Принцип действия по позициям контроллера водителя

 

«ХА-1». Контакт КВ (М-1) по 26 проводу замыкается, но контакт РК 15-18 по 27 проводу будет оставаться разомкнутым, так как вал ГРК ещё не дошел до 15 позиции. Поэтому на катушку СР питание не поступает, стоп-реле выключено, серводвигатель работает и вращает вал ГРК по позициям до 15 включительно. Когда вал ГРК дойдёт до 15 позиции, контакт РК 15-18 замкнётся, стоп-реле включится, его блок-контакты переключаются, создаётся тормозной контур и серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 15 позиции. При этом в кабине на пульте водителя загорится лампочка 15 позиции ГРК, а значит троллейбус набрал скорость 40 км/ч.

 

«ХА-2». Контакт КВ (М-1) по 26 проводу размыкается и катушка СР перестаёт получать питание, а значит серводвигатель начинает вращать вал ГРК с 15 на последующие позиции. По 41 проводу контакт КВ 2 замкнётся, но по разомкнутому контакту РК 17-18 ток на катушку СР не идёт, а значит вал ГРК вращается с 15 по 17 позицию. Когда вал ГРК дойдёт до 17 позиции, по 41 проводу замкнётся контакт РК 17-18 и включится стоп-реле, его блок-контакты переключатся, создаётся тормозной контур и серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 17 позиции. При этом в кабине на пульте водителя загорится лампочка 17 позиции ГРК, а значит троллейбус набрал скорость 55 км/ч.

 

«ХА-3». Контакт КВ 2 по 41 проводу разомкнётся и стоп-реле выключится, а значит серводвигатель начинает вращать вал ГРК с 17 на 18 позицию. Когда вал ГРК дойдёт до 18 позиции, контакт РК 18 замкнётся и по замкнутому контакту КВ 3, стоп-реле включится, его блок-контакты переключаются, создаётся тормозной контур и серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 18 позиции. При этом в кабине на пульте водителя загорится лампочка 18 позиции ГРК, а значит троллейбус набрал скорость 65 км/ч.

 

«ХА 3 -> 0». При отпуске пусковой педали размыкаются контакты КВ по 26, 31, 40, 41 проводах, но по 24 проводу контакт РК 2-18 остаётся замкнутым. Через него по замкнутому блок-контакту ЛК-1, ток поступает на обмотку возбуждения серводвигателя «назад». В это время катушка СР, его блок-контакты принимают положение как нарисованы по схеме, серводвигатель работает получая питание через замкнутый блок-контакт ЛК-3, вал ГРК проворачивается в обратном направлении. Когда вал ГРК дойдёт до 1 позиции, контакт РК 2-18 по 24 проводу разомкнётся и выключит обмотку возбуждения серводвигателя «назад», вместе с ним размыкается блок-контакт ЛК-3 по 25 проводу и серводвигатель отключается. Одновременно по 35 проводу замыкается контакт РК 1, создаётся тормозной контур, серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 1 позиции. В кабине на пульте водителя лампочки позиций ГРК гаснут. Контакт РК 1 по 5 проводу замыкается и 5 провод снова готов к работе.

 

Неисправности.

Если стоп-реле неисправно, то серводвигатель не отключается, а вал ГРК вращается без остановки по позициям. В результате сопротивления выводятся быстро без разделения по блокам, а сила тока в силовой цепи резко увеличивается. Троллейбус начинает движение резкими рывками, что может привести к падению пассажиров в салоне или срабатыванию аппаратуры защиты (РТ или АВ), которое отключает тяговый двигатель, но тем неменее на таком троллейбусе работать запрещается, требуется возврат в депо только на буксире.

 

РВ (реле времени).

 

Специальное реле, у которой на сердечнике имеется дополнительная втулка. Она даёт задержку по времени включения реле около 0,8 секунды, при включении и отключении катушки РВ. Таким образом реле времени включается не сразу как включилась катушка и отключается тоже не сразу. Реле времени обеспечивает очерёдность при включении параллельных проводов в цепи управления, чтобы избежать перегрузок в электрических цепях. На троллейбусе данный тип реле применяется в качестве РВ и РВ 1.

 

Принцип действия.

Катушка РВ находится на 7 проводе цепи управления, блок-контакты находятся по 5, 8, 31 проводах. При нажатии на пусковую педаль по 5 и 7 проводам замыкаются контакты КВ (М-3). По 5 проводу ток поступает на катушки ЛК-1 и ЛК-2, их блок-контакты в цепи управления переключаются, в том числе и блок-контакт ЛК-2 по 7 проводу подавая питание на катушку РВ. Она включается, а её якорь срабатывает только через 0,8 секунды. В это время в силовой цепи замыкаются силовые контакты ЛК-1 и ЛК-2 и ток с левого (+) токоприёмника поступает на тяговый двигатель, подключая сопротивления Р 12 и Р 21. Чтобы небыло рывка, при страгивание троллейбуса с места используется оттяжка по времени 0,8 секунды.

После этого реле времени включается, его блок-контакт по 8 проводу замыкается и подключает катушку ЛК-3, его силовой контакт замыкается и выводит сопротивления Р 12 и Р 21, тем самым сила тока на тяговый двигатель немного увеличивается и позволяет троллейбусу, преодолевая сопротивления качению плавно стронуться с места.

При отпуске пусковой педали, блок-контакты РВ по 5 и 7 проводу размыкаются вместе с контактами КВ (М-3), следовательно по 7 проводу выключается катушки РВ и ЛК-3, а по 5 проводу катушки ЛК-1 и ЛК-2 продолжают получать питание так как блок-контакт РВ под 5 проводом ещё замкнут (оттяжка по времени 0,8 секунды). При выключении катушки ЛК-3, его силовой контакт размыкается и вводит обратно в силовую цепь тягового двигателя пуско-тормозные сопротивления Р 12 и Р 21, следовательно сила тока в обмотке якоря тягового двигателя будет снижаться.

Само реле времени выключится только через 0,8 секунды, его блок-контакты при этом размыкаются, а значит блок-контакт РВ по 8 проводу повторно отключит катушку ЛК-3, а блок-контакт РВ под 5 проводом выключит питание всего провода и следовательно питание катушек ЛК-1 и ЛК-2, поэтому их силовые контакты размыкаются раньше чем силовой контакт ЛК-3. Таким образом при «нулевом» значении силы тока, ток в обмотке якоря тягового двигателя не изменяется ещё 0,8 секунды.

 

РВ-1.

 

Реле используется только при сбросе тормозной педали. Катушка РВ-1 находится в цепи управления на 43А проводе, а его блок-контакт под 20 проводом.

 

Принцип действия.

При сбросе тормозной педали контакт ТК 1-2 на 43А проводе размыкается и отключает питание катушек РВ 1 и Ш 3. Контактор Ш 3 отключается сразу, а РВ-1 остаётся включенным ещё 0,8 секунды, поэтому блок-контакт РВ-1 по 20 проводу будет замкнут и ток обходя разомкнутый контакт ТК 1-2 будет поступать на катушку Т, его силовой контакт будет замкнут и на тяговом двигателе будет существовать тормозной контур ещё 0,8 секунды. Силовой контакт Ш 3 размыкается и отключает питание шунтовой обмотки тягового двигателя, в результате в тормозном контуре быстро снижается сила тока. Спустя 0,8 секунды выключается РВ-1 и блок-контакт РВ-1 по 20 проводу размыкается и отключает катушку Т, силовой контакт Т размыкается и при «нулевом» значении силы тока тормозной контур на тяговом двигателе исчезает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: