Средства художественной выразительности

Учимся анализировать стихотворение

Приступая к анализу лирического произведения, определите для себя, зачем вы это делаете (отметка, которую поставит учитель, – неподходящая цель).

Если хотите передать чувства, эмоции, возникшие у вас во время чтения или после него, передавайте! Не бойтесь переложить на бумагу то, что творится у вас в душе. Нужно верить себе и верить словам. Они не подведут.

Если же хотите внимательнее рассмотреть литературоведческие аспекты, будьте последовательны и логичны. Старайтесь следовать плану и понимать, что вы анализируете произведение. Не отдельно рифму, тему, исторический контекст, а взаимодействие всех этих частей, связи между ними.

Перед тем, как начать анализ стихотворения, зафиксируйте тезис (напоминаю, что тезис – это утверждение, которое необходимо доказать или опровергнуть). Смотрите на него каждый раз перед тем, как приступаете к написанию новой части анализа. Так ваша работа станет целостной и завершенной.

Вы можете менять пункты плана местами, добавлять свои, некоторые соединять. Главное – теоретически грамотно и эстетически пристойно изложить СВОЕ мнение о тексте, стараясь при этом понять автора.

Внимание! Обязательно используйте цитаты. Вы ведь анализируете Текст! Его величество Текст! Уважайте его и оказывайте знаки внимания.

0. Вступительные предложения. Называете автора и произведение.

1. Культурно-исторический контекст.

Любое стихотворение написано в определенное время. Время это очень важно для понимания произведения. Что происходило в политике, в сфере общественных отношений, в культуре, в науке? Подумайте об этом, почитайте, постарайтесь найти связь с текстом.

Автор.

Текст не может возникнуть сам или вырасти на дереве. Любой текст кто-то создает. И этот кто-то очень важен. Потому что он Автор. Что происходило в жизни этого человека, чем он интересовался на момент написания стихотворения, о чем писал друзьям, кого любил. Если получится что-то выяснить, если что-то знаете, тоже попробуйте найти отражение событий и идей в тексте.

История создания стихотворения.

Если вы разыщете что-то, связанное с историей написания конкретного произведения, это будет замечательно! Напишите об этом.

Смысл названия.

Название стихотворения – это kлюч к его пониманию. Это как экстракт, который добыл поэт из текста. Надо ценить, надо хорошенько принюхаться и присмотреться к названию. Если названия нет (***), это тоже ведь о чем-то говорит?

Тема стихотворения.

О чем стихотворение. Если бы пробовали пересказать другу стихотворение (это не так просто), что бы вы сказали? Вот это, думаю, и будет тема. Если бы снимали кино по стихотворению, что вы было на экране? Когда говорите о теме, используйте имена существительные. Цитаты!

6. Идея.

Если человек что-то делает, он это делает не просто так. Он делает это зачем-то. Зачем? Вот об этом и подумайте. Объяснить, показать, дать почувствовать, передать, доказать, напомнить, помочь задуматься, дать почву для размышлений, ответить на вопрос, прославить и так далее. Думайте, выбирайте. Цитаты!

Основная мысль.

Представьте, что ваша голова и голова автора – это сейфы (представляйте не слишком образно). Что бы автор хотел переложить из своего сейфа в ваш? Какую мысль / идею / думу? Это и есть основная мысль. Цитаты!

Настроение.

Закройте глаза, загляните внутрь себя. Что там? Как вы себя сейчас чувствуете? Что привело вас в такое настроение? Какие слова, какие обороты речи? Грустно или радостно вам, хочется ли вам действовать или размышлять? Вы ощущаете покой? Эта магия чувств, это их преображение – заслуга текста. Поймите, как автор этого добился.

Образы.

Образы – это духи, живущие в тексте. Они выбираются из строк и врываются в наши души. Кто ворвался в вашу душу сейчас? А где он был в тексте? Как он представлен нам, читателям? Есть образы ключевые – те, которые врываются в душу первыми. И есть образы менее значимые, второстепенные. Они возят хороводы вокруг образов ключевых, помогая им жить полной жизнью.

Лирический герой.

Термин впервые сформулирован Юрием Тыняновым применительно к творчеству А.Блока.

Вы смотрите на бумагу, смотрите на черные фигyрки букв, а видите и чувствуете целый мир. Чьими глазами вы смотрите на мир? Чьим сердцем чувствуете? Чьими руками обнимаете Всленную? Лирического героя. Кто он? Сколько ему лет? Как он жил и живет? Похож ли он на поэта? Или это его противоположность? Подумайте об этом.

Композиция.

Представьте, что текст – это констрyктор. Из каких частей он состоит? Перемешаны или собраны части? Почему они находятся в такой последовательности? Приглядитесь, некоторые части зеркальные! Заглянув в них, можно увидеть другую часть текста. Вот об этом волшебстве и говорите. С чего начинается? Чем завершается? Где наивысшая точка развития сюжета или мысли? Сюжетно ли стихотворение?

Средства художественной выразительности.

Вы уже написали, зачем и о чем написано стихотворение. Теперь разглядите, как оно написано? Какие приемы использовал поэт, чтобы заинтересовать вас, вдохновить, вызвать на разговор? Обратите внимание на слова, имеющие переносное значение. Откуда оно взялось? Это привычное преображение сути слова или авторское изобретение? Изобретение? Как поэт добился этого?

Тропы: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм.

Фигуры: лексический повтор, анафора, эпифора, градация, многосоюзие, плеоназм, эллипсис, бессоюзие, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; умолчание, оксюморон.

13. Стихотворный размер.

Это схема строения стихотворной строки. При силлабо-тонической системе основа – сочетание различного количества слогов и размещение ударений.

Двухсложные размеры: хорей – ' – (ударные 1, 3, 5, 7 слоги), ямб – – ' (ударные 2, 4, 6, 8 слоги),спондей –' –' все слоги ударные).

Трехсложные размеры: дактиль –' – – ударные 1, 4, 7 слоги),амфибрахий – – ' – (ударные 2, 5, 8 слоги),анапест – – –' (ударные 3, 6, 9 слоги).

Стихотворный размер не просто нужно определить, а понять, почему поэт выбрал именно такой способ стихосложения.

14. Рифма.

Это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. В организации стиха рифма играет большую роль, так как она связана не только с ритмом, но и со звуковой организацией стиха в целом, с лексикой, интонацией, синтаксисом.

По расположению ударений в рифмующихся словах: - мужская (ударение на последний слог),- женская (ударение на втором конце от конца строки),- дактилическая (ударение на третьем с конца строки слоге),- гипердактилическая (ударение на 4 и последующих от конца слогах).

По расположению в строках: - парная, или смежная (аабб),- перекрастная (абаб),- охватная, или опоясанная (абба).

По совпадению звуков: - точная («гор – спор»),- неточная («рассказ – тоска»).

По составу: - простая («чести-мести»),- составная («ста расти – старости»).

Почему использована именно такая рифма? Какое настроение это создает?

Подведение итогов.

Теперь представьте, что вы берете большую ложку и перемешиваете все, что было написано, так, чтобы получилось завершенное блюдo. Остановитесь еще раз на основных моментах, назовите поэта и стихотворение. Красиво завершите анализ стихотворения. Ведь именно конец работы запомнится вашему читателю. Так позаботьтесь о своем читателе! Пусть текст анализа стихотворения выглядит завершенным и целостным.

План комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст

Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
художественный — используется в художественной литературе).

4. Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.

5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: