считается моральным, если он совершен независимо от природы человека или вопреки ей. Поступок считается моральным, если он совершен из уважения к нравственному закону. Нравственность измеряется побежденной естественной склонностью. Последняя - заблуждение, которую нравственная личность должна преодолеть в стремлении к добродетели.

Личность рассматривается Кантом в качестве самоцели. Все окружающие в мире имеет значение средства и только человек, согласно Канту, является целью сам по себе. Воля нравственного характера не должна пользоваться человеком как средством, но должна рассматривать его как цель саму по себе.

Кант отрицает стремление человека к счастью как принципа этического поведения. Стремление человека к счастью не может создать тех правил, которые могли стать законом для воли. Понятие счастья может быть основано только на данных опыта. Долг и мораль должны предшествовать любому удовлетворению потребностей. В содержании морального закона не может быть соответствия между нравственностью и счастьем. Соответствие между нравственностью и счастьем может быть достигнуто в мире чувственных явлений, а в сверхчувственном мире, который выражается в свободе, бессмертие, Боге.

Свобода по Канту - условие личной ответственности человека в ходе принимаемого нравственного решения. Человек руководствующийся чувствами - не свободен. Психоэмоциональные процессы протекающие в человек, а так же акты сознания (мышление, чувства, воля) содержат в себе бесконечную череду причинно-следственных связей. Исходя из этого, человек - не свободен. Обоснование свободы Кант выводит из различия в определениях мира явлений и «вещей в себе». Поступки совершенные в реальном времени, подчинены причинно-следственным связям и следовательно они (поступки) совершались бы с точки зрения фатальности. Человек в этом случае являлся бы марионеткой высших законов и сил. Свободной действие человека, возможно только тогда, когда оно не совершалось бы в реальном времени. Человек принадлежит не только миру явлений но и умопостигаемому миру. Поэтому понятие времени Кант определяет как априорную форму нашей чувственности. Время обладает идеальными свойствами. Следовательно, свобода возможно только в мире умопостигаемом.

Как существо нравственное человек не есть явление, а представляет собой «вещь в себе». Человек - субъект нравственной воли. Время перестает быть условием его эмпирического (реального) действия. Время является условием свободного действия человека, совершаемого на основе нравственного выбора. При условии идеального характера времени деятельность человека необходимо рассматривать как свободную деятельность, деятельность совершаемую на основе свободного выбора.

Признание свободы является необходимым условием деятельности человека, так как иначе невозможно признание личной ответственности за совершаемые поступки. Исходя из этого, теоретическую способность человека нужно признать в качестве аксиомы - как необходимое требование практического разума.

Характерные приметы этики категорического императива: «средство и цель сама по себе», «вещь и лицо», «цена и достоинство». Нравственность - это не только средство регулирования индивидуального поведения. Она является еще и условием духовного выживания человека. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей начинается деградация личности. Максима категорического императива, возведенная в принцип (от лат. principium – правило, основа) преобладает на желаниями и потребностями, а так же над изменяющимися обстоятельствами.

Понятие долга - важнейшее содержание категорического императива. В «Критике практического разума» слово «долг» характеризуется как некий принцип, который требует подчинения. Долг - априорная идея чистого практического разума. Категорический императив конкретизирует понимание долга, указывает как должно поступать, чтобы следовать велениям совести. Категорический императив так же определяет нравственное поведение человека как гражданина, который свободно починяется законам общества. Это подчинение определяется Кантом как согласие, которое является и психологическим и социальным. Свободная воля заключена не внутри конкретного человека, а в том способе, каким личность относится к социальной реальности.

Значение этики Канта: Кант определил этику как важнейшую часть философского знания. Кант вскрыл глубинные основания нравственного сознания. Человек подчинен абсолютному моральному закону, согласно которому нравственный поступок имеет характер долженствования, максима которого должна быть признана всем обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: