Государственное регулирование в условиях белорусской модели развития: сущность, характерные черты и этапы формирования.
Государственное регулирование экономики представляет собой воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Целостная система государственного регулирования включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.
Важнейшими составляющими белорусской модели развития на современном этапе являются:
сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
активизация интеграционных процессов со странами Евросоюза, СНГ и Россией, прежде всего экономических;
|
|
эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.
Механизм обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе основан на Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в переходный период можно условно разделить на 3 этапа:
1. 1991-1994 (спад) связан со спадом производства и высоким уровнем инфляции.
2. 1995-1996 (застой, точка перегиба к экономическому росту),
3. 1997-настоящее время (экономический рост) связан с относительно высокими темпами экономического роста.
Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государстве.
Система государственного регулирования состоит из множества взаимосвязанных между собой элементов и включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.
Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. (носители, исполнители (государственные органы), выразители интересов).
Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов.
Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организации и предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика. Объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.
|
|
Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством прямых и обратных связей между ними.
Прямая связь означает воздействие субъекта (государственного органа, должностного лица) на объект, т. е. направляет поведение объекта.
Обратные связи свидетельствуют о реакции объекта на управленческие решения и действия субъекта и в конечном счете определяют качество управления. (мининги).
Прямые связи могут быть вертикальными и горизонтальными. В зависимости от времени воздействия они могут быть постоянными, временными или эпизодическими. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку государственной власти присуще свойство централизации и концентрации. Такая тенденция встречает противодействие со стороны территориальных органов управления. Устойчивость система государственного управления приобретает в том случае, если прямые связи дополняются обратными.