РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ
Общение | 1) Взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение,коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. |
Значимость каналов передачи информации
Слова | 7% |
Интонации | 58% |
Мимика/пантомимика | 35% |
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
Коммуникативная (информационная) | Обмен информацией между субъектами общения (мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, приобретаем знания) |
Интерактивная (взаимодействие) | Обмен между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. (Пример: входя в автобус, мы молча протягиваем кондуктору деньги за проезд – информации нет, взаимодействие есть) |
Перцептивная (эмоции, понимание) | Процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга |
ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ
|
|
Функциональные | Объектные |
· оказание помощи другому человеку; · получение помощи; · поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия); · поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу; · самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения); · приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение); · изменение мнения, намерения, поведения другого человека. | связаны с выбором партнера по общению |
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
1. Информационная (передача и прием информации, знаний и умений);
2. Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
3. Регулятивная (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);
4. Социальный контроль (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);
5. Социализация (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
|
|
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
1. Светское | При этом виде общения люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в положенных случаях. |
2. Формально-ролевое | Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями, личностные качества вторичны. |
3. Монологическое | Субъект-объектное общение, при котором субъект связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения. |
4. Диалогическое | Субъект-субъектное общение, при котором субъект общения относится к партнеру как к ценности. |
5. Вербальное | Основным средством общения является речь. |
6. Невербальное | Основным средством общения выступают мимика, жесты, поза, интонация голоса и т.д. |
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
Фактический | Предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора на условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться |
Информационный | Происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). |
Личностный | Характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность | Особая, свойственная человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром, во время которого человек удовлетворяет свои потребности и достигает цели. |
Виды деятельности: 1) Игровая 2) Познавательная (учебная) 3) Трудовая 4) Общение 5) Творческая |
å | Общение â | æ |
Сторона деятельности | Средство деятельности | Вид деятельности |
Организует процесс взаимодействия в группе | В социальных профессиях | В подростковом возрасте |
Общение и деятельность – едины. |
Совместная деятельность | Организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. |
Признаки совместной деятельности 1. Единая цель для участников, включенных в деятельность. 2. Общая мотивация. 3. Объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого. 4. Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками. 5. Согласование индивидуальных деятельностей участников. 6. Управление. 7. Единый конечный результат. 8. Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. Структура совместной деятельности:1. Единые цели.2. Общие мотивы.3. Совместные действия. 4. Общие результаты. |