Принцип действия (порядок токосьёма)

Высоковольтное оборудование.

 

Т – Токоприёмники (штаги). Делятся на левый и правый:

- левый (+), служит для снятия энергии с контактной сети.

- правый (-), служит для возвращения энергии обратно в контактную сеть.

 

АВ – Автомат, служит для мгновенного автоматического выключения всего высоковольтного оборудования троллейбуса, при коротком замыкании или перегрузки контактной сети. Так же автомат может включаться и выключаться в ручном режиме.

 

Д1_ТЭД_Д2 – Якорь тягового электро-двигателя (ТЭД) с двумя добавочными полюсами (Д1 и Д2).

 

С1__С2 – Серьесная обмотка возбуждения ТЭД.

 

Ш1__Ш2 – Шунтовая обмотка возбуждения ТЭД.

Р – блоки сопративлений.

 

РК – Контакт реостатного контролера, который служит для вывода блоков сопративлений.

 

В(н) – Контакт риверсора в положение «вперёд» или «назад».

 

А – прибор Амперметр, измеряет силу тока в силовой цепи и располагается на пульте водителя.

 

V – прибор Вольтметр, измеряет напряжение аккомуляторной батареи и двигателя-генератора.

 

В силовую цепь так же входит силовое вспомогательное оборудование:

 

ДВ – Вспомогательный двигатель, используется если для подзарядки аккомуляторной батареи установлен двигатель-генератор.

 

ДК – Двигатель компрессора, используется для создание сжатого воздуха и подачи его в систему.

 

ВВЦ – Включатель высоковольтной цепи. Устанавливается в кабине водителя слева или на задней стенке.

 

РН – Катушка реле напряжения.

 

ПП – Плавкий предохранитель, используется для мгновенного разъединения электрической цепи, которую он защищает от коротком замыкании.

 

ЛН – Контрольная лампа напряжения контактной сети. Установлена на пульте водителя.

 

 

Низковольтное оборудование.

 

Низковольтное оборудование представлено схемой цепи управления (страница 28). Включает в себя кулачковые элементы:

 

КВ – Кулачковый элемент контроллера водителя.

 

ТК - Кулачковый элемент тормозного контроллера.

 

Эти два элемента являются частью контроллера водителя и включаются пусковой и тормозной педалями.

 

СД – Серводвигатель, используется для вращения вала группового реостатного контролера (ГРК) по позициям.

 

 

Токоприёмник.

 

На троллейбусах токоприёмники штангового типа, разделены на левый (+) и правый (-):

 

- Левый (+). Служит для снятия электрической энергии с контактной сети и передачи её на электрическое оборудование троллейбуса.

- Правый (-). Служит для отдачи электроэнергии обратно в контактную сеть.

Токоприёмники устанавливаются на крыше, через диэлектрическую дорожку и двухслойную изоляцию фарфоровыми изоляторами, на общею плиту. Токоприёмник состоит:

- основание.

- штангодержатель.

- штанги.

- токосъемной головки.

Основание представляет собой металлическую плиту, в центре которой есть выступ – ось. На ось, с помощью двух конических роликовых подшипников устанавливается подвижный механизм штангодержателя. С боков от него имеется ограничители поворота, благодаря которым штангодержатель может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 110 градусов, а троллейбус может отклоняться в стороны от оси контактных проводов до 4 метров.

 

Штангодержатель имеет в основании – вилку, а в верхней части – разрезную трубу.

Вилка крепится к нижним приливам основания и может свободно поворачиваться, благодаря смазанным шариковым подшипникам приливов.

С боку на разрезной трубе есть выступы, на которые крепятся мощные натяжные пружины, зафиксированные шайбами со вставлением шплинтов, через стержни пружины закрепляются к верхним приливам основания.

Таким образом натяжные пружины служат для подъема токоприёмника и обеспечивают давление его на контактный провод с усилием 12 – 14 кг.

Сверху на вилке имеется две буферные пружины, которые установлены на металлическом стержне, проведённом через выступ с отверстием на штангодержателе. Стержень крепится к приливу основания и имеет открытый вид. Буферные пружины ограничивают движение токоприёмников по высоте:

- максимальный подьём до 7,2 м.

- максимальное опускание до 2,5 м.

Верхний конец трубы штангодержателя выполнен с разрезом, вовнутрь вкладывается резиновая изоляционная трубка и после установки штанги разрез плотно стягивается двумя винтами. Чтобы защитить соединение трубы и штанги от попадания влаги, поверх его ставится резиновая манжета, которая стянута хомутами.

Штанга – труба постепенно уменьшающегося сечения, которая снаружи покрыта плотной изоляцией. Внутри её проведён толстый изоляционный провод, по которому ток проходит от токосьёмной головки на высоковольтное оборудование и на оборот.

На конец штанги, сверху устанавливается пластмассовая или резиновая изоляционная втулка, поверх которой на штангу плотно крепится разрезной башмак. Края башмака скрепляются двумя винтами и гайками и внутри его есть клемма с винтом для присоединения изоляционного провода выходящего из штанги. На конце башмака есть вертикальное сквозное отверстие, в него с помощью пяты крепится подвижная головка токоприёмника.

Пята – стержень особой формы, снизу он крепится зашплинтованной гайкой, а сверху имеет расширение в форме тарелки. Это расширение зажимается снизу – сферным держателем, сверху – омеднённым вкладышем и скрепляются между собой двумя винтами.

Благодаря своей форме держатель и вкладыш могут свободно вращаться вокруг пяты и качаться в горизонтальной плоскости на угол до 15 градусов.

С боку к вкладышу винтами крепится две щёчки, между которыми зажимается контактная графитовая вставка. Для передачи тока от вставки на провод штанги, внутри пяты установлена графитовая щётка.

При сходе штанги, провод может застревать между головкой и башмаком. Для защиты от этого на башмак дополнительно ставится металлический язычок – обтекатель, который подвязывается тонкой медной проволокой. Провод выходящий из штанги, проходит частично внутри и снаружи штангодержателя и на крыше имеет свою петлю.

 

Принцип действия (порядок токосьёма).

После подсоединения токоприёмников к контактной сети, обязательно с соблюдением полярности (сначала правый затем левый) и включении автоматического выключателя, водитель запитывает троллейбус от контактной сети. При этом ток с левого (+) провода поступает на графитовую вставку токосьёмной головки и проходит на омеднённый вкладыш и графитовую щётку, которая обеспечивает надежное прохождение тока со вкладыша на пяту. С неё ток идёт на башмак головки и оттуда поступает на клемму, далее по проводу от клеммы ток проходит через включенный автоматический выключатель и далее поступает на высоковольтное оборудование троллейбуса.

Пройдя по всем аппаратам высоковольтной цепи и подключив их к работе, ток подходит к правому (-) токоприёмнику. Далее ток по изоляционному проводу следует до клеммы башмака, откуда через все состовные части токосьёмной головки отдаётся обратно в контактную сеть. Таким образом высоковольтная цепь (схема) троллейбуса замыкается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: