Почему же, как показывает практика, оценка личностных качеств учителя приводит к конфликтам гораздо чаще, чем оценка результатов его деятельности. Первой причиной является более слабая разработанность критериев, показателей и индикаторов оценки личности педагога. Вторая причина связана с гораздо более значительными отличиями между внешней оценкой личности и самооценкой. Многие люди способны довольно объективно, хотя бы для себя, оценить собственный уровень профессионализма. Намного меньшее число педагогов могут также объективно оценить свою личность. Увидеть недостатки в своей работе легче, чем признать наличие плохих черт в собственном характере.
Поэтому, оценивая личность учителя, руководителям школы необходимо проявлять педагогический такт. Луч-
Глава 6
ше сообщать оценку в индивидуальной беседе. Основными личностными качествами, обеспечивающими успешность работы учителя, являются честность, уважительное отношение к учащимся и коллегам, патриотизм и др.
|
|
4. Человек может вести себя совершенно по-разному при взаимодействии с различными людьми. В семье он такой, в кабинете у начальника — другой, при разговоре с подчиненным — совсем иной, в общении с детьми — тоже другой и т. д. Оценка руководством школы учителя будет более объективной, если подкреплена мнением о нем учеников. Возможно, не все с этим согласятся. Такое несогласие, во-первых, может быть вызвано тем, что мнение учеников об учителе иногда выявляется неграмотно, с нарушением педагогической этики. Во-вторых, директор может использовать полученные сведения не во благо для дела. Тем не менее, опытный руководитель общеобразовательной школы всегда знает, как ученики относятся к тому или иному учителю. Это знание помогает ему своевременно обнаружить и урегулировать естественные противоречия, возникающие во взаимоотношениях педагога и школьников. В пользу участия учеников в оценке учителей, говорят и следующие аргументы.
7. Руководители школы и проверяющие обычно оценивают не более 3-7% уроков, проводимых конкретным учителем. Ученики же присутствуют на 100% уроков.
8. Не секрет, что к открытым урокам, другим проверочным занятиям учитель готовится не так, как к обычному уроку. На проверках учитель естественно стремится показать максимум из того, на что он способен. Качество же его работы реально определяется не потенциалом, а результативностью повседневного труда. Другими словами, ученики оценивают качество типичного для данного учителя урока. Проверяющие, как правило, оценивают нетипичный урок.
9. Проверка и оценка уроков осуществляется ограниченным числом людей. Учеников у учителя обычно гораздо больше, чем тех, кто его проверяет. Это повышает объективность оценки учащихся. Чем больше оценивающих, тем меньше субъективизм средней оценки.
|
|
10. Может быть, это главный довод: ученик оценивает урок именно с позиций ученика. Проверяющий на место ученика себя поставить не может. Поэтому ученики оценивают тот компонент уроков, который проверяющие могу
Как оценить ученика или учителя без конфликта
оценить лишь приблизительно. Следовательно, оценка учеников существенно дополняет, делает более объективной общую оценку учителя.
11. Ученики и учителя — два главных коллектива, составляющих основу общеобразовательной школы. Школа организуется для учеников, а не для того, чтобы обеспечить работой ее директора. Поэтому в школе нет ни одной крупной проблемы, правильно решить которую можно было бы, не поставив в центр или игнорируя интересы учеников. Объективность оценки деятельности учителей заметно влияет на работу школы в целом. Поскольку уроки проводятся все же для учеников, а не для проверяющих, оценку обучаемых игнорировать просто невозможно.
12. Проверяющие сообщают свою оценку учителю лично, а ученики — с помощью модульного социотеста, к тому же они дают оценку* анонимно. Анонимная оценка обычно объективнее. Ученик в силу возрастных особенностей часто более искренен в своих оценках, чем умудренный жизненным опытом проверяющий.
Оценку учениками учителя лучше выявлять не прямо, а косвенно: например, задав вопрос, уроки по какому предмету им нравятся больше всего. Без особой нужды не стоит ставить учеников в ситуацию, когда им нужно оценить не только деятельность, но и личность учителя. И наконец, если директор ограничен в возможностях, можно таким образом определить, кого из учителей ученики считают лучшим. Те учителя, которых ни один учащийся не отнесет к числу лучших, возможно, имеют проблемы во взаимоотношениях с детьми.
Если в школе есть психолог, то для оценки отношения учащихся к учителям можно использовать две первые шкалы модульного социотеста (см. главу 4). Выявление отношений является не прямой, а косвенной оценкой. Ответы ученика всего на два вопроса: «Оцени свое отношение к учителям...» и «Оцени, как, на твой взгляд, учителя относятся к тебе» — позволяют получить огромное количество информации, характеризующей взаимоотношения педагогов и учеников. Выявляются все, без исключения, конфликты и оценивается степень их остроты. Устанавливается общая картина взаимодействия между двумя основными школьными коллективами.
Глава 6
Практика показывает, что против такой оценки обычно выступают учителя, у которых не все благополучно с содержанием и организацией уроков либо есть напряженность во взаимоотношениях со школьниками. Подчеркнем еще раз: учащиеся оценивают учителей гораздо чаще, чем те их. Оценка учителей учениками тоже существует и оказывает заметное влияние на качество работы общеобразовательной школы. Руководство использует эти оценки для улучшения управления школьными коллективами. Основная проблема заключается не в том, чтобы сделать публичной оценку учителей учениками. Главное — так организовать процедуру определения и использования результатов оценки, чтобы это было на пользу учителям, ученикам и школе в целом. Таким образом, оценка учителя учениками существенно дополняет, делает более глубокой, всесторонней и объективной оценку учителя руководством школы.
5. Из сказанного выше следует, что представление об учителе будет более объективным и всесторонним, если традиционную оценку его руководством «сверху» дополнить оценкой учеников «снизу» и даже оценкой коллег «сбоку» (схема 12).
Схема 12