Философия серебряного века

 

 

Начало XX в. в России - время культурного и рели­гиозного возрождения. Подъем художественного творчества по­лучил свое выражение в литературе, поэзии, музыке, театре, бале­те, живописи. Развитие отечественной культуры в целом в этом период — период Серебряного века В начале XX в. в России жили и работали выдающиеся русские мыслители. В 1922 г. советское правительство арестовало свыше сотни профессоров и писателей по обвинению их в расхождении с советской идеологией. Среди них Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Н. О. Лосский.

Русская философия XX в. — широкий многосторонний и мно­гоаспектный процесс развития мировоззренческих идей, фило­софских концепций о внутренней природе мира и человека, кото­рый включает и диалектико-материалистические взгляды, и религиозно-символические, и мистические.

Русский экзистенциализм Н. Л. Бердяева. Николай Александ­рович Бердяев (1874—1948) — наиболее известный в мире рус­ский религиозный философ XX в. В эмиграции он написал «Но­вое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931); «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937); «Русская идея».

Мировоззрение Бердяева — разновидность экзистенциальной философии, т. е. философии человеческого существования. Со­гласно Бердяеву, есть два мира: царство природы и царство духа (Бога). Бытие Бога дается человеку внерациональным путем — через личный духовный опыт. Божество находится за пределами естественного мира и может раскрыть себя только символически. Бог всевластен над сотворенным миром, но не имеет власти над свободой, которая не им создана. Свобода понимается Бердяевым не как врожденная, природная или социальная способность чело­века, а как первичная и фундаментальная реальность, проникаю­щая во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Исторический процесс состоит в борьбе добра против иррациональной свободы.

Наряду с проблемой свободы в центре философии Бердяева стоит проблема личности. Личность — не часть общества и не часть космоса. Творческая деятельность человека есть не что иное, как дополнение к общественной жизни. Бог и человек как бы существуют друг в друге. Только в любви, в свободном проявлении духа достигается его победа над приро­дой, над рабством и смертью — поэтому Бердяев называет свою философию экзистенциальной (или персоналистической).

Бердяев ставит личность выше общества, нации, государства. Общество должно исходить из признания высших ценностей че­ловеческой личности и ее права на достижение всей полноты жиз­ни. Философия равенства ведет к разрушению личности, к насаж­дению духа зависти, обиды и злобы. Бердяев критиковал социализм в Советской России, но также капитализм и буржуаз­ное общество. Гуманизм как продукт западной цивилизации за­вершил полный цикло своего развития и перерос в свою противо­положность. Современный гуманизм клонится к «царству Антихриста», доказательством чего являются бесчеловечные собы­тия XX в. — мировые войны, революции, социальные конфликты.

Русский марксизм. Первый крупный теоретик и пропаган­дистом марксизма в России Г. В. Плеханов (1856—1918). «Ле­гальные» марксисты (Н. А. Бердяев, С. И. Булгаков, С. Л. Франк, П. Б. Струве и др.) — философы и экономисты — увиде­ли в марксизме строго научную теорию развития общества. В 1902—1905 гг. легальные марксисты отказались от марксистского материализма и атеизма и перешли на позиции ре­лигиозной философии всеединства Вл. Соловьева.

Философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поис­ками идей, которые в перспективе могли бы привести к обновле­нию мировоззренческих позиций, преодолению стереотипов и догматизма.

Русский космизм. Уникальное направление отечественной фи­лософии — русский космизм. Идеи космизма о неразрывной свя­зи человека и Вселенной известны с древнейших времен: язычес­кие славяне воспринимали космос как единый и одушевленный. Затем эти идеи проявляются в середине XIX в. как особое направ­ление в философской культуре России. Космисты опираются на данные современной им науки:

§ рассматривают Вселенную как единство природного и человеческого;

§ обосновывают идею космических перспектив социума;

§ связывают прогресс цивилизации с выходом его в космичес­кое пространство и обретением там нравственного совершенства.

В русском космизме выделяют три течения:

a) художественное (В. Ф. Одоевский, А. Н. Скрябин, Н. К. Ре­рих, Н. К. Чюрленис) считает эстетические методы ведущими в освоении вселенского знания, осуществлении совершенствования мира и человека ­;

b) религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, П. А. Флорен­ ский) восходит к идее всеединства мира и творца, предлагает путь активной эволюции, направляемой человечеством на основе синтеза религии, философии и науки;

c) естественно-научное (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вер­надский, А.Л.Чижевский) стремится на основе объективного знания смоделировать будущее человеческой цивилизации, опре­делить судьбу человека и порожденной им культуры.

Николай Федорович Федоров (1889—1903) — религиозный мыслитель, родоначальник русского космизма. Главный труд: «Философия общего дела».Рассматри­вая общество в его историческом развитии, Федоров исходит из того, что благодаря обществу происходит истребление одного на­рода другим, вытеснение младшим поколением старшего. Глав­ные враги человечества — слепые природные силы. Борьбу с ними философ видит в нравственном долге «сынов и дочерей человече­ских» по отношению «к отцам», предкам, всем умершим. Долг этот заключается в «воскрешении людей».

В учении «общего дела» Федоров говорит о воскрешении всех умерших. Воскрешение — высшая гарантия бессмертия жизни — придаст нравственный характер всей вселенной и внесет в нее со­знание. Федоров предлагает «технологию» воскрешения и воз­можные пути, связанные с необходимостью работы всего челове­чества по собиранию рассеянных частиц праха умерших. Воскрешение невозможно для ограниченных существ, ибо вос­крешение есть не просто восстановление их в былой природе, а претворение их природы в высшую, самосозидаемую. Особую роль он отводил науке; предметом познания становится весь мир, вся Вселенная и сам человек. Христианство в учении Федорова — единственная религия, способная вести человечество по пути всеобщего спасения.

Утопичность учения Федорова несомненна. Однако заслуга философа в том, что, обосновывая необходимость регуляции при­роды, он открыл космические перспективы развития человечест­ва, способствовал экологизации человечества и наметил ориги­нальный подход к глобальной проблематике, которая сегодня актуальна и активно обсуждается.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) — выдаю­щийся космист, основоположник кос­монавтики, заложил основы баллистического проектирования ра­кет. В центре его интересов — проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности и бесконечности человече­ского существования.

По Циолковскому, космос заполнен различными формами жизни — от примитивных до существ, способных ассимилировать солнечную энергию. Современный человек — не завершающее звено эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Циолков­ский развивает идею атомарного бессмертия, концепцию атомар­ной антропологии, согласно которой организм человека есть гос­подство атомов, которые бессмертны и путешествуют от одного конгломерата или организма к другому.

С именем Циолковского связывают возникновение «космиче­ской этики». Императивы космической этики признают превос­ходство перспективных и совершенных форм жизни над несовер­шенными. Обмен атомами в космосе побуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке. Основным этическим принципом космоса становится уменьшение «суммы» вселенских страданий, зла и несправедливости, снижающее риск появления несовершенных форм «атомов-духов». Для достижения этих це­лей главной задачей высшего разума допускаются радикальные средства — от принудительного ограничения размножения нера­зумных существ до их безболезненного уничтожения и заселения высокоорганизованными формами. Гарантом осуществления кос­мической этики выступает творческая сущность Вселенной, кото­рая описывается Циолковским как «причина» (или «воля»). Од­ним из проявлений «зова» космической этики является извечное человеческое стремление к совершенствованию системы общест­венных отношений. Циолковский представляет устройство чело­веческого общежитии как некий сплав демократических устрем­лений и элитарных технократических и социалистических постулатов. Согласно взглядам Циолковского, успех процессов социальной рациональности человечества предопределен освое­нием космического пространства.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - выдающийся русский мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиобиологии, биогеохимии. Разработанное Вернадским учение о биосфере явилось одним из круп­нейших достижений мировой науки первой половины XX в.

В своем мировоззрении Вернадский стремился к органическому синтезу естествознания и обществознания. Он один из создателей антропокосмизма — учения, которое представляет в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гумани­тарную) стороны объективной реальности. В работах «Живое ве­щество», «Пространство и время в неживой и живой природе» он размышляет над проблемами, которые охватывают ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечества. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие «живое вещество», понимая под этим совокупность всех живых j организмов Земли.

Понятие «биосфера», по Вернадскому, есть пленка жизни, ко­торая возникла на поверхности планеты м способна поглощать энергию космоса и ассимилировать с ее помощью земное вещест­во. Биосфера усилила и ускорила эволюцию за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое вещество стало катализатором процесса развития. Согласно выводам Вернадского на протяжении всей истории Земли количество живого вещест­ва практически постоянно благодаря так называемым геохимиче­ским циклам или круговоротам веществ в природе.

Ноосфе­ра — сфера разума. Человек становится новой геологической си­лой. Под воздействием человеческой жизнедеятельности изменяется геохимическая миг­рация вещества. Ноосфера как сфера разума предполагает и но­вую разумную нравственность, и перестройку всего бытия для со­гласованного существования природы и человека.

Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — основатель космобиологии, создал концепцию взаимодействия космоса и ис­торического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями биосферы Земли, связывал революции, восстания, войны, крестовые походы, рели­гиозные волнения с эпохами максимальной солнечной активности, периодичность которых составляла приблизительно 11—12 лет. Развивая идею единства всего живого со всем мирозданием, Чи­жевский считал, что биосферу необходимо признать местом трансформации космической энергии.

Идеи русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского перекликаются с современ­ными представлениями о взаимосвязанном развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле как результате космичес­кой эволюции.

 

 

Подведем итоги

1. Русская культура является частью православной культуры, которая определила характерные черты русской философии. Выделим следующие: софийность, акцент на нравственно-этическую проблематику, религиозная форма.

2. Русская философия CIC века развивалась в русле противоборства двух тенденций - славянофильства и западничества. Славянофильство выступало за уникальный, неповторимый путь развития России. Западничество стремилось доказать, что культурно-историческое развитие России должно стать повторением исторического опыта Западной Европы.

3. Русская философия CC века представляла собой широкий процесс развития концепций о человеке и мире, включающие и религиозные и диалектико-материалистические взгляды.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Когда возникла русская философия?

2. Кто является первым русским философом?

3. Чем отличаются взгляды славянофилов и западников?

4. Раскройте специфику русской философии CC века.

5. Раскройте смысл и значение русского космизма.

6. Дайте характеристику основным положениям философии «общего дела» Н.Ф. Федорова.

7. Каковы основные положения «космической этики» К.Э. Циолковского?

8. Каково значение ноосферной идеи В.И. Вернадского?

 

 

Литература

1. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.,1995.

3. Зеньковский В.В. История русской философии

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

5. История философии: Запад – Россия- Восток: В 2 кн. М.,1996.

6. Введение в русскую философию. М.,1995.

7. Мысли о душе. Русская метафизика CUIII века. СПб.,1996.

8. Русский космизм. М.,1993.

9. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.,1973.

10. Вернадский В.И. Живое вещество. М.,1978.

11. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988.

12. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.,1991.

13. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Космическая философия// Русский космизм. М.,1993.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: