А) ИДЕОЛОГИЯ КОМПАНИИ
Корпоративная идеология – совокупность идей и взглядов, выражающих интересы, отношение бизнеса (его собственников и сотрудников) к себе, обществу и отдельным социальным группам; определяющих нормы поведения компании на рынке и в обществе.
Идеология, как система ценностных установок, ориентиров норм и принципов поведения, объединяет сотрудников для достижения общих целей и становится конкурентным преимуществом на рынках труда и сбыта.
Цели идеологии:
- создавать и формулировать идеи, выражать и представлять элементы корпоративной культуры;
- формировать устойчивые типы восприятия, поведения и ценностных ориентаций;
- переводить смысловое содержания элементов корпоративной культуры с внешнего (коллективного) уровня на внутренний (индивидуальный);
- осуществлять саморепрезентацию компании во внешней среде.
Принципы идеологии:
- системность (целостный подход к реализации);
- соответствие масштаба и интенсивности;
- непрерывность воздействия;
|
|
- согласованность воздействия с другими организационными и управленческими процессами.
Элементы идеологии компании:
1) Философия компании – это совокупность смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей, это основополагающие установки, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Она может включать в себя такие составляющие, как миссия, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании, обязательства компании перед заинтересованными группами.
2) Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования.
А если еще проще: МИССИЯ КОМПАНИИ – общественная польза, которую компания намерена принести (или уже приносит) окружающим.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах.
Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный, прежде всего, на формирование имиджа организации в обществе.
Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
1. цель функционирования организации,
2. область деятельности организации,
3. философия организации,
4. методы достижения поставленных целей,
5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
3) Видение — образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата. Если миссия формулируется в общих словах, то видение должно быть предельно конкретно. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение, но не миссия.
|
|
Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь — это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел, к которому стремится компания.
4) Принципы компании.
фундаментальные нормы и правила, являющиеся основой деятельности Компании.
Каждый сотрудник должен знать данные принципы и руководствоваться ими в своей деятельности.
Лозунги компании.
Ло́зунг — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование.
6) Ценности компании.
Организационные ценности– все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации.
Чтобы навести порядок в ценностях, стоит привести их в систему - «разложить по полочкам». Например, в книге профессора Пригожина А. И. «Цели и ценности» встречается такая классификация:
1.Ценности порядка - пунктуальность, дисциплина, управляемость, стабильность, безопасность, ответственность, согласованность.
2. Ценности развития - стремление к новому, инновационность, проактивность, конкурентность, синергия, ориентация на клиента, качество, профессионализм, лидерство на рынке, стратегичность, целеустремленность, карьера, темп.
3. Ценности отношений - командность, взаимная обязательность, доверие, состязательность, бесконфликтность, лояльность, уважительность, доброжелательность, демократизм, достоинство, открытость, честность.
4. Ценности благополучия - доходность, благосостояние, семья, природа, комфорт, здоровье, безопасность, образование, интересная работа.
5. Ценности социальные - польза для общества, социальная ответственность.
Еще один способ упорядочивания - построение иерархии ценностей. Иерархия ценностей предприятия во многом напоминает пирамиду потребностей А. Маслоу.
Возможны и другие классификации.
7) Нормы организационной культуры — общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, признаваемые приемлемыми в данной организации, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия ее членов.
8) Корпоративный кодекс - этосвод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в компании.
кодекс - это документ, который сообщает:
· новичку и сотруднику компании - что и как принято делать в компании,
· топ - менеджменту компании - какие способы достижения поставленных целей являются желательными и допустимыми,
· клиенту компании – что, и каким образом компания делает для него, чем руководствуется, что ценит, кроме своей прибыли,
· партнеру компании - насколько компания честна и справедлива по отношению к своим партнерам, заинтересована ли она в долговременных отношениях,
· обществу - о той пользе, которую компания приносит в этот мир, о той социальной ответственности, которую компания взяла на себя.
9) Стандарты корпоративные.
фирменный стандарт (корпоративный стандарт) – система инструкций, предписаний, которые обязан выполнять каждый сотрудник фирмы с целью:
- исключения типовых, воспроизводящихся ошибок;
- увеличения надежности и КПД бизнес-процессов;
- превращение удачных ситуаций в тиражируемую технологию.
Корпоративные стандарты направлены на эффективное решение бизнес-задач, стоящих перед фирмой, поскольку их введение позволяет: создать конкретную модель поведения, ожидаемого от работника; экономить время в организациях, постоянно привлекающих новый персонал; отсеивать персонал, который не хочет (не может, не готов) работать так, как требует фирма; снизить количество конфликтов в организации, улучшить микроклимат в коллективе; контролировать и оценивать персонал; облегчить создание фирменной системы обучения и развития персонала; выстроить систему мотивации и стимулирования в организации; упростить процесс принятия управленческих решений; сформировать фирменный стиль компании, отличающий её от конкурентов (конкурентное преимущество)[46,с. 110–113].
|
|
Типовой перечень корпоративных стандартов, которые обычно составляются в компаниях, включает следующие стандарты.
а) внешняя среда:
1) стандарты разговора по телефону.
2) стандарты взаимоотношения с клиентами.
3) стандарты поведения персонала в конфликтной ситуации.
б) внутренняя среда:
1) стандарты рабочего поведения:
2) стандарты рабочего времени.
3) стандарты безопасности.
4) стандарты служебного положения.
5) стандарты внешнего вида сотрудников.
4. Стандарты общения – речевые модули.
Стандарты технологии обслуживания.